КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2016 года N 46
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2013 - 2018 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 29.05.2013 N 359 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2013 - 2018 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11 ноября 2023 года N 1468
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан (2013 - 2018 годы)", утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2013 N 359 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан (2013 - 2018 годы)" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.09.2013 N 701, от 30.06.2014 N 450), изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006 N 335 "О модернизации и развитии системы социального обслуживания населения Республики Татарстан".
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утвержден
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 мая 2013 года N 359
(в редакции Постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 29 января 2016 года N 46)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Общие положения
Системная работа по модернизации системы социального обслуживания населения в Республике Татарстан осуществляется с 2006 года. В целях повышения эффективности и качества социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, рационального использования бюджетных средств и оптимального развития инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения в Республике Татарстан была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений о перспективах развития учреждений социального обслуживания.
Основные направления модернизации и развития системы социального обслуживания были направлены на:
совершенствование нормативного правового регулирования в сфере социального обслуживания населения;
изменение порядка и условий предоставления социальных услуг исходя из индивидуальных потребностей и нуждаемости уязвимых категорий населения;
разработку и внедрение государственных стандартов в сфере социального обслуживания;
структурную перестройку учреждений социального обслуживания, включающую упразднение неэффективных служб и создание востребованных учреждений;
переход от сметного финансирования содержания учреждений к нормативно-подушевому финансированию услуг;
внедрение механизма государственного задания и государственного заказа на оказание услуг.
1.1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания населения Республики Татарстан
В период с ноября 2006 года по 1 января 2015 года вопросы предоставления социального обслуживания в Республике Татарстан регулировались Законом Республики Татарстан от 13 ноября 2006 года N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан", постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан об утверждении стандартов качества предоставления государственных услуг в сфере социального обслуживания, а также другими нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Закон Республики Татарстан от 13 ноября 2006 года N 69-ЗРТ "О социальном обслуживании населения в Республике Татарстан" обозначил подходы к управлению социальным обслуживанием, определил формы и виды социального обслуживания; состав государственных стандартов; исчерпывающий перечень типов учреждений в государственном секторе социального обслуживания; установил принцип государственного заказа в сфере социального обслуживания.
В 2007 году с принятием Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.02.2007 N 41 "Об утверждении Положения об оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому центров социального обслуживания населения и домах-интернатах системы социального обслуживания Республики Татарстан" в республике был внедрен механизм предоставления стационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому на основе оценки индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании, который применялся до 1 января 2015 года.
Установление индивидуальной нуждаемости было возложено на комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании, созданные в каждом муниципальном образовании Республики Татарстан. В состав комиссии включались представители территориального органа социальной защиты, учреждений социального обслуживания и при необходимости представители территориальных бюро медико-социальной экспертизы, органов здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, местного самоуправления.
Гарантированные государством социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, были сформированы по 4 перечням (наборам), состав которых по видам услуг и объему отранжирован в зависимости от степени утраты способностей клиента к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению, наиболее интенсивно влияющих на степень активности гражданина в повседневной жизни. Набор услуг был минимален в первом пакете и максимально расширялся к четвертому. Кроме того, получателей 3 и 4 перечней услуг, кроме социального работника, обслуживала медицинская сестра.
В целях стандартизации требований к организациям, оказывающим государственные услуги, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 445 "О стандартах качества государственных услуг Республики Татарстан" утверждено Положение о стандартах качества государственных услуг Республики Татарстан, которое определяет основные принципы, правила и порядок разработки, утверждения, изменения, применения и отмены стандартов качества государственных услуг Республики Татарстан. В соответствии с данным документом в 2011 - 2012 гг. постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан были утверждены 7 стандартов качества предоставления государственных услуг:
Стандарт качества государственной услуги "Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании";
Стандарт качества государственной услуги "Предоставление приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий";
Стандарт качества государственной услуги "Социальное стационарное обслуживание детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии и с физическими недостатками";
Стандарт качества государственной услуги "Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе";
Стандарт качества государственной услуги "Социальное стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (за исключением страдающих психическими заболеваниями), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе";
Стандарт качества государственной услуги "Предоставление реабилитационных услуг, включающих помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах со стационарной, полустационарной и нестационарной формами социального обслуживания";
Стандарт качества государственной услуги "Консультативная помощь, предоставляемая клиентам социальной службы по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты".
Основополагающей частью стандарта качества государственной услуги являются критерии, позволяющие оценить качество предоставляемой государственной услуги. Оценка соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества, а также мониторинг оценки деятельности государственных учреждений социального обслуживания на основании установленных критериев осуществлялись в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.06.2009 N 446 "О Порядке проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг установленным стандартам качества государственных услуг Республики Татарстан".
Внедрение стандартов качества предоставления государственных услуг позволило:
повысить степень удовлетворенности получателей государственных услуг за счет повышения качества предоставления государственных услуг;
повысить эффективность деятельности организаций, предоставляющих государственные услуги, за счет создания системы контроля за результативностью их деятельности.
С вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), установившего новые понятия, принципы и другие новации в сфере социального обслуживания, нормативная правовая база Республики Татарстан, регулирующая правоотношения в сфере социального обслуживания населения, претерпела изменения.
Принят Закон Республики Татарстан от 18 декабря 2014 года N 126-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан), которым установлены:
номенклатура организаций социального обслуживания Республики Татарстан, состоящая из 13 видов организаций;
перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, в разрезе видов и форм социального обслуживания;
размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, который соответствует полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан для соответствующих социально-демографических групп населения по итогам II квартала года, предшествующего году предоставления социальной услуги.
В расширение норм Федерального закона N 442-ФЗ указанная предельная величина среднедушевого дохода применена также и для стационарной формы социального обслуживания в центрах реабилитации инвалидов и социально-реабилитационных отделениях комплексных центров социального обслуживания населения.
Также Законом Республики Татарстан установлено 8-е дополнительное обстоятельство, являющееся основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в Республике Татарстан, - "последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов".
Приняты 15 Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан:
от 24.11.2014 N 902 "О внесении изменений в Положение о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.08.2007 N 388 "Вопросы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан", и Кодификатор функций органов исполнительной власти Республики Татарстан, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.05.2006 N 220 "Об утверждении Кодификатора функций органов исполнительной власти Республики Татарстан";
Приняты 5 Приказов Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан:
от 16.10.2014 N 564 "О внесении изменений в Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 23.07.2014 N 398 "О сопровождении официального сайта Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в составе Государственной информационной системы Республики Татарстан "Официальный портал Республики Татарстан";
от 31.10.2014 N 602 "Об утверждении перечней основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ для обучения работников поставщиков социальных услуг в Республике Татарстан".
С января 2015 года в Республике Татарстан введена в эксплуатацию подсистема "Организация предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения в Республике Татарстан" государственной информационной системы "Социальный регистр населения Республики Татарстан". Данная подсистема создана в рамках реализации Федерального закона N 442-ФЗ и позволяет содержать в актуальном состоянии единый республиканский банк граждан - получателей и поставщиков социальных услуг, осуществлять контроль за деятельностью учреждений социального обслуживания и эффективностью расходования бюджетных средств, в том числе по вопросам качества и доступности предоставляемых социальных услуг, формировать регистр получателей и реестр поставщиков социальных услуг.
1.2. Оптимизация инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения
В рамках реализации Концепции модернизации и развития системы социального обслуживания населения Республики Татарстан, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.07.2006 N 335, была проведена оптимизация инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения: