Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2014 года N 687


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 09.01.2024 N 1.
____________________________________________________________________

Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ

     




Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 687

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:

"ПАСПОРТ государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования Республики Башкортостан

Соисполнители государственной программы

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей;
Управление делами Главы Республики Башкортостан
(по согласованию);
Управление по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан

Цель и задачи государственной программы

Цель:
обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Задачи:
модернизировать систему дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;
создать условия для предоставления всем категориям обучающихся равных возможностей в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;
укрепить материально-техническую базу системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;
развивать кадровый потенциал сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;
осуществить переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования;
обеспечить доступность качественного образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий

Сроки и этапы реализации государственной программы

2013 - 2017 годы без деления на этапы

Перечень подпрограмм

1) "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан";
2) "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан";
3) "Модернизация системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы";
4) "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан";
5) "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей";
6) "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг";
7) "Развитие кадрового потенциала системы образования в Республике Башкортостан";
8) "Совершенствование процедуры государственного контроля (надзора)
в области образования";
9) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан";
а также в части программных мероприятий на период 2010 - 2014 годов, исполнителем которых является Министерство образования Республики Башкортостан, следующих программ:
10) Республиканской целевой программы "Развитие системы дошкольного образования в Республике Башкортостан на 2008 - 2012 годы", утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 20 марта 2008 года N УП-92 и одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 декабря 2007 года N 369 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2010 года N 494);
11) республиканской целевой программы сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан на 2012 - 2016 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года N 504 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2013 года N 647);
12) Республиканской целевой программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года N 382 (с последующими изменениями);
13) республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года N 31 (с последующими изменениями);
14) Республиканской целевой программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения Республики Башкортостан" на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 октября 2011 года N 372 (с последующими изменениями);
15) Республиканской целевой программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года N 323 (с последующими изменениями)

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях;
доля детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих услуги дошкольного образования, в общем количестве детей этого возраста, нуждающихся в данной услуге;
доля выпускников учреждений среднего профессионального образования, которые обучались по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики, и трудоустроились не позднее одного года после выпуска, в общем количестве выпускников учреждений среднего профессионального образования;
доля обучающихся общеобразовательных организаций, использующих электронное обучение, в общей численности обучающихся общеобразовательных школ;
доля педагогических работников, получивших высшую и первую квалификационные категории, в общем числе педагогических работников муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Республики Башкортостан;
доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на семейные формы устройства (в том числе патронат), в общем количестве детей указанных категорий

Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2017 годах составит 182991623,8 тыс. рублей,
в том числе за счет средств:
а) бюджета Республики Башкортостан - 173620904,9 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 34055231,1 тыс. рублей;
2014 год - 34815143,6 тыс. рублей;
2015 год - 33718905,6 тыс. рублей;
2016 год - 34786351,1 тыс. рублей;
2017 год - 36245273,5 тыс. рублей;
б) федерального бюджета - 4645277,6 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 2797689,8 тыс. рублей;
2014 год - 1714072,2 тыс. рублей;
2015 год - 65998,5 тыс. рублей;
2016 год - 67517,1 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 4725441,3 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 1525641,4 тыс. рублей;
2014 год - 1628771,8 тыс. рублей;
2015 год - 524842,7 тыс. рублей;
2016 год - 522842,7 тыс. рублей;
2017 год - 523342,7 тыс. рублей.";


2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Реализация государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования направлена на повышение роли образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и социального благополучия населения и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (с последующими изменениями), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Законом Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан", Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

В настоящее время повышается роль образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и социального благополучия населения. Современная система образования нуждается в модернизации в соответствии с требованиями инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и эффективное использование финансовых ресурсов.

В республике на 1 января 2012 года насчитывается 3,7 тысячи образовательных организаций, в том числе 1630 дошкольных образовательных организаций, 1666 государственных и муниципальных дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий и 5 негосударственных общеобразовательных организаций, 13 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 27 детских домов, 239 организаций дополнительного образования, 88 организаций начального профессионального образования, 85 организаций среднего профессионального образования (в том числе 13 негосударственных), 15 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 3 негосударственных). В образовательных организациях обучаются и воспитываются свыше 884,4 тыс. человек, работают более 166,2 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.

Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является износ материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций, не соответствующих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования в республике.

Актуальна проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, в связи с чем необходимо увеличивать объемы строительства дошкольных образовательных организаций, оказывать поддержку негосударственным детским садам, развитию и внедрению альтернативных моделей дошкольного образования.

Мероприятия в сфере дошкольного образования полностью направлены на ликвидацию очередности на получение места в детском саду для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года. К 2017 году необходимо обеспечить переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) дошкольного образования.

Актуальной остается проблема соблюдения законодательства в сфере образования. Имеются нарушения, связанные с ведением образовательной деятельности, получением лицензии и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. По этой причине требуется усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных учреждений в области менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к их должностным обязанностям.

В связи с введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов. Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.

Продолжает оставаться актуальным привлечение перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные организации, в том числе с использованием мер государственной поддержки.

В целях обеспечения развития талантливых и творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям". С 2010 года проходят конкурсы "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя".

В республике реализуются различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными школьниками. Организовано регулярное проведение 32 предметных олимпиад, 21 из которых проходит как региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно в олимпиаде участвуют свыше 159,5 тыс. учащихся (65,3%) общеобразовательных организаций. С каждым годом увеличивается количество занимающихся проектно-исследовательской работой.

В республике число общих общеобразовательных организаций, применяющих инновационные методы, составляет 9,6%, в них обучаются 23,3% человек. В круг первоочередных задач до 2017 года входит увеличение доли инновационных общеобразовательных организаций, обеспечивающих всестороннее развитие детей, ориентированных на достижение ими высоких профессиональных результатов. В целях расширения работы с одаренными детьми из сельской местности необходимо усилить инновационные школы-интернаты, которые характеризуются разнообразием предметной и профессиональной ориентации, среди них школы-интернаты экономической, политехнической, художественной, музыкальной, спортивной направленностей.

На базе государственного автономного образовательного организации дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ИРО РБ) создан Научно-методический центр развития одаренности. Однако требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. Недостаточно развиты меры стимулирования педагогов. Таким образом, очевидна задача по созданию единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных организаций, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.

Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих организаций. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования детей при организации их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Материальная база большинства загородных детских оздоровительных организаций не отвечает современным требованиям, требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей.

Стратегическими задачами современной системы образования являются:

1) внедрение электронного образования,

2) повышение информационных компетенций работников образования,

3) внедрение современных методов обучения на базе информационно-коммуникационных технологий.

По данным соответствующего мониторинга, 83% учителей республики владеют ИКТ, вместе с тем удостоверения о повышении квалификации в данной сфере имеют 53,5% учителей. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров в сфере информатизации, менее чем в 10% государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений республики имеются дополнительные штатные единицы по информатизации.

Оснащение средствами информатизации государственных и муниципальных учреждений образования республики производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:

в 2011 году были оснащены 154 базовые школы республики на общую сумму 36,8 млн. рублей, приобретено программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в базовых школах на сумму 10,35 млн. рублей;

в 2012 году было приобретено 18000 ноутбуков на сумму 258,0 млн. рублей для учителей начальных классов, информатики и других предметов, активно применяющих ИКТ в учебном процессе; 686 школ были оснащены компьютерными классами (по 12 компьютеров каждый) на сумму 138,4 млн. рублей; был закуплен сервер для организации дистанционного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях республики на сумму 964,0 тыс. рублей; приобретено программное обеспечение на сумму 10,5 млн. рублей.

Необходимо комплексное применение ИКТ в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий, образовательных организациях профессионального образования). Надо усилить сетевое взаимодействие организаций образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными организациями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения для детей-инвалидов в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов на дому.

Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем является низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно необходимых задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественной роли. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.

Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в образовательных организациях профессионального образования, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных организаций и перераспределением их потоков в пользу высшего образования (в 2012 году 78,15% выпускников школ республики поступили в вузы). Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.

На решение проблем в сфере профессионального образования реализуется подпрограмма "Комплексная программа модернизации системы профессионального образования Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2011 года N 231, которой предусмотрены совершенствование региональной инфраструктуры системы профессионального образования, стимулирование инновационной деятельности соответствующих образовательных организаций.

Таким образом, образование республики сегодня формирует современные модели дошкольного, общего и профессионального образования, направленные на обеспечении ее соответствия, как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества на создание условий, гарантирующих качество и доступность образовательных услуг. При этом необходимо соблюдение государственных гарантий прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования.";

3) разделы 2, 3, 4, 5, 6 изложить в следующей редакции:

"2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

На основании Указа Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года N УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти" деятельность Министерства образования Республики Башкортостан оценивается посредством отраслевых показателей, направленных на достижение стратегических целей социально-экономического развития Республики Башкортостан и отрасли образования.

Цель государственной программы - обеспечить доступность качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития Республики Башкортостан, позволяющего максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

модернизировать системы дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования как институтов социального развития;

создать условия для предоставления равных возможностей всем категориям обучающихся в получении качественного образования в соответствии с современными требованиями;

укрепить материально-техническую базу системы образования за счет строительства новых и реконструкции существующих объектов образования;

развить кадровый потенциал сферы образования и системы государственной поддержки педагогических работников;

осуществить переданные Российской Федерацией полномочия в области образования;

обеспечить доступность качественного образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Государственная программа реализуется в 2013 - 2017 годах без деления на этапы.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Сведения о составе, значениях целевых индикаторов и показателей государственной программы по годам, методика расчета значений целевых индикаторов и показателей государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.

Перечисленные в вышеуказанном приложении индикаторы государственной программы базируются на следующих нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан:

Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Указе Президента Республики Башкортостан от 30 ноября 2013 года N УП-371 "Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти";

Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»