Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 2015 года N 218


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22 НОЯБРЯ 2010 ГОДА N 357 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 30.01.2017 N 9, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года N 357 "Об утверждении республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" изменение, изложив республиканскую программу "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", в 2015 году произвести за счет средств, предусмотренных Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики целевой статьей 3030517 "Адаптация объектов социальной инфраструктуры с целью доступности для инвалидов и другие мероприятия в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" подраздела 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" раздела 1000 "Социальная политика" Закона Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Удмуртской Республики
А.Н.СИВЦОВ






Приложение
к постановлению
Правительства
Удмуртской Республики
от 5 мая 2015 года N 218


"Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 22 ноября 2010 года N 357

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2015 ГОДЫ"


 Паспорт республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы"

Наименование Программы

республиканская программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа);

Основание для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Закон Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года";

Ответственный исполнитель Программы

2011 - 2014 годы - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики,
2015 год - Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики;

Соисполнители Программы

2011 - 2014 годы - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики,
2015 год - Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики,
2011 - 2014 годы - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики,
2015 год - Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики,
Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики,
2011 - 2013 годы - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Агентство печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию);

Цель Программы

обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН);

Задачи Программы

1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;
2) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
3) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;
4) доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;
5) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;
6) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере;
7) доля организаций социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов;
8) количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги;
9) количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси";
10) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2015 годы, с разбивкой на следующие этапы:
первый этап - 2011 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2015 годы;

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 350827,2 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 8154,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 12000,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 133508,9 тыс. рублей;
в 2014 году - 121816,4 тыс. рублей;
в 2015 году - 75347,4 тыс. рублей;
- в том числе объем средств федерального бюджета - 165657,85 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 58876,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 60408,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 46373,2 тыс. рублей;
- в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики - 149536,0 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 8154,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 12000,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 57543,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 48826,56 тыс. рублей;
в 2015 году - 23011,94 тыс. рублей;
- в том числе объем средств из местных бюджетов - 35633,35 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 17089,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 12581,64 тыс. рублей;
в 2015 году - 5962,26 тыс. рублей;

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ с органами местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
5) обеспечение доступности подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН;
6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;
7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе.


 I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая вступила в силу 26 октября 2012 года.

Положения Конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

1) на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

3) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Реализация положений Конвенции является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. В рамках ратификации Конвенции принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.

В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тыс. человек, 2005 год - 104,2 тыс. человек, 2014 год - 116,6 тыс. человек), что составляет более 7% от общего населения республики, среди которых свыше 14 тысяч имеют трудности в передвижении, инвалидов по зрению и слуху более 10 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 11 тыс. человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.

В течение последних трех лет показатель численности детей-инвалидов в Удмуртской Республике остается относительно стабильным и составляет около 5 тыс. человек.

Проблемы, связанные с инвалидизацией населения в Удмуртской Республике, решались посредством республиканских целевых программ:

1) "Старшее поколение на 2010 - 2011 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 276),

2) "Социальная поддержка инвалидов в Удмуртской Республике на 2010 - 2012 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336).

Для комплексной реабилитации детей-инвалидов в Удмуртской Республике функционируют 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов.

Соблюдение преемственности между детскими и взрослыми реабилитационными центрами является залогом эффективности процесса реабилитации. Для решения данной проблемы в Удмуртской Республике в рамках республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336, открыто бюджетное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов" на 50 мест. Основной задачей центра является реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида. Ежегодно услугами центра пользуются свыше 400 человек.

Для повышения доступности реабилитационных услуг в каждом комплексном центре социального обслуживания населения созданы социально-реабилитационные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Со стороны бюджетного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов" им оказывается методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью профессиональной реабилитации. Система специального (коррекционного) образования Удмуртской Республики включает в себя 29 образовательных организаций, в которых воспитываются 3139 детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, функционируют 4 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих программы специального (коррекционного) образования (для умственно отсталых детей), в них обучаются 374 человека. Организовано обучение 72 детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах, более 70 детей-инвалидов обучаются в классах для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложным дефектом.

В целях создания безбарьерной среды в общеобразовательных организациях Министерство образования и науки Удмуртской Республики реализует Республиканскую целевую программу развития образования Удмуртской Республики на 2012 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 2 июля 2012 года N 275, где предусмотрены мероприятия по адаптации общеобразовательных организаций с учетом доступа для инвалидов, оснащение их оборудованием.

В Удмуртской Республике обучением инвалидов занимается бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сарапульский колледж для инвалидов", где ежегодно обучаются 250 инвалидов.

Образовательная организация имеет статус колледжа и реализует программы среднего профессионального образования по специальностям: "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники", "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования", "Закройщик", "Экономика и бухгалтерский учет".

В образовательную организацию принимаются инвалиды I, II и III групп в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида, по направлению территориальных органов Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.

На базе данной организации в 2008 - 2009 учебном году открыто дистанционное обучение по специальности "Экономика и бухгалтерский учет" для маломобильных инвалидов, которые имеют трудности в передвижении и по состоянию здоровья не могут длительное время находиться на занятиях. Преподавателями колледжа разработано методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса. Ежегодно по данной форме обучаются 19 человек.

Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:

1) отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций;

2) недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

3) отсутствие адаптации инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.

Реализация мероприятий Программы, направленных на организацию обучения детей-инвалидов в обычных образовательных организациях, преимущественно по месту жительства, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствовать формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Актуальной проблемой является трудоустройство инвалидов. По данным Главного управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики ежегодно трудоустраиваются свыше 1400 инвалидов. В целях внедрения механизма квотирования рабочих мест принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 года N 176 "О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы". В республике действует механизм предоставления налоговых льгот работодателям, выполнившим квоту для трудоустройства инвалидов. За последние годы законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период ставка налога на прибыль в бюджет Удмуртской Республики, зачисляемого в бюджет юридическими лицами, трудоустраивающими граждан из категории испытывающих трудности в поиске работы, снижена с 17,5% до 13,5%. Процент выполнения квоты предприятиями составил 97,7. Практика работы по квотированию рабочих мест показала, что трудоустройство инвалидов на особо режимные предприятия осложняется высокими требованиями к состоянию здоровья работников. В связи с этим указанным предприятиям предоставляется возможность арендовать рабочие места в других организациях.

В 2011 - 2012 году в рамках модернизации здравоохранения учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи. Вместе с тем остается нерешенной проблема адаптации данных учреждений с учетом требований доступности для инвалидов.

Развитие спорта среди инвалидов, вовлечение их в каждодневные занятия физической культурой является одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов. В Удмуртской Республике более 4500 инвалидов активно занимаются физической культурой и спортом. Для этой категории граждан проводятся республиканские соревнования: по плаванию, пауэрлифтингу, шахматам, армспорту, легкой атлетике, мини-футболу, лыжным гонкам. В течение года ведется подготовка спортсменов к соревнованиям. Для реализации государственной задачи по обеспечению доступности к занятиям физической культурой и спортом и привлечению людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом в республике действовала республиканская целевая программа "Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы", утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 5 июля 2010 года N 210. Ежегодно проводятся более 50 спортивно-массовых мероприятий. Спортсмены, показавшие высокие результаты, входящие в состав сборной команды России, командируются на учебно-тренировочные сборы.

В 2012 году спортсменами Удмуртской Республики завоеваны 73 медали разного достоинства, из них 26 на международных соревнованиях.

В настоящее время в состав сборных команд России по видам спорта входят 22 спортсмена-инвалида Удмуртской Республики, в составе сборных команд Удмуртской Республики - 114 человек.

Согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 11 августа 2008 года N 208 "О государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики" 15 спортсменов - паралимпийцев, добившихся наиболее высоких результатов на международных стартах, получают спортивную стипендию.

В марте 2013 года в Удмуртской Республике состоялась I Всероссийская зимняя Спартакиада инвалидов, главной целью которой являлось привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение спортивного мастерства, пропаганда здорового образа жизни.

Вместе с тем, развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:

1) спортивные объекты не в полной мере адаптированы для инвалидов и оснащены специальным оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса;

2) в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом требуется создание детско-юношеских школ или отделений при общеобразовательных организациях с закреплением штатных тренеров - преподавателей по работе с инвалидами.

Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. С 2011 года в рамках республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года N 357, организованы субтитрирование и сурдоперевод программ на региональном телевидении.

Для формирования доступности транспортной инфраструктуры приобретен 91 автобус с аппарелью. В дальнейшем при реализации мероприятий Программы планируется адаптировать остановочные павильоны и пешеходные пути с учетом требований доступности.

В целях развития и устойчивого формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики проводится согласование проектной документации вновь строящихся и реконструируемых объектов, а также территории застройки населенных пунктов. За последние годы рассмотрено 459 проектов, из них согласовано с учетом доступа 85 объектов.

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится паспортизация объектов социальной инфраструктуры и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в сети "Интернет".

С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Удмуртской Республики комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.


II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы


Целью Программы является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»