В процессе рыночных преобразований сфера бытового обслуживания населения в Ростовской области, как и в стране в целом, в наибольшей степени подверглась структурным изменениям. В результате ускоренной приватизации в 1991-1992 гг. крупные предприятия (дома бытовых услуг, фабрики-прачечные, объединения по ремонту бытовой техники) распались на мелкие цеха, участки, мастерские. Доля бытовых услуг, оказанных официально учтенными предприятиями, резко сократилась, при этом увеличивалась доля частного предпринимательства. Усугубило ситуацию ликвидация одновременно с приватизацией предприятий регионального органа управления сферой бытового обслуживания. Это сопровождалось значительным падением объемов и уровня бытового обслуживания населения (особенно в 1994 году, когда физический объем платных услуг, предоставленных населению, составлял всего 18 процентов к уровню 1990 года). В результате мер, принятых в Ростовской области по предотвращению распада службы быта, сокращению видов социально значимых услуг и сохранению профиля действующих предприятий, удалось стабилизировать ситуацию, что способствовало увеличению удельного веса услуг бытового характера в общем объеме платных услуг с 28,2 процента в 1992 году до 37,6 процента в 1995 году. Даже в кризисном 1998 году Ростовская область по объему бытовых услуг, оказанных населению, существенно опережала не только все соседние регионы, но и среднероссийский показатель и находилась на 3-м ранговом месте среди регионов Российской Федерации.
Оплата услуг оставалась весомой статьей расходов населения. Согласно данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств наблюдался ускоренный рост доли услуг в потребительских расходах населения вследствие опережающего роста тарифов на услуги по сравнению с ценами на товары (с 7 процентов в 1993 году до 27 процентов в 1997 году). Даже с учетом переориентации потребительского спроса на товары в условиях кризиса доля бытовых услуг в расходах населения на оплату услуг составляла значительную часть (34,3 процента).
За годы реформ многие бытовые услуги в связи с их высокой себестоимостью стали недоступны для подавляющей части населения. В силу спросовых ограничений резко сократились объемы их реализации населению. С 2006 года отмечалось снижение темпов роста в сопоставимых ценах относительно предыдущего года, что обусловлено не только инфляционной составляющей, но и сложившейся в Ростовской области на протяжении многих лет ситуацией преобладания доли населения (более 60 процентов) с доходами ниже среднеобластного уровня. В значительной степени рост объемов по отдельным видам бытовых услуг достигается за счет наиболее обеспеченной части населения, потребляющих дорогостоящие виды услуг (индивидуальное строительство, автосервис, косметические и парикмахерские услуги и другие).
В 2011 году удельный вес бытовых услуг, оказанных населению Ростовской области во всех каналах реализации, в общем объеме платных услуг составил 14,2 процента (против 25,7 процента в 2000 году). В потребительских расходах населения Ростовской области доля расходов на оплату бытовых услуг составляла 2,3 процента, что ниже среднероссийского показателя на 0,6 процентного пункта (рисунок 3).
В процессе интенсивной структурной перестройки системы службы быта ведущее место в формировании объемов бытовых услуг, оказанных населению, заняли субъекты малого бизнеса (в 2011 году - 91,4 процента). При этом на долю граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приходится 80,1 процента от общего объема, чья деятельность наиболее широко представлена в следующих видах услуг: ремонт и строительство жилья и других построек (95,9 процента), ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязание трикотажных изделий (93,5 процента), парикмахерские и косметические услуги (80,3 процента).
Особое место в структуре бытовых услуг, предоставляемых населению, принадлежит услугам по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Увеличивающийся из года в год парк автомобилей в личной собственности граждан дает основание полагать, что автосервис - один из самых перспективных видов услуг, его доля в общем объеме бытовых услуг возросла с 8 процентов в 1991 году до 13,9 процента в 2011 году.
Несмотря на позитивные тенденции, которые отмечаются на рынке бытовых услуг, в целом ситуация нестабильная. Определяющими факторами динамики объемов бытовых услуг, оказанных населению, по-прежнему являются уровень инфляции, конкуренции и платежеспособный спрос населения. Ускоренный рост показателей развития рынка бытовых услуг возможен только при условии повышения уровня среднедушевых денежных доходов основной массы населения и снижения темпов роста цен и тарифов.
По объему бытовых услуг в среднем на одного жителя (4074,7 рублей) в 2011 году Ростовская область занимала 20-е ранговое место среди регионов Российской Федерации. В Ростовской области отмечалась существенная дифференциация по муниципальным образованиям. Разрыв в величине наибольшего и наименьшего объема бытовых услуг составляет более 5 раз. Особенно резкое сокращение объемов реализации бытовых услуг отмечалось в сельской местности. Прекращение выездной формы обслуживания сделало недоступными многие виды услуг для жителей отдаленных населенных пунктов. Самые последние рейтинговые места принадлежат Советскому, Заветинскому, Кашарскому, Усть-Донецкому, Ремонтненскому муниципальным районам.
В городах Ростовской области развитие бытовых услуг населению происходит более интенсивно. Лучшие результаты достигнуты в городских округах - Ростове-на-Дону, Азове, Таганроге, Волгодонске, Новочеркасске; в муниципальных районах - Аксайском, Мясниковском, Сальском, Азовском, Егорлыкском. Объем бытовых услуг населению в расчете на душу населения по городским округам и муниципальным районам Ростовской области в январе - декабре 2011 г. представлен в приложении N 8.
Ключевыми проблемами в сфере бытового обслуживания являются:
отсутствие федерального закона по регулированию этого вида деятельности;
низкая рентабельность и высокие издержки по ведению бизнеса за счет длительных сроков окупаемости проектов;
отсутствие своевременной объективной информации о ситуации на рынке платных и, в частности, бытовых услуг в связи с существующими сроками предоставления статистической информации (1 раз в год с опозданием на 10 месяцев). Как следствие - отсутствие возможности своевременного принятия мер по улучшению ситуации.