ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 июля 2016 года N 1506-р

Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"]

(с изменениями на 28 мая 2020 года)

Информация об изменяющих документах



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция);

план мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов".

2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Концепции в установленной сфере деятельности.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

               

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2016 года N 1506-р

     

Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов"     

(с изменениями на 28 мая 2020 года)

     

I. Общие положения


Настоящая Концепция разработана в целях реализации прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в части предоставления им гарантированных мер социальной защиты, осуществления контроля за ходом, объемом и качеством предоставляемых услуг, а также предоставления услуг инвалидам и информирования инвалидов об их праве на меры социальной защиты (поддержки).

Настоящая Концепция определяет цели и задачи создания федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - информационная система), ее структуру, состав информационных ресурсов, этапы создания и развития, а также основные принципы функционирования информационной системы.

Информационная система обеспечит возможность обращения в электронной форме инвалидов в федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, органы местного самоуправления, предоставляющие муниципальные услуги, и организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также межведомственное информационное взаимодействие указанных органов исполнительной власти путем размещения и получения сведений, содержащихся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет общую координацию деятельности по созданию, ведению и использованию информационной системы.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и осуществляет координацию деятельности по подключению информационной системы к указанной инфраструктуре и единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Пенсионный фонд Российской Федерации является оператором информационной системы, а также государственным заказчиком работ по ее созданию и развитию.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р. - См. предыдущую редакцию)

Правомочия обладателя информационной системы и обладателя прав на результаты интеллектуальной деятельности, связанные с созданием информационной системы, в том числе на программные средства федерального реестра инвалидов, от имени Российской Федерации осуществляет оператор информационной системы.

Информация, содержащаяся в информационной системе, является официальной и юридически значимой. Информационная система подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Используемые в целях настоящей Концепции понятия означают следующее:

"инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

"информационная система" - федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр инвалидов", функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, в целях учета сведений об инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты;

"пользователи информации" - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, юридические лица, индивидуальные предприниматели, инвалиды (их законные представители), использующие информацию, размещенную в информационной системе;

"поставщики информации" - органы и организации, размещающие информацию в информационной системе;

"участники информационного взаимодействия" - оператор информационной системы, поставщики информации и пользователи информации.

II. Предпосылки создания информационной системы


Создание информационной системы осуществляется в рамках реализации статьи 5_1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), устанавливающей необходимость формирования и ведения федерального реестра инвалидов.

Информация в отношении инвалидов по отдельным показателям (образование, трудоустройство, пенсионное обеспечение, выполнение индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов и программ реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинские услуги, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, получение льгот, нуждаемость в улучшении жилищных условий и т.д.) находится в ведении различных ведомств и не доступна в оперативном и актуальном режиме.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует информационная система, содержащая актуальные сведения об инвалидах, которые могут использоваться как самими инвалидами (их законными представителями), так и государственными органами в целях выработки государственной политики и планирования своей деятельности.

Отсутствие достоверной информации о фактической численности инвалидов, об их уровне образования, трудовой занятости и потребности в мерах социальной защиты негативно сказывается на решении задач по контролю деятельности организаций, оказывающих услуги инвалидам, а также значительно затрудняет проведение анализа социально-экономического положения инвалидов.

Не решена проблема единой персонификации инвалидов в различных ведомственных системах. Отсутствие единого эталонного источника персонифицированной учетной записи инвалида значительно усложняет задачу корреляции данных о нем из различных источников.

Для повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и организаций созданы различные информационные системы, в том числе:

информационные системы Пенсионного фонда Российской Федерации, предназначенные для обеспечения выполнения возложенных на Пенсионный фонд Российской Федерации задач (программно-технический комплекс "Федеральная база данных пенсионеров" и программно-технический комплекс "Система персонифицированного учета");

государственная информационная система "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы", предназначенная для автоматизации процесса проведения медико-социальной экспертизы;

государственная информационная система "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах", предназначенная для обеспечения выполнения задач, возложенных на Фонд социального страхования Российской Федерации;

информационные системы в сфере охраны здоровья, предназначенные для обеспечения предоставления медицинских услуг и лекарственного обеспечения (единая государственная информационная система в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации);

информационные системы Федеральной службы по труду и занятости, предназначенные для обеспечения предоставления выплат отдельным категориям граждан, а также регистр получателей услуг, содержащий информацию об услугах по содействию занятости населения (программное обеспечение по центральным выплатам получателям ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий; программное обеспечение по формированию и обновлению баз данных получателей федеральных компенсационных выплат; автоматизированная информационная система "Реестр получателей государственных пособий гражданам, имеющим детей"; информационно-аналитическая система Общероссийская база вакансий "Работа в России");

единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам, создание которой осуществляется в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 года N 2125-р для обеспечения развития общего, профессионального и дополнительного образования.

Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы собственные информационные системы, которые также нуждаются в актуальных сведениях об инвалидах для выработки и реализации государственной региональной политики.

В реализации системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, принимают участие:

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями и осуществляющие функции по выработке и реализации государственной и региональной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих секторах сферы социального обеспечения инвалидов (органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, образования, культуры, опеки и попечительства, внутренних дел, физкультуры и спорта и др.);

государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);

организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, участвующие в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидам;

иные организации, а также индивидуальные предприниматели, участвующие в предоставлении услуг инвалидам в соответствии с заключенными государственными (муниципальными) контрактами;

общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии со своими учредительными документами участвующие в социальном обеспечении инвалидов.

Совершенствование процедур и методов государственного управления определяет требования к новым механизмам и инструментам организации информационных потоков в социальной сфере, соответствие которым возможно обеспечить только путем развития информационных технологий, перевода их на качественно новый уровень сбора, обработки и использования информации.

Создание информационной системы позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень функционирования ведомственных информационных систем, содержащих информацию об инвалидах.

Создаваемая информационная система позволит исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг и снизить количество документов и информации, подлежащих представлению для получения таких услуг.

III. Цели и задачи создания информационной системы


Основными целями создания информационной системы являются:

персонифицированное информирование граждан об их правах на меры социальной защиты (поддержки);

сокращение многократных обращений инвалидов в различные инстанции;

повышение качества государственных и муниципальных услуг посредством осуществления эффективного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организаций, подведомственных указанным органам, участвующих в предоставлении мер социальной защиты (поддержки) инвалидов, государственных внебюджетных фондов, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг инвалидам;

организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций актуальной статистической и аналитической информацией об инвалидах.

Информационная система должна обеспечивать решение следующих задач:

формирование федерального реестра инвалидов на основе учета сведений о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (включая потребность в медицинских услугах, лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, услугах в сфере образования, сопровождении при трудоустройстве и др.), производимых денежных выплатах инвалиду и об иных мерах социальной защиты;

отражение потребности инвалидов в обучении для прогнозирования необходимого количества мест для обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и своевременного создания для них специальных условий для получения образования;

отражение потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях в части профессиональной реабилитации и профессиональной ориентации, трудовой деятельности, трудоустройства (доступные виды труда, оснащение (оборудование) специальных рабочих мест с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации);

создание базы данных для выработки государственной политики в отношении инвалидов, разработки документов для целей стратегического планирования на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, разработки государственных программ, бюджетного планирования на основе детального учета потребностей инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения;

сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам, исполнения государственных функций, в том числе путем сокращения количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг, либо полного исключения необходимости представления инвалидом таких документов и информации;

обеспечение возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги;

обеспечение доступа инвалида к сведениям о ходе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации этого инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечение доступа инвалида к сведениям о предусмотренных законодательством Российской Федерации мерах социальной защиты (поддержки);

обеспечение доступа инвалида к сведениям об исполнителях, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), сроках и условиях их предоставления, в том числе в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалида, инвалидность которого наступила вследствие несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний;

обеспечение доступа инвалида к аналитическим сведениям о социально-экономическом положении инвалидов и их демографическом составе;

обеспечение актуального информирования гражданина о его правах на получение государственных услуг и иных сервисов и возможности их получения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", с возможностью направления отзыва о качестве оказанных государственных и муниципальных услуг на специализированный сайт ("Ваш контроль") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

обеспечение возможности направления в вышестоящие органы и организации инвалидом обращения в случае оспаривания действий (решений, бездействия) государственного или иного органа, организации, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностного лица, государственного или муниципального служащего либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров;

организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»