В сфере защиты прав потребителей Концепция исходит из необходимости выполнения основных норм и требований действующего законодательства.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" право потребителей на просвещение должно обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.
Главное направление государственной политики в области обеспечения защиты прав потребителей - создание благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения, в том числе посредством повышения доступности консультативной, юридической помощи потребителям.
В Ростовской области создана действенная система защиты прав потребителей, установленных законодательством Российской Федерации, которая базируется на мероприятиях областных долгосрочных целевых программ в сфере защиты прав потребителей в Ростовской области, реализуемых с 2008 года:
повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
стимулирование повышения качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке Ростовской области.
В рамках мероприятий программы:
создаются общественные приемные по защите прав потребителей, оказывающие населению, в том числе социально-незащищенным потребителям, бесплатную консультативную и юридическую помощь;
работает телефон "горячей линии", по которому граждане могут получить бесплатную консультативную помощь по своим правам и механизмам их реализации;
функционирует сайт по защите прав потребителей www.zppdon.ru, в целях повышения правовой грамотности и информированности потребителей;
разрабатываются и издаются брошюры, практические пособия по вопросам защиты прав потребителей в различных сферах деятельности для потребителей и хозяйствующих субъектов;
разработана программа "Виртуальный юрист", позволяющая потребителям составлять юридически обоснованные претензии для внесудебного решения конфликтных ситуаций при приобретении некачественных товаров (работ, услуг);
проводятся независимые потребительские экспертизы и исследования продукции и услуг в целях выявления некачественных, контрафактных товаров;
разработана и постоянно актуализируется первая интерактивная образовательная программа по защите прав потребителей в Российской Федерации, которая размещена на сайте - www.zppdon.ru для повышения правовой грамотности населения в вопросах потребительского законодательства.
Принятая Программа позволила акцентировать внимание и своевременно реагировать на возникающие проблемы в предоставлении населению Ростовской области различных видов услуг (в том числе жилищно-коммунальных, туристических, банковских, бытовых), где степень защиты потребительских прав граждан не отвечает запросам населения.