ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2017 года N 710-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 24.12.2015 г. N 688-П


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в государственную программу Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 24.12.2015 года N 688-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2015, выпуск 4, часть II; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 мая 2016 г.; 16 сентября 2016 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск 1, часть I), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Исполняющий обязанности
председателя
Правительства
Челябинской области
Е.В.РЕДИН


Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2015 года N 688-П
(в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 22 декабря 2017 года N 710-П)

Государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы


 Паспорт государственной программы Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы

Наименование государственной программы

-

государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы (далее именуется - Программа)

Основания для разработки Программы

-

Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство социальных отношений Челябинской области

Соисполнители Программы

-

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области;

Министерство культуры Челябинской области;

Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области;

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области

Программно-целевые инструменты Программы

-

отсутствуют

Основная цель Программы

-

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее именуются - МГН) в Челябинской области

Основные задачи Программы

-

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Челябинской области;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Челябинской области;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;

доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;

доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;

доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного);

доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения в Челябинской области;

доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Челябинской области;

доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получивших дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;

количество проведенных мониторингов состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Челябинской области;

доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста

Сроки и этапы реализации Программы

-

2016 - 2020 годы.

Программа в 2016 - 2020 годах реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем финансирования мероприятий Программы за 2016 - 2020 годы составляет 83010,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 29679,3 тыс. рублей;
в 2017 году - 17039,1 тыс. рублей;
в 2018 году - 16292,2 тыс. рублей;
в 2019 году - 10000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 10000,0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета составляет 32910,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 19679,3 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 17313,3 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 6939,1 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 4573,1 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 2366,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 6292,2 тыс. рублей, из них:

выделяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации - 1969,4 тыс. рублей;

выделяемых Министерством спорта Российской Федерации - 0 тыс. рублей;

выделяемых Министерством образования и науки Российской Федерации - 4322,8 тыс. рублей.

Объем средств областного бюджета составляет 50000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 10000,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 10000,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 10000,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 10000,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 10000,0 тыс. рублей.

Объем средств местных бюджетов составляет 100,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2017 году - 100,0 тыс. рублей;
в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;
в 2020 году - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и иных МГН в Челябинской области;

обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ соисполнителей Программы, органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы местного самоуправления) в создании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН в Челябинской области;

сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН в Челябинской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

обеспечение доступности пассажирского автотранспорта общего пользования в Челябинской области;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Челябинской области;

преодоление социальной разобщенности и барьеров во взаимоотношениях с другими людьми


 Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ


1. В 2012 году Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее именуется - Конвенция о правах инвалидов), утвердившая принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами беспрепятственного доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.

Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, примерной программой субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.03.2014 N 1949 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года".

Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.

Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество, а следовательно, не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.

Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности, что вызывает необходимость участия в процессе интеграции инвалидов многих органов исполнительной власти, специализированных учреждений и структур, деятельность которых направлена на формирование у инвалида максимальной самостоятельности и готовности к независимой жизни в обществе.

2. По статистическим данным, на территории Челябинской области на 1 ноября 2015 года проживает 244225 инвалидов, что составляет 6,9 процента от общей численности населения Челябинской области, в том числе 11611 детей-инвалидов, что составляет 0,3 процента от общей численности населения Челябинской области.

Многие инвалиды испытывают затруднения в передвижении из-за отсутствия безбарьерной среды на улицах городов, на объектах социальной инфраструктуры, в связи с неприспособленностью общественного транспорта к их нуждам. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Челябинской области.

Так, в муниципальных образованиях Челябинской области 40 процентов объектов не доступны для инвалидов и маломобильных групп населения. Полностью доступные объекты составляют лишь 10 процентов, остальные доступны условно либо доступны частично.

Понятие "безбарьерная среда" очень часто ассоциируется только с инвалидами, и прежде всего с людьми, страдающими нарушениями двигательных функций. Однако доступная среда нужна также пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период после травмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, беременным, женщинам с маленькими детьми на колясках.

Сводом правил "СП 59.13330.2012" дано определение МГН - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН здесь отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и другие.

В рамках Программы в Челябинской области планируется адаптировать к 2020 году 73 социально значимых объекта, что составит 76 процентов доступных для инвалидов и МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов, входящих в реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. В 2017 году количество объектов, адаптированных в рамках Программы, составляет 53. Также увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов до 55,2 процента.

3. Исходя из положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Челябинской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидам рекомендуется трудоустройство, однако условия труда не всегда доступны людям с ограниченными возможностями. Для трудоустройства зачастую необходимо образование, а в школах, средних специальных учебных учреждениях и организациях высшего образования практически отсутствует безбарьерная среда. Дети и подростки, ограниченные в движении, не должны быть оторваны от общества, для них должны быть созданы условия для обучения в обычных школах. Необходимо формировать толерантное отношение детского и взрослого населения к людям с ограниченными возможностями, развивать инфраструктуру территории, доступной для данной категории граждан.

В связи с этим в качестве важнейшего условия, обеспечивающего комплексность реабилитационных мероприятий, рассматривается создание безбарьерной, доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, то есть среды, оборудованной с учетом потребностей инвалидов и позволяющей им вести независимый образ жизни.

В целях реализации комплексного подхода к созданию безбарьерной среды для инвалидов и других МГН, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам наравне с другими учитываются потребности всех категорий инвалидов: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями.

Руководствуясь приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с возможностью учета региональной специфики", в целях объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в Челябинской области в 2013 - 2014 годах обследованы административные здания, а также здания образовательных организаций, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и искусства, физической культуры и спорта.

Проведенный мониторинг показал, что большинство зданий социальной инфраструктуры не отвечает всем требованиям доступности для инвалидов всех основных видов инвалидности по преимущественному ограничению жизнедеятельности: слепые и слабовидящие; глухие и слабослышащие; инвалиды, передвигающиеся на колясках; инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для решения проблемы доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других МГН в регионе проведена работа по формированию системы их паспортизации.

Результат паспортизации - реестр приоритетных объектов и услуг с указанием требуемых работ и размещение информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на карте доступности объектов Челябинской области (далее именуется - карта доступности), размещенной на сайте "Доступная среда" (www.zhit-vmeste.ru).

4. Меры, направленные на формирование доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, предпринимались в Челябинской области и ранее. Так, с 2007 года в Челябинской области реализовывались областные целевые программы:

"Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2007 - 2010 годы, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.10.2006 N 336 "О принятии областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2007 - 2010 годы";

"Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 15.12.2010 года N 301-П "Об областной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области" на 2012 - 2015 годы" (далее именуются - областные целевые программы).

В рамках вышеуказанных областных целевых программ приобретались технические средства для медико-социальной реабилитации инвалидов, спортинвентарь, оказывалась поддержка общественным объединениям инвалидов для осуществления социальной адаптации и реабилитации инвалидов, проводились областные мероприятия, конференции, соревнования, конкурсы, направленные на привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов, были дооборудованы звуковыми маяками светофоры для обеспечения безопасности передвижения инвалидов по зрению, 36 пунктов проката в муниципальных районах и городских округах Челябинской области были оснащены техническими средствами реабилитации, государственные учреждения системы социальной защиты населения были оборудованы пандусами, поручнями, был создан мобильный комплекс "Книга - всем".

С 2014 года реализовывалась государственная программа Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 года N 336-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" на 2014 - 2015 годы", в рамках которой за счет средств областного и федерального бюджетов удалось адаптировать следующие социально значимые объекты:

2014 год:

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Миасса;

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Катав-Ивановска;

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва";

государственное казенное учреждение культуры "Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых";

государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3";

специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 17 г. Челябинска;

частично адаптировано государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная клиническая больница N 3", в здании поликлиники осуществлена замена лифтов (с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями);

2015 год:

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Аши;

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Трехгорный;

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Троицка;

областное казенное учреждение Центр занятости населения города Снежинска;

областное казенное учреждение Центр занятости населения Агаповского района;

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба (далее именуется - Техникум-интернат инвалидов имени И.И. Шуба);

государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Челябинский детский дом-интернат" (для глубоко умственно отсталых детей);

государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Саткинский психоневрологический интернат";

государственное стационарное учреждение социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2";

государственное предприятие Челябинской области "Бассейн "Строитель";

областное бюджетное учреждение "Конноспортивный комплекс Рифей им. П.М. Латышева";

муниципальное бюджетное учреждение "Легкоатлетический комплекс им. Е. Елесиной" города Челябинска;

продолжена работа по адаптации государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая больница N 3".

В рамках областных целевых программ областным государственным бюджетным учреждением культуры "Челябинский государственный центр народного творчества" (далее именуется - Центр народного творчества) ежегодно организовываются и проводятся:

областной фестиваль творчества инвалидов "Смотри на меня как на равного";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»