ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 января 2011 года N 5

г. Улан-Удэ

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. Постановлений Правительства РБ от 25.07.2011 N 386, от 19.07.2012 N 436, от 10.09.2012 N 519, от 17.04.2013 N 202, от 29.12.2014 N 677)


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", в целях регулирования социально-демографических процессов в Республике Бурятия, повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в социальной сфере Правительство Республики Бурятия

постановляет:

1. Утвердить Концепцию демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению N 1 и План мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции (далее - План мероприятий) согласно приложению N 2.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, ответственным исполнителям мероприятий Концепции принять необходимые меры по выполнению положений Концепции и Плана мероприятий.

Информацию о выполнении Плана мероприятий представлять в Министерство экономики Республики Бурятия ежеквартально в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 25.07.2011 N 386)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия принять участие в реализации положений Концепции и учесть в программах демографического развития муниципальных образований мероприятия, включенные в План мероприятий.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Матханова В.Э.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2012 N 436)

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ



Приложение N 1


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 13.01.2011 N 5

КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. Постановления Правительства РБ от 10.09.2012 N 519)

1. Общие положения


Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351, федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, Конституцией Республики Бурятия, законами и другими нормативными правовыми актами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом опыта реализации Концепции демографического развития Республики Бурятия на период до 2010 года.

Концепция охватывает период до 2025 года, что обусловлено инерционностью демографических процессов, долгосрочностью ожидаемых результатов. Мероприятия по реализации Концепции являются частью демографической политики, реализуемой на территории Российской Федерации.

Концепция определяет цели, задачи и приоритеты государственной политики, реализуемой в области народонаселения в Республике Бурятия.

Демографическая политика Республики Бурятия направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в республике.

2. Оценка состояния демографической ситуации в Республике Бурятия, тенденции демографического развития


Демографическая ситуация в Республике Бурятия в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, проходившими в конце ХХ и начале XXI века. В период с 1991 по 2007 годы наблюдалось стабильное сокращение численности населения (с 1052,0 до 959,9 тыс. человек). В течение 1991 - 2005 годов ежегодно умирали в среднем 12 - 15 тыс. человек, а рождались - 11 - 13 тыс. человек. В результате к концу 2007 года численность населения республики сократилась на 8,8% (на 92,1 тыс. человек) и ухудшилась его качественная структура.

Начиная с 2006 года наблюдается рост рождаемости, в том числе в связи с увеличением численности женщин, вошедших в детородный возраст. Уровень рождаемости к 2010 году достиг 17,5 промилле. С 2008 года отмечается рост численности населения (после 17-летней убыли населения): в 2008 году прирост составил 0,9 тыс. человек, в 2009 - 2,8 тыс. человек, увеличившись в 3,2 раза.

На 1 января 2010 года численность населения Республики Бурятия составила 963,5 тыс. человек и достигла уровня 2006 года. Рост населения увеличился вследствие сложившегося естественного прироста - 4263 человека и снижения миграционной убыли до 1513 человек.

С 2003 по 2008 год отмечалась устойчивая тенденция роста численности сельского населения - 1,5 - 2% ежегодно, в том числе в связи с преобразованием поселков городского типа в сельские населенные пункты. С такими же темпами в последние годы сокращалась численность городского населения. В 2009 году наблюдался процесс урбанизации населения, в течение года произошло сокращение сельского населения на 15,2 тыс. человек (на 3,5%) и увеличение городского на 18 тыс. человек (на 3,4%). Городское население составило по оценке Росстата 544,8 тыс. человек (56,5%), сельское - 418,7 тыс. человек (43,5%).

Среди сельских районов республики рост населения отмечен в Иволгинском районе.

Отмечается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и рост населения старше и моложе трудоспособного возраста. Эта тенденция наблюдается с 2006 года и усилилась в 2008 - 2009 годах.

Вместе с тем в 2007 - 2009 годах Республика Бурятия сохраняла более благоприятную половозрастную структуру населения и более высокий уровень рождаемости, чем в среднем по регионам Российской Федерации и Сибирского федерального округа. Удельный вес численности лиц моложе трудоспособного возраста в Республике Бурятия на 1 января 2010 года составил 21,0% (в Российской Федерации - 16,1% и в Сибирском федеральном округе - 17,5%), трудоспособного возраста - 62,7% (62,3% и 63% соответственно), старше трудоспособного - 16,3% (21,6% и 19,5% соответственно).

Женщины в возрасте от 15 до 49 лет составляли 53,8% от общего числа женщин по республике (по состоянию на 1 января 2010 года) против 54,8% в 2009 году.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Республика Бурятия значительно отстает от показателей Российской Федерации: ожидаемая продолжительность жизни населения в Республике Бурятия в 2009 году составила 65,3 года, в том числе мужчин - 59,3 года, женщин - 71,6. В среднем в Российской Федерации продолжительность жизни составила 68,7 года, по Сибирскому федеральному округу - 67,0.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Республике Бурятия является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Из общего числа умерших доля граждан трудоспособного возраста в 2009 году составила порядка 39,9%. В 2009 году в трудоспособном возрасте умерло 4974 человека, при этом три четверти умерших составили мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы остается одной из основных причин смертности населения республики: в 2009 году смертность от болезней системы кровообращения составила 46,8%, или 5831 человек. Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм составила 21,6%, новообразований - 13,7%, болезней органов дыхания - 6,1%, болезней органов пищеварения - 4,7%. Среди причин смертности населения в трудоспособном возрасте значительную долю (43,3%) составляют внешние причины - случайные отравления, суициды, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение за три года с 11,4 на 1000 родившихся живыми до 9,0, остается выше среднероссийского показателя (8,1). Остается высоким уровень материнской смертности.

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, активный отдых и другие).

Начиная с 1997 года в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Однако превысить смертность населения удалось только в 2006 году. В 2007 - 2009 годах темпы роста естественного прироста значительно увеличились.

Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения, то есть замещения поколения родителей поколением детей. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение всей жизни) в 2009 году составил 2,0 при необходимом показателе 2,15 (в Российской Федерации - 1,537, в Сибирском федеральном округе - 1,638).

На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность), увеличение числа неполных семей, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

В Республике Бурятия отмечается снижение миграционной убыли населения: за четыре года миграционная убыль сократилась с 3,6 человека на 1000 населения до 1,6.

По прогнозу численности населения Республики Бурятия, рассчитанному на основе динамики демографических процессов органами статистики, население Республики Бурятия увеличится к 2025 году только на 15 тысяч человек (на 1,6%) и составит 978,9 тыс. человек.

Уменьшится численность женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет) почти на 24,3 тыс. человек, или на 9,2%, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего, на обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

3. Цели, принципы, задачи демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года


Целями демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года являются стабилизация численности населения и создание условий для ее роста к 2025 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году до 74 лет.

(в ред. Постановления Правительства РБ от 10.09.2012 N 519)

Достижение целей демографического развития Республики Бурятия в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографического развития Республики Бурятия положены следующие принципы:

- комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

- концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

- взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с поставленными целями основными задачами демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года являются:

- сокращение уровня смертности не менее чем на 20%, прежде всего, в трудоспособном возрасте от внешних причин;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, распространение ценностей здорового образа жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

- увеличение продолжительности активной жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- стабилизация уровня рождаемости (сохранение суммарного показателя рождаемости на уровне 2,0) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- создание условий для самореализации молодежи;

- привлечение мигрантов, в том числе высококвалифицированных и молодых специалистов, в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции;

- обеспечение продуктивной занятости населения и обеспечение социальной защиты от безработицы.

4. Приоритеты и основные направления демографического развития Республики Бурятия


Основные направления демографического развития Республики Бурятия определены исходя из демографической ситуации Республики Бурятия и прогнозов ее развития.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего, граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;

- сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;

- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;

- сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;

- сокращение уровня смертности от туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;

- развитие системы социального обслуживания и гериатрической помощи; принятие мер по обеспечению безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;

- повышение доступности медицинской помощи для населения республики, в том числе для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»