Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 01.03.2017)


2.1.5. Алкогольный рынок


В 2009 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р принята Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

В 2012 году завершается первый этап реализации вышеуказанной Концепции, в результате которого предполагалось сформировать правовую, организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции. На этом этапе осуществлена основная часть мероприятий по внесению изменений в законодательство, регулирующее производство и оборот алкогольной продукции.

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" ужесточены требования к производству, обороту и розничной продаже алкогольной продукции.

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции, и все особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции распространяются на розничную продажу и потребление (распитие) пива и пивных напитков.

В целях ограничения доступности для граждан алкогольной продукции и пива запрещена продажа в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, в организациях культуры и на прилегающих к ним территориях, на остановочных комплексах. С 1 января 2013 г. не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарной торговой сети - ларьках, киосках (по состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области действовали порядка 12 тысяч таких нестационарных объектов).

Введены требования, устанавливающие ограничения по распитию и потреблению алкогольной продукции. Ужесточены требования к организациям, осуществляющим розничную продажу (изменены требования к помещениям для реализации алкогольной продукции). Введен обязательный учет и декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" с 1 января 2013 г. реклама алкогольной продукции не должна размещаться в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ведется разработка законопроектов, связанных с совершенствованием законодательства в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, а также с ужесточением норм действующего законодательства за подделку акцизных марок и оборот контрафактной продукции.

Данные меры призваны создать условия, которые помогут снизить потребление алкогольной продукции и соответствуют целям и задачам Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

В результате ужесточения требований федерального законодательства к производству и обороту алкогольной продукции в 2011 году в 2 раза сократилось количество предприятий-производителей алкогольной продукции и оптовых организаций, лицензированная розничная сеть Ростовской области сократилась на 10 процентов. Вследствие чего в 2011 году емкость рынка алкогольной продукции Ростовской области уменьшилась на 4,6 процента по сравнению с уровнем 2010 года, или на 337,4 тыс. дал.

На фоне снижения общего объема поставок алкогольной продукции, поставки водки и ликероводочных изделий из других стран и регионов в 2011 году увеличились на 83 тыс. декалитров (на 3,7 процента). Следует отметить, что рост объемов указанной продукции происходит, в основном, за счет импортируемой продукции из Украины.

При этом наметилась устойчивая тенденция сокращения объемов поставок в розничную торговую сеть Ростовской области продукции донских производителей. Так в 2011 году поставки продукции донских производителей сократились на 22 процента, или на 222 тыс. дал.

Вместе с тем, в 1,7 раза увеличилось количество обращений граждан по фактам несоблюдения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ на "телефон доверия" департамента потребительского рынка Ростовской области.

По результатам данных токсикологического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, в 2011 году количество острых отравлений, связанных с токсическим действием алкоголя, возросло по сравнению с 2010 годом на 8,5 процента (в 2011 году отравились 1130 человек).

Сокращение лицензированной розничной сети способствует увеличению самогоноварения, реализации спиртосодержащей жидкости неизвестного производства (по оценке вместо одного закрытого магазина в сельской местности появляется пять "реализаторов" спиртосодержащей продукции собственного производства из домовладения).

В сложившейся ситуации основными задачами в этой сфере является обеспечение населения Ростовской области качественной алкогольной продукцией, оказание поддержки добросовестным участникам алкогольного рынка области, изменение структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков.