ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 года N 210-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЕВАСТОПОЛЯ ОТ 26.06.2015 N 553-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании Постановления Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1091-ПП (ред. от 19.01.2017).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации", Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 27.02.2015 N 115-ПП "Об утверждении перечня государственных программ города Севастополя на период 2015 - 2020 годов" Правительство Севастополя постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Севастополя от 26.06.2015 N 553-ПП "Об утверждении Государственной программы города Севастополя "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города федерального значения Севастополя на 2015 - 2017 годы", изложив Государственную программу города Севастополя "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города федерального значения Севастополя на 2015 - 2017 годы" в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 21.03.2016 N 210-ПП
Утверждена
постановлением
Правительства Севастополя
от 26.06.2015 N 553-ПП
(в редакции постановления
Правительства Севастополя
от 21.03.2016 N 210-ПП)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
ПАСПОРТ Государственной программы города Севастополя "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города федерального значения Севастополя на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель | Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) |
Соисполнители | - |
Участники Программы | - |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Развитие системы экологического мониторинга атмосферного воздуха города Севастополя"; Подпрограмма 2 "Сохранение биологического разнообразия"; Подпрограмма 3 "Ликвидация опасных захоронений и токсических источников на территории города Севастополя"; Подпрограмма 4 "Развитие водохозяйственного комплекса"; Подпрограмма 5 "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы" |
Программно-целевые инструменты Программы | Постановление Правительства Севастополя от 24.12.2014 N 643 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя"; постановление Правительства Севастополя от 27.02.2015 N 115-ПП "Об утверждении перечня государственных программ города Севастополя на период 2015 - 2020 годов"; |
Цель Программы | Обеспечение экологической безопасности, сохранение экосистем и воспроизводство природных ресурсов на территории города Севастополя |
Задачи Программы | 1) Организация территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха; 2) сохранение и восстановление биологических ресурсов; 3) создание межведомственной комиссии по ликвидации опасных захоронений и источников токсических загрязнений с целью их дальнейшей ликвидации на территории города Севастополя; 4) охрана водных объектов города Севастополя; 5) обеспечение экономики города запасами и прогнозными ресурсами общераспространенных полезных ископаемых, запасами подземных питьевых вод нормативного качества и геологической информацией о недрах |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы (подпрограмм) | Показатель 1.1 "Охват территории города Севастополя мониторингом атмосферного воздуха"; Показатель 1.2 "Число программ наблюдения за состоянием атмосферного воздуха"; Показатель 2.1 "Количество публикаций экологической направленности в год"; Показатель 2.2 "Охват населения экологической просветительской работой"; Показатель 4.1 "Число программ ведения мониторинга поверхностных водных объектов"; Показатель 4.2 "Протяженность береговой линии Черного моря, на которой определены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса"; Показатель 4.3 "Протяженность участков рек, на которых определены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы"; Показатель 4.4 "Протяженность участков рек, на которых проведена расчистка русла"; Показатель 5.1 "Объем переоцененных запасов питьевых подземных вод Орловского водозабора"; Показатель 5.2 "Объем переоцененных запасов питьевых подземных вод Любимовского водозабора"; Показатель 5.3 "Увеличение площади города федерального значения Севастополя, на которой проведен ликвидационный тампонаж скважин" |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в один этап с 2015 года по 2017 год |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования из бюджета города Севастополя на весь срок реализации Программы составляет 223318,0 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 0 тыс. руб.; 2016 год - 24989,4 тыс. руб.; 2017 год - 198328,6 тыс. руб. За счет средств федерального бюджета в 2015 году предусмотрено финансирование мероприятий в объеме 7907,01 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации и показатели социально-экономической эффективности Программы | 1) Организация территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха; 2) сохранение и воспроизводство биологического разнообразия города Севастополя; 3) совершенствование и расширение системы особо охраняемых природных территорий в городе Севастополе и их интеграция в общероссийскую систему ООПТ; 4) создание межведомственной комиссии по ликвидации опасных захоронений и источников токсических загрязнений с целью их дальнейшей ликвидации на территории города Севастополя; 5) сохранение и рациональное использование водных ресурсов города Севастополя; 6) выявление месторождений и перспективных для использования участков с оценкой запасов; 7) оценка, прогноз о состоянии подземных вод, поверхностных геологических процессов; 8) уточнение реального состояния запасов общераспространенных полезных ископаемых на территории города Севастополя |
I. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития
Охрана окружающей среды, использование и охрана природных ресурсов представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности для настоящих и будущих поколений. Поэтому данная сфера находится под особым вниманием, что законодательно закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В течение советского и постсоветского периодов в результате хозяйственной и оборонной деятельности территория города Севастополя подвергалась значительной деградации и антропогенному загрязнению, что негативно влияет не только на качество жизни населения города Севастополя, но и снижает рекреационно-туристический потенциал и престиж города Севастополя.
В настоящее время одной из основных экологических проблем является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий топливно-энергетического комплекса и автотранспорта. Несмотря на сокращение промышленных выбросов в городе Севастополе наблюдается тенденция увеличения выброса загрязняющих веществ в связи с неуклонным ростом численности транспорта, особенно в курортный сезон. Информация о состоянии атмосферного воздуха по структуре и динамике выбросов приведена в Подпрограмме 1 "Развитие системы экологического мониторинга атмосферного воздуха города Севастополя" Программы.
Другой не менее значимой проблемой является деградация биологических ресурсов города Севастополя в условиях постоянно расширяющейся хозяйственной деятельности города и рекреационной нагрузки в весенне-летне-осенний период. К биологическим ресурсам города Севастополя можно отнести особо ценные лесные массивы и леса первой категории, эндемичную и реликтовую флору и фауну, а также особо охраняемые природные территории регионального значения в количестве двенадцати объектов. Подробная характеристика ситуации представлена в Подпрограмме 2 "Сохранение биологического разнообразия города Севастополя" Программы.
Важнейшим условием экологической и социальной безопасности города Севастополя является благополучие городского водохозяйственного комплекса, который находится в состоянии материально-технического упадка и перегруженности в результате урбанизации и сельскохозяйственного использования.
Активное хозяйственное освоение не только водоохранных зон, но и прибрежных защитных полос вплоть до береговой линии приводит к обвально-оползневой деформации берегов, активизации эрозионных и абразионных процессов и изменениям водно-физических свойств почв. Все это приводит к загрязнению русел рек, нарушению водного режима, изменению состояния водных экосистем и ухудшению качества поверхностных вод, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для предотвращения этих процессов необходимо провести природоохранные мероприятия по расчистке русел рек и укреплению береговой линии в черте города Севастополя.
Минерально-сырьевая база города Севастополя состоит в основном из сырья (флюсовые и пильные известняки, глинистые породы) для производства строительных материалов, из сырья (флюсовые известняки) для использования в доменном и сталелитейном производствах, сахарной и содовой промышленности, а также из металлических (черные и цветные металлы) и неметаллических полезных ископаемых (оптический кальцит, минеральные удобрения фосфатные), которые не имеют практического значения, и питьевых, технических подземных вод.
Высокие темпы развития строительного комплекса и рост численности населения города Севастополя в ближайшее время могут привести к дефициту строительных материалов, повреждению и истощению подземных водоносных горизонтов. Это влечет за собой необходимость укрепления минерально-сырьевой базы и выявления новых месторождений полезных ископаемых и пресных вод. В связи с этим наиболее актуальными вопросами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне являются воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых, информационно-аналитическое обеспечение системы лицензирования.
Анализ текущего состояния сферы реализации Программы показывает наличие ряда проблем.
В области охраны окружающей среды:
- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- наличие объектов накопленного экологического ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет;
- низкая степень вовлеченности населения в природоохранную деятельность.
В области воспроизводства и рационального использования природных ресурсов:
- изменение режима поверхностного стока водных объектов;
- необходимость обеспечения защищенности населения и объектов животного и растительного мира от негативного антропогенного воздействия;
- отсутствие необходимого количества и качества запасов общераспространенных полезных ископаемых для производства высококачественных строительных материалов.
Исходя из существующих проблем сформулированы основные стратегические цели и задачи Программы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы), результаты, этапы и сроки ее реализации
1. Основные приоритеты государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования определены следующими документами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
- Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах";
- Экологической доктриной Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р;
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
2. Цели Программы.
Исходя из обозначенных приоритетов государственной политики в сфере охраны окружающей среды и анализа текущего состояния окружающей среды можно обозначить следующие цели реализации Программы:
- создание системы получения оперативной и достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- сохранение и восстановление биологических ресурсов и рекреационного потенциала города;
- устранение последствий негативного антропогенного воздействия.
3. Задачи Программы.
Для достижения целей Программы необходимо выполнение следующих задач:
- организация территориальной системы экологического мониторинга;
- модернизация и расширение системы особо охраняемых природных территорий в городе Севастополе и их интеграция в общероссийскую систему ООПТ;
- сохранение и воспроизводство биологического разнообразия города Севастополя;
- создание межведомственной комиссии по ликвидации опасных захоронений и источников токсических загрязнений с целью их дальнейшей ликвидации на территории города Севастополя;
- охрана водных объектов города Севастополя;
- обеспечение экономики города запасами и прогнозными ресурсами общераспространенных полезных ископаемых, запасами подземных питьевых вод нормативного качества и геологической информацией о недрах.
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и показателям задач, характеризующим изменение состояния окружающей среды, сохранение природных экосистем, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Подробное обоснование и описание методики расчета указано в соответствующем разделе Программы.
4. Основные целевые индикаторы и показатели Программы.
Показатель 1.1 "Охват территории города Севастополя мониторингом атмосферного воздуха";
Показатель 1.2 "Число программ наблюдения за состоянием атмосферного воздуха";
Показатель 2.1 "Количество публикаций экологической направленности в год";
Показатель 2.2 "Охват населения экологической просветительской работой";
Показатель 4.1 "Число программ ведения мониторинга поверхностных водных объектов";
Показатель 4.2 "Протяженность береговой линии Черного моря, на которой определены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса";
Показатель 4.3 "Протяженность участков рек, на которых определены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы";
Показатель 4.4 "Протяженность участков рек, на которых проведена расчистка русла";
Показатель 5.1 "Объем переоцененных запасов питьевых подземных вод Орловского водозабора";
Показатель 5.2 "Объем переоцененных запасов питьевых подземных вод Любимовского водозабора";