Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2010 года N 357

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 30.01.2017 N 9, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru - 09.02.2017).
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2011 N 346, от 02.05.2012 N 179, от 17.09.2012 N 403, от 17.12.2012 N 559, от 29.07.2013 N 332, от 02.12.2013 N 541, от 27.01.2014 N 11, от 05.05.2015 N 218, от 18.05.2015 N 238, от 15.06.2015 N 290, от 04.05.2016 N 180, от 03.10.2016 N 406)

Зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 6 декабря 2010 года N RU18000201000534


В целях формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Доступная среда на 2011 - 2020 годы".

(в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 559, от 04.05.2016 N 180)

2. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 559.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336 "Об утверждении республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" с 1 января 2011 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ




Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 22 ноября 2010 года N 357

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2011 - 2020 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 04.05.2016 N 180, от 03.10.2016 N 406)


 Паспорт республиканской программы "Доступная среда на 2011 - 2020 годы"

Наименование Программы

Республиканская программа "Доступная среда на 2011 - 2020 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
постановление Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года"

Ответственный исполнитель Программы

2011 - 2014 годы - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
2015 - 2020 годы - Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики

Соисполнители Программы

2011 - 2014 годы - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;
2015 - 2020 годы - Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики;
2011 - 2020 годы - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
2011 - 2014 годы - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;
2015 - 2020 годы - Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики;
2013 год - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;
2011 - 2013 годы - Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики;
2015 - 2020 годы - Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
2016 - 2020 годы - Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики;
2015 - 2020 годы - Агентство печати и массовых коммуникаций Удмуртской Республики;
2013 - 2020 годы - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)

Цель Программы

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации)

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2016 N 406)

Задачи Программы

1) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;
2) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
3) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2016 N 406)

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты;
2) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости;
3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения;
4) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций;
5) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций;
6) доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования;
7) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры;
8) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного);
9) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры;
10) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;
11) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта;
12) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
13) доля граждан, положительно оценивающих вклад инвалидов в развитие общества, в общей численности опрошенных граждан;
14) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
15) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста;
16) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста;
17) количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные и абилитационные услуги;
18) количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы "Социальное такси";
19) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере;
20) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в субъекте Российской Федерации

(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 03.10.2016 N 406)

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2020 годы, с разбивкой на следующие этапы:
первый этап - 2011 - 2012 годы;
второй этап - 2013 - 2015 годы;
третий этап - 2016 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 529711,38 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 8154,50 тыс. рублей;
в 2012 году - 12000,00 тыс. рублей;
в 2013 году - 133508,90 тыс. рублей;
в 2014 году - 121816,40 тыс. рублей;
в 2015 году - 67230,50 тыс. рублей;
в 2016 году - 86234,98 тыс. рублей;
в 2017 году - 23788,70 тыс. рублей;
в 2018 году - 24703,10 тыс. рублей;
в 2019 году - 25663,30 тыс. рублей;
в 2020 году - 26611,00 тыс. рублей,
в том числе объем средств федерального бюджета - 190579,35 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 58876,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 60408,20 тыс. рублей;
в 2015 году - 46372,80 тыс. рублей;
в 2016 году - 24921,90 тыс. рублей,
в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики - 280678,49 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 8154,5 тыс. рублей;
в 2012 году - 12000,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 57543,0 тыс. рублей;
в 2014 году - 48826,56 тыс. рублей;
в 2015 году - 14922,33 тыс. рублей;
в 2016 году - 60466,00 тыс. рублей;
в 2017 году - 18288,70 тыс. рублей;
в 2018 году - 19203,10 тыс. рублей;
в 2019 году - 20163,30 тыс. рублей;
в 2020 году - 21111,00 тыс. рублей,
в том числе объем средств из местных бюджетов - 58453,54 тыс. рублей, из них:
в 2013 году - 17089,45 тыс. рублей;
в 2014 году - 12581,64 тыс. рублей;
в 2015 году - 5935,37 тыс. рублей;
в 2016 году - 847,08 тыс. рублей;
в 2017 году - 5500,00 тыс. рублей;
в 2018 году - 5500,00 тыс. рублей;
в 2019 году - 5500,00 тыс. рублей;
в 2020 году - 5500,00 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ с органами местного самоуправления в Удмуртской Республике при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
5) обеспечение доступности подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН;
6) повышение доступности и качества реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов;
7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе;
8) обеспечение максимального развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и интеграции в обществе;
9) повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в этих семьях;
10) улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
11) обеспечение взаимодействия органов государственной власти, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике для решения проблем семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья


 I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая вступила в силу 26 октября 2012 года.

Положения Конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

1) на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские организации и рабочие места;

2) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

3) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Реализация положений Конвенции является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р. В рамках ратификации Конвенции принята государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы.

В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тыс. человек, 2005 год - 104,2 тыс. человек, 2015 год - 111,9 тыс. человек), что составляет более 7% от общего населения республики, среди которых свыше 14 тыс. человек имеют трудности в передвижении, инвалидов по зрению и слуху - более 10 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 11 тыс. человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.

В течение последних трех лет показатель численности детей-инвалидов в Удмуртской Республике остается относительно стабильным и составляет около 5 тыс. человек.

Проблемы, связанные с инвалидизацией населения в Удмуртской Республике, решались посредством республиканских целевых программ:

1) "Старшее поколение на 2010 - 2011 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года N 276);

2) "Социальная поддержка инвалидов в Удмуртской Республике на 2010 - 2012 годы" (постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336).

Для комплексной реабилитации детей-инвалидов в Удмуртской Республике функционируют 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Глазовский центр) и автономное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - Республиканский центр). Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов.

В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии. Увеличение числа детей с ранней детской патологией выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии на передний план и требует комплексного осуществления мероприятий по раннему выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи.

В своей работе центры реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями используют такие формы обслуживания, как группы с круглосуточным пребыванием, дневное полустационарное обслуживание, группы пятидневного пребывания (для детей с нарушением интеллекта, проживающих в г. Глазове).

Комплекс реабилитационных мероприятий включает медицинские процедуры, психолого-педагогическую, речевую диагностику и психокоррекцию, занятия по релаксации в сенсорной комнате и творческих мастерских, музыкальные занятия.

Учреждениями уделяется внимание обучению родителей технологиям реабилитации детей-инвалидов и основам ухода за ними. Проводятся консультации, беседы, индивидуальные и групповые практические занятия, обучение родителей элементам массажа, совместные с родителями занятия ЛФК, организуются "круглые столы", "Академия для родителей", обеспечивается участие родителей в досуговых мероприятиях учреждений.

В Республиканском центре организована индивидуальная и групповая работа с детьми-инвалидами по выявлению профессиональных способностей с использованием следующих методов психологической диагностики:

компьютерная программа "Волна";

многофакторный опросник Кеттела.

Для повышения доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов в пяти центрах социального обслуживания населения г. Ижевска созданы и успешно работают отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Основными целями работы данных отделений являются оказание социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой реабилитации в условиях дневного пребывания детей-инвалидов, а также обучение родителей особенностям и методикам их воспитания. Важнейшими задачами работы специалистов отделений являются создание оптимальных условий для успешной реабилитации и коррекции нарушений в развитии ребенка, его социально-трудовая адаптация и интеграция в общество. Для решения этих задач в отделениях организована индивидуальная и групповая коррекционная психолого-педагогическая работа с детьми и родителями, кружковая и клубная досуговая деятельность, в летний период ежегодно организуется лагерь с дневным пребыванием для детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Со стороны Республиканского центра оказывается методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

Специалисты центров (отделений) участвуют в межрегиональных конференциях, семинарах по обмену опытом, в издании методических сборников Приволжского федерального округа по реабилитации инвалидов. Организуются методические выезды в сельские районы республики. Ежегодно на базе Республиканского центра проводятся реабилитационные чтения для специалистов медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций по проблемам детской инвалидности, рассматриваются вопросы психологической и профессиональной реабилитации детей-инвалидов.

Опыт работы реабилитационных учреждений выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности:

отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;

отсутствие скоординированной системы психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития;

недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста.

Решение указанных проблем возможно только при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого метода.

В г. Ижевске с 2014 года началось строительство нового здания Республиканского центра. Площади нового здания составят 5700 м и превысят площади имеющегося здания в 4 раза. Ввод нового здания Республиканского центра позволит увеличить количество обслуживаемых детей до 1600 человек в год, а кратность прохождения курсов реабилитации - до 3 раз в год.

Одновременно в Республиканском центре на реабилитации будет находиться 155 детей.

В Республиканский центр будут приезжать семьи с детьми от 1 года до 4 лет в службу ранней помощи для проведения групповых и индивидуальных занятий совместно с родителями на срок от 3 до 12 месяцев, также планируется открытие группы дневного пребывания "Особый ребенок" с целью подготовки ребенка к пребыванию в детском саду, курс реабилитации составит от 3 до 12 месяцев.

Соблюдение преемственности между детскими и взрослыми реабилитационными центрами является залогом эффективности процесса реабилитации. Для решения данной проблемы в Удмуртской Республике в рамках республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года N 336, открыто бюджетное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов". Основной задачей центра является реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида. Ежегодно услугами центра пользуются свыше 400 человек.

Для повышения доступности реабилитационных услуг в каждом комплексном центре социального обслуживания населения созданы социально-реабилитационные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Со стороны бюджетного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики "Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов" им оказывается методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

В профессиональных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, получают образование около 300 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 44 ребенка-инвалида.

В профессиональных образовательных организациях республики основную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с интеллектуальными нарушениями.

Профессиональная подготовка для данной категории детей является территориально общедоступной. Ежегодно с учетом количества выпускников коррекционных школ определяется объем и структура приема в профессиональные образовательные организации на учебный год.

В Удмуртской Республике обучением инвалидов занимается бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сарапульский колледж для инвалидов".

Образовательная организация имеет статус колледжа и реализует программы среднего профессионального образования по специальностям "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники", "Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования", "Закройщик", "Экономика и бухгалтерский учет".

В образовательную организацию принимаются инвалиды I, II и III групп в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида по направлению территориальных органов Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики.

В общеобразовательных организациях Удмуртской Республики обучаются 2663 ребенка-инвалида, из них 1488 - обучающиеся коррекционных учреждений и коррекционных классов, созданных на базе общеобразовательных школ.

В общеобразовательных организациях республики получают образование 6038 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 5658 - обучаются в специализированных учреждениях и коррекционных классах, созданных на базе общеобразовательных школ.

На территории Удмуртской Республики функционируют 32 образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с различными видами нарушений в развитии: с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями. Обучаются в них 3866 детей с ограниченными возможностями здоровья. В 17 коррекционных школах-интернатах созданы условия для круглосуточного пребывания детей.

Кроме этого, в республике создан 161 коррекционный класс для обучения 1792 детей с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»