(с изменениями на 30 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.03.2015 N 151, от 18.06.2016 N 414, от 09.11.2016 N 834, от 30.07.2018 N 618, от 18.05.2020 N 402, от 07.12.2021 N 1181, от 06.03.2023 N 215, от 09.06.2023 N 706, от 30.10.2024 N 937)
В целях реализации статей 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2014 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА НУЖДАЮЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.03.2015 N 151, от 18.06.2016 N 414, от 09.11.2016 N 834, от 30.07.2018 N 618, от 18.05.2020 N 402, от 07.12.2021 N 1181, от 06.03.2023 N 215, от 09.06.2023 N 706, от 30.10.2024 N 937)
1. Настоящий Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - Порядок) разработан в целях реализации статей 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и определяет порядок и условия признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определения его индивидуальной потребности в социальных услугах и составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
2. В настоящем Порядке понятия и термины используются в значениях, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
3. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, определение индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг осуществляются управлением (отделом) социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном районе (городском округе) Республики Татарстан (далее - территориальный орган Министерства) или организацией, находящейся в ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, которая наделена Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан полномочиями на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг на территориях одного или нескольких муниципальных образований Республики Татарстан (далее - уполномоченная организация).
Перечень уполномоченных организаций утверждается Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
(п. 3 в ред. Постановления КМ РТ от 30.07.2018 N 618)
4. В определении индивидуальной потребности гражданина в социальных услугах и составлении проекта индивидуальной программы предоставления социальных услуг территориальными органами Министерства участвует государственное казенное учреждение, подведомственное Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, на которое возложены указанные функции" (далее - Учреждение).
(в ред. Постановлений КМ РТ от 13.03.2015 N 151, от 30.07.2018 N 618)
5. Сведения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и сведения, содержащиеся в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, вносятся в государственную информационную систему "Организация предоставления услуг в сфере социального обслуживания Республики Татарстан" (далее - информационная система) в сроки, установленные пунктами 11, 18 настоящего Порядка.
6. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, определенные действующим законодательством о социальном обслуживании, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Процедура принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании состоит из следующих этапов:
прием и регистрация заявления (обращения) о предоставлении социальных услуг с приложенными документами (копиями документов), необходимыми для принятия решения о нуждаемости в социальном обслуживании;
(в ред. Постановления КМ РТ от 30.07.2018 N 618)
абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 30.07.2018 N 618;
формирование и направление запросов в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органы (организации), участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
изучение представленных гражданином по собственной инициативе документов (сведений) и (или) полученных (представленных) документов (сведений) в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
установление наличия (отсутствия) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина;
принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании.
7. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг гражданина, имеющего регистрацию по месту жительства (месту пребывания) в Республике Татарстан, или его законного представителя, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в территориальный орган Министерства по месту жительства (месту пребывания) гражданина или в уполномоченную организацию, либо переданное заявление о предоставлении социальных услуг или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Условие о регистрации по месту жительства (месту пребывания) не распространяется на лиц без определенного места жительства, а также на несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством.
Заявление о предоставлении социальных услуг представляется по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В заявлении (обращении) указываются сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, о составе семьи, родственных связях гражданина с гражданами, зарегистрированными по месту жительства совместно с ним, доходах гражданина и членов его семьи, условиях проживания, форме социального обслуживания, желаемых социальных услугах и периодичности их предоставления, поставщике социальных услуг.
При подаче заявления о предоставлении социальных услуг гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность. При подаче заявления о предоставлении социальных услуг законным представителем либо при обращении в интересах гражданина иных граждан, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений предъявляются документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя.
Подтверждение информации о родственных связях гражданина с гражданами, зарегистрированными по месту жительства совместно с ним, осуществляется путем декларирования гражданином указанных сведений и подтверждения их документами, удостоверяющими личность, а также свидетельствами о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Гражданин вправе направить заявление в форме электронного документа, подписанное в соответствии с требованиями статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) www.gosuslugi.ru с использованием "личного кабинета". К заявлению гражданин вправе приложить копии документов, содержащих сведения, изложенные (указанные) в заявлении. Документы, указанные в таблице пункта 9 настоящего Порядка, которые относятся к категории документов, перечисленных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", представляются гражданином на бумажном носителе или в электронной форме, подписанные (заверенные) в соответствии с требованиями статей 21.1 и 21.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
(п. 7 в ред. Постановления КМ РТ от 18.05.2020 N 402)
8. Заявление о предоставлении социальных услуг и документы принимаются специалистом территориального органа Министерства (уполномоченной организации).
Документы (копии документов), подтверждающие наличие указанных в заявлении (обращении) обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, вместе с заявлением о предоставлении социальных услуг (обращением) представляются гражданином (его законным представителем), а в случаях обращения в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений - иными гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, за исключением случаев обращения за предоставлением срочных социальных услуг.
Специалист территориального органа Министерства (уполномоченной организации) осуществляет проверку заявления и представленных документов (копий документов) в день обращения гражданина (законного представителя) либо обращения в его интересах иных граждан, обращения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
В случае если не представлены документы (копии документов), указанные в таблице пункта 9 настоящего Порядка, которые относятся к категории документов, перечисленных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", специалист территориального органа Министерства (уполномоченной организации) в день обращения с заявлением о предоставлении социальных услуг уведомляет гражданина (законного представителя), иного гражданина, государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение (в случаях обращения в интересах гражданина иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений) о наличии оснований для отказа в приеме заявления и документов (копий документов) и регистрации заявления и возвращает заявление о предоставлении социальных услуг и документы (копии документов) с объяснением содержания выявленных оснований для отказа в приеме заявления и документов (копий документов) и регистрации заявления.
Абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 18.05.2020 N 402.
Специалист территориального органа Министерства в день регистрации заявления о предоставлении социальных услуг с приложенными документами (копиями документов) передает их в Учреждение для проведения работ, предусмотренных абзацами пятым - седьмым пункта 6 настоящего Порядка.
(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.07.2018 N 618, от 18.05.2020 N 402)
9. Принятие решения о признании (об отказе в признании) гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется руководителем территориального органа Министерства (уполномоченной организации) на основании документов и сведений, необходимых для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, указанных в следующей таблице:
N п/п | Наименование документа |
1 | 2 |
1. | Документ, удостоверяющий личность заявителя либо его законного представителя (в случае обращения за предоставлением услуги представителя заявителя) |
2. | Документ, подтверждающий полномочия законного представителя (в случае обращения за предоставлением услуги представителя заявителя) |
3. | Сведения о рождении ребенка (в случае обращения за предоставлением социальных услуг несовершеннолетнему) |
4. | Сведения, подтверждающие место регистрации заявителя по месту жительства на территории Республики Татарстан |
5. | Сведения, подтверждающие регистрацию по месту пребывания заявителя на территории Республики Татарстан |
6. | Сведения об ограниченной дееспособности совершеннолетнего заявителя (в случае обращения за предоставлением социальных услуг совершеннолетнему лицу, признанному судом ограниченно дееспособным) |
7. | Сведения о недееспособности заявителя (в случае обращения за предоставлением социальных услуг лицу, признанному судом недееспособным) |
8. | Сведения об установлении опеки (в случае обращения за предоставлением социальных услуг лицу, признанному судом недееспособным, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей) |
9. | Сведения об установлении попечительства (в случае обращения за предоставлением социальных услуг совершеннолетнему лицу, признанному судом ограниченно дееспособным, несовершеннолетнему в возрасте от 14 лет и старше, оставшемуся без попечения родителей) |
10. | Страховой номер индивидуального лицевого счета |
11. | Справка медицинской организации о состоянии здоровья заявителя, нуждаемости в постороннем уходе |
12. | Заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра (в случае обращения за предоставлением социальных услуг в доме-интернате, предназначенном для граждан, имеющих психические расстройства) |
13. | Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (в случае обращения за предоставлением социальных услуг несовершеннолетнему в детском доме-интернате, предназначенном для граждан, имеющих психические расстройства) |
14. | Заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра о наличии у ребенка-инвалида психического расстройства (в случае обращения за предоставлением социальных услуг несовершеннолетнему в детском доме-интернате, предназначенном для граждан, имеющих психические расстройства) |
15. | Заключение уполномоченной медицинской организации о наличии медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме, либо об отсутствии таких медицинских противопоказаний |
(в ред. Постановления КМ РТ от 06.03.2023 N 215) | |
16. | Справка, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения за предоставлением социальных услуг инвалиду (ребенку-инвалиду) |
17. | Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (в случае обращения за предоставлением социальных услуг инвалиду (ребенку-инвалиду) |
18. | Сведения о заключении брака (в случае обращения за предоставлением социальных услуг гражданина, состоящего в браке) |
19. | Сведения о нахождении в исправительном учреждении (предоставляется на заявителя или на члена семьи, находящихся в местах лишения свободы) |
20. | Копия судебного решения об избрании меры пресечения (в случае заключения члена семьи под стражу) |
(в ред. Постановления КМ РТ от 09.06.2023 N 706) | |
21. | Копия судебного решения о применении к члену семьи заявителя принудительной меры медицинского характера (в случае нахождения члена семьи на принудительном лечении) |
(в ред. Постановления КМ РТ от 09.06.2023 N 706) | |
22. | Документ о нахождении на полном государственном обеспечении члена семьи заявителя (в случае нахождения члена семьи на полном государственном обеспечении) |
23. | Сведения о доходах за последние шесть месяцев (не предоставляются на граждан, относящихся к категориям, приведенным в части 1 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") |
24. | Сведения, подтверждающие наличие нуждаемости в сопровождаемом проживании (в случае обращения за предоставлением социальных услуг по сопровождаемому проживанию инвалида с психическими расстройствами) |
(п. 24 введен Постановлением КМ РТ от 30.10.2024 N 937) |