ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2024 года N 98


О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие"



В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, в целях приведения нормативной правовой базы Забайкальского края в соответствие с действующим законодательством Правительство Забайкальского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Забайкальского края от 23 апреля 2014 года N 220 "Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Забайкальского края от 4 июля 2014 года N 386, от 7 октября 2014 года N 568, от 31 марта 2015 года N 125, от 12 мая 2015 года N 220, от 4 июня 2015 года N 275, от 30 июля 2015 года N 370, от 5 сентября 2015 года N 451, от 22 марта 2016 года N 103, от 23 сентября 2016 года N 389, от 23 сентября 2016 года N 390, от 13 октября 2016 года N 397, от 23 декабря 2016 года N 481, от 10 февраля 2017 года N 25, от 27 апреля 2017 года N 172, от 19 мая 2017 года N 206, от 13 июня 2017 года N 223, от 27 октября 2017 года N 451, от 4 декабря 2017 года N 511, от 28 декабря 2017 года N 579, от 15 января 2018 года N 6, от 28 марта 2018 года N 103, от 24 апреля 2018 года N 164, от 25 мая 2018 года N 211, от 25 сентября 2018 года N 388, от 27 января 2019 года N 10, от 3 июня 2019 года N 224, от 24 июля 2019 года N 303, от 30 июля 2019 года N 308, от 31 декабря 2019 года N 542, от 20 апреля 2020 года N 109, от 9 июня 2020 года N 192, от 24 июля 2020 года N 281, от 12 ноября 2020 года N 480, от 29 декабря 2020 года N 633, от 31 марта 2021 года N 95, от 7 октября 2021 года N 399, от 30 ноября 2021 года N 466, от 21 января 2022 года N 9, от 14 апреля 2022 года N 138, от 6 мая 2022 года N 160, от 21 июля 2022 года N 308, от 22 сентября 2022 года N 427, от 22 сентября 2022 года N 428, от 26 октября 2022 года N 495, от 6 декабря 2022 года N 590, от 30 декабря 2022 года N 702, от 2 июня 2023 года N 271, от 5 июля 2023 года N 341, от 19 декабря 2023 года N 684).


2. Действие настоящего постановления распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Первый заместитель председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР



Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 23 АПРЕЛЯ 2014 ГОДА N 220 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"


1. Преамбулу изложить в следующей редакции:


"В соответствии с Порядком разработки, формирования, реализации, мониторинга и проведения оценки эффективности государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях создания условий для устойчивого роста экономики Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:".


2. Государственную программу Забайкальского края "Экономическое развитие", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 23 апреля 2014 г. N 220
     (в редакции постановления Правительства
Забайкальского края
от 4 марта 2024 г. N 98)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"


Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие"


1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы



Динамика ключевых индикаторов экономического развития Забайкальского края за 2019 - 2022 годы, за исключением периода жестких ограничений, связанных с пандемией COVID-19, характеризуется устойчивым ростом: индекса промышленного производства - на 16,7%, индекса физического объема инвестиции в основной капитал - на 39,3%, строительства - на 51,6%, объема экспорта - в 2 раза.


Основные макроэкономические показатели Забайкальского края




в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году

Показатель

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Валовый региональный продукт

102,4

104,5

105,4

101,9 <*>

Промышленное производство

105,6

99,5

108,5

102,4

Производительность труда

104,6

110,0

104,0

98,2 <*>

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство"

98,7

131,2

97,1

120,6

Оборот розничной торговли

100,7

96,1

105,0

99,5

Инвестиции в основной капитал

98,8

121,9

119,5

96,8

Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, тыс. человек (на конец года)

96 181

94 421

104 237

113 928

Экспорт, млн. долларов США

631,9

1 074,2

1 456,4

1 298,3

Импорт, млн. долларов США

378,4

445,3

633,3

303,5

Реальная среднемесячная заработная плата

102,9

102,9

103,4

99,2

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,5

99,9

102,2

100,2


________________


* Оценка.


Экономика края демонстрировала развитие, опережающее среднероссийскую динамику, вследствие низкой базы предшествующих лет и старта реализации крупных проектов по добыче полезных ископаемых. Темпы роста основных экономических показателей региона также заметно выше уровня Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).


Важнейшими факторами, определяющими экономическую динамику региона, являются инвестиционные ресурсы. Инвестиционная активность в крае в последние годы росла темпами, опережающими динамику по стране и ДФО. Приоритетными секторами экономики Забайкальского края для инвестиционных вложений являются промышленность, транспортировка и хранение. За 2019 - 2022 годы и I полугодие 2023 года инвестиции в добычу полезных ископаемых составили 124,5 млрд. рублей, или 19,9% от общего объема инвестиций в основной капитал в крае, в обрабатывающие производства - 184,4 млрд. рублей, или 29,4%, транспортировку и хранение - 182,4 млрд. рублей, или 29,1%.


В 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 года N 988 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Забайкалье" в Забайкальском крае создана территория опережающего развития (далее - ТОР) "Забайкалье". В настоящее время ТОР "Забайкалье" располагается на территории 25 муниципальных районов и 2 городских округов. Территории муниципалитетов включены в ТОР частично. Кроме того, на территории Забайкальского края с 2016 года действует ТОР "Краснокаменск", созданная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 675 (в 2020 году преобразована в ТОР на территории ДФО в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 года N 1374 "О преобразовании территории опережающего социально-экономического развития "Краснокаменск").


По состоянию на 1 октября 2023 года заключены соглашения с 57 резидентами, объем планируемых капитальных вложений - 432 843,5 млн. рублей (инвестировано - 206 774,8 млн. рублей), количество создаваемых резидентами ТОР новых рабочих мест - 16 562 (создано - 6 960 рабочих мест). Для усиления потенциала развития ТОР в рамках Комплексной программы ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 2282-р, предусмотрено создание промышленных парков.


В рамках краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории края по состоянию на 1 января 2023 года реализуется 5 региональных инвестиционных проектов. Общая сумма инвестиций за 2013 - 2022 годы составила 113 410,3 млн. рублей, в том числе за 2022 год - 4 284,9 млн. рублей.


В декабре 2022 года Министерством экономического развития Забайкальского края выданы субсидии в размере 50,74 млн. рублей на возмещение части затрат, связанных с приобретением нового оборудования, 16 промышленным предприятиям, осуществлена докапитализация Фонда развития промышленности Забайкальского края.


На территории Забайкальского края по состоянию на 1 октября 2023 года осуществляли деятельность 27 207 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), количество занятых в МСП составило 108,8 тыс. человек, или 122,4% к годовому плановому показателю (88,9 тыс. человек). Поддержка МСП осуществлялась путем реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (Забайкальский край участвует в 3 региональных проектах) и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае" государственной программы Забайкальского края "Экономическое развитие" (далее - государственная программа).


Объем финансирования региональных проектов по МСП в 2022 году составил 103,8 млн. рублей.


В 34 муниципальных районах, муниципальных и городских округах функционируют многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг. Уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 99,2%.


Туристический поток составил рекордное количество - 434 тыс. поездок, что в 1,5 раза превышает уровень 2021 года. Активно ведется работа по развитию проектов в сфере туризма. Основными проектами на сегодняшний день являются: лэнд-арт парк "Тужи" в Хилокском районе, экокурорт "Кука" в Читинском районе, экоотель "Шинки" в Красночикойском районе. Всего в работе 32 проекта в 12 районах края.


В регионе выделены 11 центров экономического роста и определены приоритетные мероприятия, направленные на создание социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения реализации инвестиционных проектов, решение наиболее острых проблем в социальной сфере.


В 2023 году в рамках государственной программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики.


Ключевые конкурентные преимущества Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:


1) наличие трудовых ресурсов и потенциал роста потребительского спроса позволяет развивать в Забайкальском крае МСП и трудоемкие отрасли: сельское хозяйство, машиностроение, туризм и др.;


2) близкое расположение к быстрорастущим восточноазиатским центрам мирового экономического роста, развитие отношений с Китайской Народной Республикой открывает возможности для привлечения инвестиций, технологий и увеличения туристического потока в регион;


3) значительные доступные запасы минерально-сырьевых ресурсов (золото, железо, медь, уран, серебро, цинк, уголь, свинец и др.) формируют благоприятные условия для создания горно-металлургического кластера, ориентированного на экспорт, с высокой отдачей для регионального развития;


4) широкие возможности для развития туризма (экологического, этнокультурного и рекреационного), в том числе с ориентацией на туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие туристической отрасли может способствовать созданию рабочих мест, в том числе в смежных отраслях, и диверсификации занятости в сельских территориях;


5) преференциальный режим ТОР, направленный на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций (ТОР "Забайкалье" и ТОР "Краснокаменск"), в условиях макроэкономической нестабильности может стать дополнительным фактором повышения конкурентоспособности Забайкальского края и притяжения нового бизнеса, в том числе из центральной части страны, а также международных партнеров.


Факторы, сдерживающие социально-экономическое развитие Забайкальского края в сфере реализации государственной программы:


1) отсутствие инфраструктуры в экономически неосвоенных районах, что затрудняет вовлечение в коммерческую деятельность природных ресурсов, находящихся на этих территориях, и приводит к значительному удорожанию стоимости проектов новых создаваемых предприятий по добыче, переработке и транспортировке минерального сырья;


2) сокращение транзитных потоков и внешнеторговых связей с отдельными государствами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»