ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 года N 297
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы
(с изменениями на 19 февраля 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2016 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 146 (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2181-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст.6900).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы
(с изменениями на 19 февраля 2015 года)
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Участники Программы | - | Министерство культуры Российской Федерации, |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма 1 "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; |
Цели Программы | - | формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Задачи Программы | - | оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | показатель 1 "Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов"; |
показатель 3 "Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов"; | ||
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2011-2015 годы, в том числе: |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 168437465,6 тыс. рублей, в том числе: |
на 2011 год - 33003378 тыс. рублей; | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (с 12 процентов в 2010 году до 45 процентов к 2016 году); |
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цели подпрограммы | - | оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Задачи подпрограммы | - | формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и реализация системных мер, направленных на создание безбарьерной среды; |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | показатель 1.1 "Доля субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации"; |
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2011-2015 годы, в том числе: |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 28606317,4 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 90 процентов к 2016 году); |
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
Участники подпрограммы | - | Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство |
Программно-целевые инструменты подпрограммы | - | отсутствуют |
Цели подпрограммы | - | модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; |
Задачи подпрограммы | - | разработка и внедрение новых объективных методик государственной системы медико-социальной экспертизы, включая внедрение современных информационных технологий для повышения объективности и оперативности освидетельствования граждан при прохождении медико- |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы | - | показатель 2.1 "Доля учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений"; |
показатель 2.4 "Рост заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), относительно средней заработной платы в регионе"; | ||
Этапы и сроки реализации подпрограммы | - | 2011-2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы | - | общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 139831148,2 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | - | увеличение доли учреждений медико-социальной экспертизы, оборудованных с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве этих учреждений (с 37 процентов в 2010 году до 44 процентов к 2016 году); |
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 59 процентов населения.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения, и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья формирование доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О связи", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и международного опыта новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
В соответствии с положениями Конвенции, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее - Программа) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях интеграции инвалидов с обществом.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе нарушения слуха (глухих и слабослышащих), нарушения зрения (слепых и слабовидящих), нарушения опорно-двигательного аппарата и другие) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в общеобразовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках Программы планируется к 2016 году увеличить количество региональных и муниципальных общеобразовательных организаций, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, с 1,2 до 9 тыс. единиц (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных общеобразовательных организаций).
В целях повышения эффективности функционирования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предусматривается совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, профессиональную ориентацию и трудоустройство.
Подпунктами "а" и "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определена необходимость:
повышения к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
увеличения к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников;
повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В целях безусловного выполнения этих положений в рамках Программы с 2012 года реализуется мероприятие, направленное на повышение оплаты труда медицинским работникам федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, а также осуществляется формирование штатной численности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с учетом необходимости качественного оказания государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р).
Подпунктами "а" и "г" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" определена необходимость:
создания и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
В целях безусловного выполнения этих положений в рамках Программы предоставляются субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости. Предоставление указанных субсидий обеспечивает создание условий для увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на федеральных государственных протезно-ортопедических и специализированных предприятиях, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.