ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 октября 2009 года N 380
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ПО ПРИНЦИПУ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ) ПРАКТИКИ ДО 2017 ГОДА
В целях гарантированного обеспечения прав граждан, проживающих в Республике Бурятия, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до 2017 года (приложение N 1, далее - Концепция).
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до 2017 года (приложение N 2, далее - План мероприятий).
3. Министерству здравоохранения Республики Бурятия (Кожевников В.В.) обеспечить реализацию Плана мероприятий.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия принять участие в реализации Концепции и разработать планы мероприятий по ее реализации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
А.А.Фоменко
Концепция развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до 2017 года
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения целей стратегии охраны здоровья населения.
В результате происходящих в стране экономических и социальных процессов существующая амбулаторно-поликлиническая служба системы здравоохранения оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80 % населения, обращающегося за медицинской помощью. Стали очевидными недостатки ее организации.
Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно, 20-30 % и 70-80 % всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи.
При развитии узкой специализации на догоспитальном этапе участковый врач не является координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, не обеспечивает постоянный контроль за состоянием пациента и его семьи и фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи. У него уменьшился объем и спектр профилактических и лечебно-диагностических услуг, стали преобладать диспетчерские функции: частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам достигла 40-50 % (в западных странах - 10-12 %). Затруднена преемственность в наблюдении за пациентами по возрастному и половому признакам при наличии хронических заболеваний: связь между педиатрами, акушерами-гинекологами и терапевтами не всегда адекватна.
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 г. N 1387, определено, что основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи является усиление ее первичного звена при ведущей роли в ее развитии общей врачебной (семейной) практики с одновременным проведением реорганизации стационарной помощи и перераспределением части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный, развертыванием в амбулаторно-поликлинических учреждениях дневных стационаров и стационаров на дому, консультативно-диагностических комплексов, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделений медико-социальной реабилитации и терапии и т.д.
В Республике Бурятия общая врачебная (семейная) практика начала формироваться с 1993 года. Накоплен некоторый опыт работы в этом направлении. За этот период подготовлено 117 врачей общей практики, 144 медицинские сестры врача общей практики, открыто 66 амбулаторий общей врачебной (семейной) практики. Но на этих должностях в настоящее время работает лишь 81 врач.
Анализ деятельности службы общей врачебной (семейной) практики позволяет говорить о медицинской, социальной и экономической эффективности. Уровень рождаемости среди населения, обслуживаемого врачами общей (семейной) практики, составил 18,5 на 1000 населения (по Республике Бурятия - 16,0), общей смертности - 11,7 (по Республике Бурятия - 13,4), младенческой смертности - 7,1 промилле (по Республике Бурятия - 8,7). Врачами общей практики не допущены случаи материнской смертности. Показатели уровня госпитализации в стационары и числа вызовов скорой помощи среди населения, обслуживаемого врачами общей (семейной) практики, почти в 2 раза ниже среднереспубликанских и составили соответственно 11,1 на 100 жителей и 0,178 на 1 жителя.
Переход к общей врачебной практике сдерживается:
- недостатком финансовых ресурсов. В настоящее время себестоимость медицинских услуг, оказанных лечебными учреждениями, не соответствует утвержденному тарифу;
- несовершенством системы профессиональной подготовки кадров. В медицинских учебных заведениях Российской Федерации до сих пор не создан надлежащий педагогический корпус для подготовки семейных врачей;
- отсутствием подготовленных кадров, стандартов ведения больных и критериев оценки качества деятельности врача общей практики;
- недостаточно разработанной правовой и финансовой базой и информационной поддержкой;
- слабой материально-технической базой муниципальных учреждений здравоохранения.
Основной целью Концепции является сохранение и улучшение здоровья населения в Республике Бурятия.
Достижение цели Концепции предполагает решение ряда задач:
- обеспечение доступности, комплексности, экономической эффективности медицинского обслуживания населения Республики Бурятия;
- совершенствование материально-технической и организационно-методической базы первичного звена здравоохранения;
- увеличение объемов медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах;
- развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики;
- создание системы управления качеством медицинской помощи;
- создание и апробация системы информационного обеспечения общей врачебной практики.
Необходимо отметить, что реформа первичного звена здравоохранения должна осуществляться в виде последовательного постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики, с сохранением накопленного потенциала здравоохранения, без коренной ломки действующей сети лечебно-профилактических учреждений и с максимальным использованием их мощностей.
Стратегическое направление реформы ПМСП в Республике Бурятия - формирование общих врачебных практик и одновременно изменение функций большинства служб поликлиники и схем их взаимодействия.
Создание системы общей врачебной практики осуществляется на основе действующей системы оказания первичной медицинской помощи. В амбулаторно-поликлинических учреждениях необходимо постепенно организовывать ПМСП по принципу врача общей (семейной) практики.
В сельской местности актуально развитие индивидуальной семейной врачебной практики.
В городских населенных пунктах предпочтительнее организовывать отделения групповой общей врачебной практики, где с врачом общей практики взаимодействуют при необходимости педиатр, акушер-гинеколог. В отдельных случаях, особенно в отдаленных микрорайонах, следует организовывать семейные врачебные практики.
Опыт работы врачей общей практики показывает, что они осуществляют более трети объема специализированной помощи, соответственно уменьшая число направлений на консультации и повышая удовлетворение потребности пациентов в отдельных видах специализированной помощи.
Основным принципом финансирования общеврачебной практики в республике предполагается подушевое финансирование на условиях частичного фондодержания, которое стимулирует расширение объемов медицинской помощи на данном уровне и повышает ответственность за здоровье прикрепленного населения. При этом устанавливаются индивидуальные показатели деятельности врача общей практики, достижение которых предполагает дополнительное материальное стимулирование.
Вследствие этого реформирование первичной амбулаторно-поликли-нической помощи направлено на реформирование первичного звена, в том числе развертывание в амбулаторно-поликлинических учреждениях консультативно-диагностических комплексов, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи. Эффективную помощь врачам общей практики может оказать организация на базе поликлиники отделения медицинской помощи на дому, которое освободит службу скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций (более 50 % всех вызовов составляют обращения по поводу обострения хронических заболеваний).
Помощь на селе должна быть дифференцирована в зависимости от компактности проживания сельского населения, величины населенных пунктов, транспортной доступности до районных центров.
Основные мероприятия по реализации Концепции включают:
- разработку и внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления ПМСП с учетом демографических показателей, уровня развития социальной инфраструктуры, наличия специалистов соответствующей квалификации;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения системы общей врачебной (семейной) практики;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей общей практики и медицинских сестер общей врачебной практики;
- внедрение частичного фондодержания и стимулирующих методов оплаты ПМСП;
- разработку и внедрение стандартов оказания ПМСП;
- разработку и внедрение схем взаимодействия врачей общей (семейной) практики с узкими специалистами и стационарами;
- разработку и внедрение системы мониторинга видов, объемов и качества ПМСП.
Таким образом, формирование института общей врачебной практики следует сочетать с реформированием всей системы оказания медицинской помощи, прежде всего, амбулаторно-поликлинической помощи, при этом необходима взаимосвязь следующих процессов:
1.1. Формирование сети общих врачебных практик, действующих на основе внутренних договоров с поликлиниками, в составе которых они функционируют.
В рамках этого процесса важно:
а) обеспечить организационное и финансовое разделение врачей общей (семейной) практики и специалистов амбулаторного звена в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
Это диктуется необходимостью:
- обеспечить реальную ответственность врачей общей (семейной) практики за состояние здоровья прикрепленного населения (прежде чем кооперироваться со специалистами, необходимо осознать свою ответственность);
- усовершенствовать методику определения размера оплаты труда врачей общей (семейной) практики (по сравнению с оплатой труда специалистов);
- повысить престиж врача общей (семейной) практики, сделав его не только равным партнером специалистов, но и держателем финансовых средств для последующего распределения в другие звенья оказания медицинской помощи;
б) создать условия для формирования института частнопрактикующего врача.
1.2. Реорганизация амбулаторно-поликлинических учреждений (далее - поликлиник) с образованием консультативно-диагностических и реабилитационных центров.
В поликлиниках работают консультанты-специалисты, концентрируются специализированные лаборатории, дорогостоящее диагностическое оборудование, отделения физиотерапии и реабилитации, предоставляется медико-социальная помощь населению.
Целью реорганизации является снижение нагрузки на врачей узких специальностей и на стационары.
Основными федеральными нормативными актами, обеспечивающими правовую основу деятельности врача общей практики (семейного врача), являются:
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 11.10.1994 г. N 201 "О внесении дополнений в Инструктивно-методические указания по аттестации врачей-специалистов и в Перечень соответствия врачебных специальностей врачебным должностям для аттестации";
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.11.2002 г. N 350 "О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации";
В Республике Бурятия было принято постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2008 г. N 594 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года".
Эффективное развитие системы здравоохранения в Республике Бурятия в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и эффективного использования медицинских и фармацевтических кадров (далее - кадры) как главного ресурса здравоохранения.
Основная цель кадровой политики в сфере здравоохранения на период до 2017 года состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных управленческих и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские учреждения кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению.
Реализация кадровой политики в здравоохранении будет осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:
- формирование оптимальной численности и структуры кадров;
- совершенствование дополнительной профессиональной подготовки кадров;