ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2014 года N 263

г. Улан-Удэ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 02.07.2013 N 342 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ"



Во исполнение Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" и для перехода на программно-целевое планирование расходов республиканского бюджета Правительство Республики Бурятия

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы", изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
А.ЧЕПИК



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 06.06.2014 N 263

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 02.07.2013 N 342

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ



Государственная программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294, и Перечнем государственных программ Республики Бурятия.

Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Республике Бурятия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Соисполнители Программы

Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";
подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";
подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения";
подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";
подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения";
подпрограмма 6 "Паллиативная медицинская помощь";
подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";
подпрограмма 8 "Лекарственное обеспечение";
подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";
подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия";
подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения"

Программно-целевые инструменты Программы

отсутствуют

Цель Программы

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной и скорой медицинской помощи.
3. Развитие государственно-частного партнерства для повышения качества оказания медицинских услуг.
4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
5. Совершенствование медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения для увеличения продолжительности активного периода жизни населения.
6. Развитие паллиативной медицинской помощи для улучшения качества жизни неизлечимых больных.
7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
8. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи населению.
9. Развитие информатизации отрасли для обеспечения эффективности управления системой оказания медицинской помощи.
10. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.
11. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения

Целевые индикаторы и показатели Программы

Смертность от всех причин;
младенческая смертность;
смертность от болезней системы кровообращения;
смертность от дорожно-транспортных происшествий;
смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);
смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);
смертность от туберкулеза;
потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);
распространенность потребления табака среди взрослого населения;
заболеваемость туберкулезом;
обеспеченность врачами;
соотношение врачей и среднего медицинского персонала;
средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике;
средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике;
средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике;
отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в два этапа:
первый этап: 2013 - 2015 годы;
второй этап: 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Всего: 186690330,5 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета по предварительной оценке: 43579034,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства консолидированного бюджета Республики Бурятия по предварительной оценке: 34491733,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 101942103,5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства юридических лиц по предварительной оценке: 4221,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);
средства из иных источников по предварительной оценке: 5667638,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи":
Всего: 57503212,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации":
Всего: 70182326,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения":
Всего: 500000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка":
Всего: 11554189,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения":
Всего: 4755771,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 6 "Паллиативная медицинская помощь"
Всего: 866174,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения":
Всего: 2211036,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 8 "Лекарственное обеспечение":
Всего: 9348909,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении":
Всего: 929275,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия":
Всего: 2412821,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
Подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения":
Всего: 26426614,6 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)
Ресурсное обеспечение Программы отражено в приложении N 2:
ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета Республики Бурятия и юридических лиц на реализацию целей Программы - таблица N 1;
за счет средств республиканского бюджета - таблица N 2;
за счет средств республиканского и федерального бюджетов - таблица N 3

Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 населения,
снижение младенческой смертности до 7,3 случая на 1000 родившихся живыми,
снижение смертности от болезней системы кровообращения до 587,9 случая на 100 тыс. населения,
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 11,9 случая на 100 тыс. населения,
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 171,2 случая на 100 тыс. населения,
- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 0,2%;
снижение смертности от туберкулеза до 13,4 случая на 100 тыс. населения,
снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 8,2 литра на душу населения в год,
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 28,2%;
снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 39,8 случая на 100 тыс. населения;
увеличение обеспеченности врачами до 41,0 на 10 тыс. населения, соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3,1;
повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в республике,
повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в республике,
повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в республике,
отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100%;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,7 года

Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Стратегической целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, направленное на увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских и информационных технологий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам республики является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

Основные задачи Программы включают мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышению эффективности службы родовспоможения и развитию медицинской реабилитации населения, обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, лекарственному обеспечению населения, развитию информатизации отрасли, территориального планирования, строительству значимых объектов здравоохранения, совершенствованию и обеспечению системности в организации охраны здоровья населения.

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики. Реализация мероприятий стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, федеральных и республиканских целевых программ, приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2012 годы" позволила начать создание комплексной системы охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию. Отмечается рост рождаемости с 17,0 на 1000 населения в 2010 году до 17,4 на 1000 населения в 2012 году (2,3%), снижение смертности населения с 12,7 на 1000 населения до 12,4 на 1000 населения (2,7%). Естественный прирост населения составил 5,0 на 1000 населения. В динамике за 5 лет (2007 - 2011 гг.) продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2 года и достигла границы пенсионного возраста (60,3 года), у женщин - на 1,8 лет (72,3 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя у мужчин на 3,7 года, женщин - на 3,3 года. Анализ медико-демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения с акцентом на наиболее приоритетные направления. Обязательным условием для улучшения демографической ситуации является снижение смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин.

Уровень общей смертности в Республике Бурятия составляет 12,4 на 1000 населения (Российской Федерации 13,5 на 1000 населения). Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 36% всех смертей взрослого населения (713,3 на 100 тыс. населения). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения (в 2006 г. - 717,6, 2009 г. - 606,1, в 2012 г. - 594,8 на 100 тыс. населения), они остаются основной причиной в общей структуре смертности населения (48,2%). Внешние причины остаются сдерживающим фактором снижения смертности в республике, их удельный вес составляет 18,9%, новообразований - 14,1%. Неблагополучной остается ситуация по суицидам. Показатель смертности от суицидов составил 62,9 на 100 тыс. населения. Частота самоубийств превышает "критический" порог ВОЗ в 3,2 раза, среднефедеративный - в 2,9 раза, СФО - в 1,8 раза.

За последнее десятилетие заболеваемость населения Республики Бурятия постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за последние 10 лет составил 12%. В структуре распространенности ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. В Республике Бурятия за последние 5 лет заболеваемость туберкулезом снизилась на 27,2% (115,7 на 100 тыс. населения), однако превышает среднефедеративный в 1,6 раза (РФ 2011 г. - 73,0 на 100 тыс. населения). Заболеваемость злокачественными новообразованиями по итогам 2012 года составила 250,4 на 100 тыс. населения (РФ 2011 г. - 368,1 на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств составляет 1001,0 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом. Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Бурятия осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

Первый уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники). По состоянию на 01.01.2013 количество таких медицинских организаций в регионе - 26.

Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные).

Третий уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилям заболеваний. Количество учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на региональном уровне, - 14.

Приоритетные направления Программы направлены на снижение младенческой, материнской смертности, смертности от "внешних" причин, хронических неинфекционных заболеваний и рост ожидаемой продолжительности жизни населения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах обозначены следующие пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

- возрождение системы профилактики заболеваний;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

- укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В Республике Бурятия, как по всей стране, реализуются крупномасштабные федеральные и региональные проекты:

- приоритетный национальный проект "Здоровье";

- федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)";

- Программа "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы";

- Республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009 - 2013 годы и на период до 2018 года".

В итоге реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) достигнута положительная динамика медико-демографических показателей: при росте рождаемости на 2,5% произошло снижение общей смертности на 1,6%. Естественный прирост составил 5,0 на 1000 населения. Снижение общей смертности населения произошло за счет уменьшения числа потерь в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 13,6%, новообразований - на 13,1%. В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы федерального и регионального уровня, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:

- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака";

- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";

- Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";

- Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р "О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1563-р "О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р "Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1134-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения";

- Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы";

- Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1903-IV (ред. от 13.10.2011) "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года";

- постановление Правительства Республики Бурятия от 06.10.2009 N 380 "О Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до 2017 года";

- постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 5 "О Концепции демографического развития Республики Бурятия до 2025 года";

- постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы";

- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 96-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия".

Таким образом, к настоящему времени удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения, основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к российскому уровню.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»