ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2015 года N 1055-П

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2018 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства ЯНАО от 27.07.2017 N 764-П)

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2016 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа Свинцову А.П.

Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН


Утверждены
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 ноября 2015 года N 1055-П

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2016 - 2018 ГОДЫ

 (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 27.07.2017 N 764-П)


      I. Общие положения


Основные направления бюджетной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) на 2016 - 2018 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 марта 2008 года N 2-ЗАО "О бюджетном процессе в Ямало-Ненецком автономном округе".

Разработка основных направлений бюджетной политики автономного округа осуществлена на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указы), постановления Законодательного Собрания автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года", постановления Правительства автономного округа от 27 декабря 2012 года N 1174-П "Об утверждении долгосрочной бюджетной стратегии Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2030 года", постановления Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1134-П "Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственными финансами Ямало-Ненецкого автономного округа и создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014 - 2018 годы", государственных программ автономного округа (далее - государственные программы), распоряжения Правительства автономного округа от 12 марта 2015 N 135-РП "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в Ямало-Ненецком автономном округе на период до 2018 года" (далее - распоряжение Правительства автономного округа N 135-РП).

Целью разработки основных направлений бюджетной политики автономного округа является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, с учетом текущей экономической ситуации, определения основных подходов к формированию проекта окружного бюджета на 2016 - 2018 годы для обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.


II. Итоги бюджетной политики в 2014 году и в первой половине 2015 года


Реализуемая в автономном округе бюджетная политика за отчетный период в условиях замедления темпов экономического роста, вызванного усилением геополитической напряженности, позволила, прежде всего, сохранить в автономном округе социальную стабильность, исключить риски неисполнения принятых обязательств перед населением.

Первостепенной задачей, стоящей перед органами государственной власти автономного округа при реализации бюджетной политики в 2014 году на среднесрочную перспективу, являлась увязка бюджетного планирования с задачами социально-экономического развития автономного округа. В этой связи были приняты и своевременно реализованы мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и переориентация бюджетных ассигнований на развитие приоритетных направлений государственной политики.

В 2014 году был осуществлен полный переход на планирование и исполнение окружного бюджета в структуре государственных программ. По результатам исполнения окружного бюджета данный показатель составил свыше 95% от общих расходов окружного бюджета.

В целях преемственности в подходах к формированию и исполнению бюджетов бюджетной системы автономного округа за указанный период была проведена работа с муниципальными образованиями в автономном округе по принятию соответствующей нормативно-правовой базы, связанной с разработкой и утверждением аналогичных государственным программам муниципальных программ. Охват муниципальными программами расходов местных бюджетов в 2014 году составил более 92%, аналогичный показатель в 2015 году - 93%.

В 2015 году в автономном округе действует 28 государственных программ на общую сумму более 108 млрд. рублей или 92% общих расходов окружного бюджета. Государственными программами охвачены все ключевые отрасли государственного управления, включая межбюджетное регулирование.

Основываясь на итогах реализации государственных программ в прошедшем году и первой половине текущего года, была продолжена работа по совершенствованию механизмов бюджетного планирования на основе государственных программ. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой ведется работа по включению в структуру государственных программ условий предоставления межбюджетных субсидий и методик их расчета. Кроме того, исходя из требований применения бюджетной классификации по включению в структуру целевой статьи расходов основных мероприятий государственных программ, главными распорядителями средств окружного бюджета осуществлена инвентаризация основных мероприятий соответствующих государственных программ и их корректировка, обеспечивающая увязку бюджетного и стратегического планирования.

За отчетный период при реализации бюджетной политики автономного округа основное внимание уделялось сохранению, а в некоторых случаях увеличению объемов финансового обеспечения социально значимых обязательств. Так, полностью исполнены публичные нормативные обязательства. В 2014 году объем средств, предусмотренный на данное направление, составил более 552 млн. рублей, в 2015 году данный показатель увеличился до 715 млн. рублей.

Также за период 2014 года и первой половины 2015 года реализованы мероприятия по достижению целевых показателей "дорожных карт", направленных на повышение уровня оплаты труда категорий работников учреждений бюджетной сферы, в соответствии с графиком поэтапного повышения средней заработной платы в рамках реализации Указов.

Кроме того, с 01 сентября 2014 года и 01 сентября 2015 года увеличен стипендиальный фонд для студентов государственных профессиональных образовательных организаций на 5% ежегодно.

В целях сохранения сбалансированности окружного бюджета одним из основных направлений реализации бюджетной политики автономного округа за прошедший период являлась оптимизация бюджетных расходов путем выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития автономного округа и создания системы оценки эффективности использования бюджетных средств.

В 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа от 26 ноября 2013 года N 729-РП "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013 - 2016 годы" исполнительными органами государственной власти автономного округа были утверждены и исполнены ведомственные планы мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов окружного бюджета.

Данными планами предусмотрены единые подходы, направленные на принятие на окружном и муниципальном уровнях общих мер по оптимизации бюджетных расходов в рамках проведения единой бюджетной политики автономного округа, направленной на обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета автономного округа.

В результате реализации мер по оптимизации бюджетных расходов в 2014 году удалось сократить прочие расходы окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований в автономном округе на 20%. Таким образом, сокращение указанных расходов в 2014 году, согласно бюджетным проектировкам, составило более 4 млрд. рублей. Кроме того, финансовым органом автономного округа обеспечивается первоочередное финансирование приоритетных социально значимых расходов окружного бюджета.

Также в рамках оптимизации бюджетных расходов за счет сложившегося остатка на начало 2014 года удалось сформировать резервный фонд автономного округа в сумме 3 млрд. рублей, который позволил исключить риски, связанные с необеспечением исполнения окружного бюджета по расходам в утвержденных объемах.

В 2015 году Правительство автономного округа приступило к реализации Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами в автономном округе на период до 2018 года (распоряжение Правительства автономного округа N 135-РП). В рамках данной Программы утвержден план мероприятий, который содержит меры, направленные на совершенствование и (или) создание нормативно-правовой базы автономного округа в области общественных финансов, а также в него включены мероприятия аналитического характера по организации и осуществлению бюджетного процесса.

При формировании окружного и местных бюджетов на 2015 год прочие расходы, не связанные с первоочередными, были сокращены на 10% по сравнению с бюджетами на 2014 год.

Однако уже в начале текущего года экономическая ситуация потребовала принятия дополнительных мер. Для этого на региональном уровне приняты следующие нормативные правовые акты:

- поручение Губернатора автономного округа от 28 января 2015 года N 1 "Об оптимизации расходов окружного бюджета";

- распоряжение Губернатора автономного округа от 02 февраля 2015 года N 10-Р "О мерах по сокращению расходов окружного бюджета в 2015 году";

- постановление Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года N 125-П "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов";

- распоряжение Правительства автономного округа от 13 февраля 2015 года N 75-РП "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ямало-Ненецкого автономного округа в 2015 году";

- распоряжение Правительства автономного округа от 31 августа 2015 года N 574-РП "Об утверждении плана мероприятий по увеличению доходов, оптимизации расходов окружного бюджета и совершенствованию долговой политики Ямало-Ненецкого автономного округа на 2015 - 2016 годы".

В соответствии с вышеуказанными документами, исходя из приоритетности, на окружном уровне было произведено сокращение ряда непервоочередных расходов.

На заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов по представлению главных распорядителей средств окружного бюджета были оптимизированы расходы в объеме более 5 млрд. рублей, которые впоследствии направлены на расширение действующих и реализацию новых мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе.

В окружном бюджете также сокращены расходы на государственное управление. В целом расходы на аппарат управления на 2015 год по сравнению с первоначально утвержденным планом сокращены на 1,2 млрд. рублей или 15% от расходов на содержание государственных органов.

Также в рамках проводимой в текущем году работы по оптимизации бюджетных расходов реализуются следующие мероприятия:

- обеспечение исполнения бюджетных обязательств (расходных обязательств автономного округа) в размере, не превышающем 85% от доведенных до соответствующих главных распорядителей средств окружного бюджета лимитов бюджетных обязательств на 2015 год (по состоянию на 01 января 2015 года);

- внесение изменений в нормативные правовые акты автономного округа, регламентирующие нормирование расходов на функционирование органов государственной власти автономного округа, в целях сокращения расходов окружного бюджета на услуги повышенной комфортности;

- рассмотрение предложений исполнительных органов государственной власти автономного округа, являющихся учредителями государственных учреждений автономного округа, по оптимизации штатной численности государственных учреждений автономного округа.

В отчетном периоде органами государственной власти автономного округа создана нормативно-правовая база в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, а также осуществлен комплекс мер организационного характера, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

В автономном округе за 2014 год доля остатков бюджетных ассигнований на закупки, не используемых на конец финансового года, составила не более 1% от общего объема расходов бюджета. Объем экономии средств бюджета по результатам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в 2014 году составил 1,2 млрд. рублей, в 1 полугодии 2015 года - 0,8 млрд. рублей.

Кроме того, во исполнение распоряжения Правительства автономного округа от 26 марта 2014 года N 129-РП "О мероприятиях по оптимизации расходов окружного бюджета" в целях оптимизации расходов окружного бюджета в 2014 году и первом полугодии 2015 года на основании предложений главных распорядителей средств окружного бюджета сокращены расходы в объеме более 286 млн. рублей и 118 млн. рублей соответственно на сумму разницы между начальной (максимальной) ценой государственного контракта (договора) и ценой государственного контракта (договора), полученной в результате размещения заказа.

Правительством автономного округа организовано проведение заседаний рабочей группы по совершенствованию правового положения и эффективности деятельности государственных учреждений автономного округа в целях оптимизации их штатной численности.

В целях проведения грамотной и взвешенной бюджетной политики автономного округа, повышения ответственности главных распорядителей средств окружного бюджета, их стимулирования при осуществлении бюджетного процесса с 01 января 2012 года проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета. Данный мониторинг создает условия и определяет направления по повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения окружного бюджета и формирования отчетности.

В 2014 году мониторинг качества финансового менеджмента проводился ежеквартально, а также в целом за год. Средняя итоговая оценка по главным администраторам средств окружного бюджета по итогам мониторинга за 2014 год составила 75,7 балла по 100-балльной шкале, что выше итогов 2013 года на 6,8 балла. Таким образом, данные показатели свидетельствуют о повышении качества организации бюджетного процесса главными администраторами средств окружного бюджета.

При расчете показателей мониторинга качества финансового менеджмента учитывались в том числе бюджетные правонарушения, нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью, допущенные в отчетном финансовом году главными администраторами средств окружного бюджета и выявленные по результатам проведения проверок (ревизий) Счетной палатой автономного округа и департаментом финансов автономного округа.

Все результаты мониторинга качества финансового менеджмента размещены на официальном сайте департамента финансов автономного округа в сети Интернет, а также на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа.

С 2015 года результаты оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств окружного бюджета, учитываются при оценке эффективности государственных программ.

Для реализации направлений развития финансового контроля сформирована нормативная база, отвечающая требованиям изменений бюджетного законодательства. Так, одной из задач в области финансового контроля является проведение анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В этой связи принято постановление Правительства автономного округа от 28 августа 2014 года N 690-П "Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) средств окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов окружного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита окружного бюджета".

Утвержденный план работы по осуществлению финансового контроля в отношении объектов контроля на 2014 год и первое полугодие 2015 года исполнен.

Осуществляется контроль за полнотой и достоверностью отчетности по реализации государственных (муниципальных) программ с применением мер ответственности в случаях предоставления заведомо неполной и недостоверной отчетности.

Принципиально новыми полномочиями наделены финансовые органы в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ по осуществлению финансового контроля на всех стадиях закупочного цикла, от планирования закупок до использования результатов. В этих целях организовано проведение мониторинга закупок на стадии определения поставщика, размещаемых на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, проводятся камеральные проверки по определению начальной (максимальной) цены контракта, установленной государственными заказчиками.

Впервые по итогам проведенных проверок за нарушение бюджетного законодательства департаментом финансов автономного округа выносятся представления и предписания, должностные лица главных распорядителей бюджетных средств привлекаются к административной ответственности. Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства повысило ответственность должностных лиц.

В целях профилактики нарушений бюджетного законодательства введена обязанность исполнительных органов государственной власти автономного округа по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (организация собственной системы внутреннего контроля), которая должна соответствовать стандартам эффективности и качества, способствовать повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

В 2014 году система межбюджетных отношений сохранила в качестве приоритета выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в автономном округе и недопущение дифференциации в уровне их социально-экономического развития.

Объем межбюджетных трансфертов из окружного бюджета определен в соответствии с едиными формализованными методиками, на основе сверки исходных показателей с органами местного самоуправления.

Правительством автономного округа приняты меры к формированию местных бюджетов без дефицита. Общий объем межбюджетных трансфертов характеризуется стабильной тенденцией к увеличению и в отчетном году составил 58 млрд. рублей. Удельный вес бюджетов муниципальных образований в автономном округе в объеме консолидированного бюджета превысил 50%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»