Неактуальный

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный)

Комментарий к статье 41. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами


1. Под патронажем понимается форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Обратим внимание, что понятие "патронаж" не следует путать с понятием "патронат", под которым понимается форма воспитания и оказания социальной помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронат, как правило, осуществляется в следующих формах: патронатное воспитание, постинтернатный патронат, социальный патронат (см. об этом подробнее п.1 ст.123, п.6 ст.146 СК РФ; ч.1 ст.14 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; соответствующие законы субъектов РФ).

________________

См., например, Закон Рязанской области от 14.09.2011 N 72-ОЗ "О патронате", Закон Краснодарского края от 19.07.2011 N 2312-КЗ "О патронате в Краснодарском крае", Закон г.Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" (о патронате см. ст.12, 13 и др.), Закон Ивановской области от 13.10.2009 N 97-ОЗ "О передаче детей на патронат в Ивановской области", Закон Забайкальского края от 29.04.2009 N 167-ЗЗК "О патронате", Закон Республики Адыгея от 24.07.2007 N 107 "О патронате", Закон Чукотского автономного округа от 01.03.2007 N 12-ОЗ "О формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и о патронате в Чукотском автономном округе", Закон Мурманской области от 29.05.2006 N 759-01-ЗМО "О патронате", Закон Московской области от 05.07.2003 N 77/2003-ОЗ "О патронате", Закон Курганской области от 02.07.2001 N 55 "Об условиях осуществления патроната над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" и др.


Также необходимо отметить, что установление патронажа, в отличие от патроната, относится к компетенции федерального законодателя. В законах субъектов РФ, затрагивающих в той или иной степени аспекты, касающиеся патронажа, содержатся только общие положения, дублирующие нормы ГК РФ о патронаже и (или) содержащие отсылочные нормы к федеральному законодательству (см., например, Закон города Севастополя от 09.02.2015 N 111-ЗС "Об организации деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Севастополе" (ст.14 и др.), Закон г.Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве" (ст.19 и др.)).

Однако здесь нужно принять во внимание, что ряд аспектов, связанных с осуществлением патронажа (в том числе учет граждан, над которыми установлен патронаж, предоставление соответствующей информации, прием и оформление документов и пр.), может быть регламентирован нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также актами органов местного самоуправления на основании ч.2 и 3 ст.8 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (см., например, постановление Совета министров Республики Крым от 30.04.2015 N 241 "Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Крым в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже по состоянию здоровья", приказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 21.05.2013 N 630 "Об утверждении Порядка организации деятельности органов опеки и попечительства Краснодарского края по установлению, осуществлению и прекращению патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности", приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19.04.2012 N 55-мпр "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Установление патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами", постановление администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области от 26.11.2015 N 1139 "О создании комиссии по вопросам опеки, попечительства и патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, при комитете по образованию администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области", постановление Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 19.11.2013 N 865 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Комиссией по опеке и попечительству при Администрации муниципального образования "Город Майкоп" муниципальной услуги "Принятие решений об установлении патронажа и его прекращении над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, назначении в установленном порядке таким гражданам помощников", распоряжение Департамента социальной защиты населения г.Москвы от 31.10.2008 N 02-р "Об утверждении рекомендаций и регламента взаимодействия муниципалитетов и органов социальной защиты населения города Москвы при осуществлении государственных полномочий в сфере опеки и попечительства по вопросам патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в городе Москве" и др.).

В ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст) закреплены следующие формы патронажа:

1) социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи;

2) социально-медицинский патронаж - социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи;

3) социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи;

4) социально-педагогический патронаж - социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-правовой патронаж - социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

2. ГК РФ не определяет, кто именно должен являться инициатором подачи в органы опеки и попечительства соответствующего заявления об установлении патронажа. Однако из положений п.2 комментируемой статьи следует, что потребность в установлении патронажа может быть выявлена работником организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина.

В силу ст.14 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. В ст.15 ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" закреплены основания, по которым гражданин может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.

С учетом изложенного, полагаем, что заявителями в рассматриваемой ситуации могут быть:

а) непосредственно сам гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа;

б) законный представитель гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

в) лицо, выразившее желание действовать в интересах гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа.

Установление патронажа осуществляется органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

Для установления патронажа гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, и кандидат в помощники подают в орган опеки и попечительства заявления по определенным этим органом формам.

К заявлению прилагается соответствующий пакет документов, как правило, это:

- медицинское заключение о состоянии здоровья совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, о невозможности по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности;

- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, оформляющего патронаж, об отсутствии у него заболеваний, при которых он не может быть помощником гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа;

- трудовая книжка кандидата в помощники или иной документ, подтверждающий, что кандидат в помощники не является социальным работником (справка с места работы).

Граждане при подаче заявлений должны предъявить паспорта или иные документы, удостоверяющие личность.

При соответствии представленных документов действующему законодательству РФ орган опеки и попечительства (как правило, в течение 7 дней со дня регистрации заявлений) производит обследование условий жизни, материально-бытового положения гражданина, с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих о его нуждаемости в посторонней помощи.

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни, материально-бытового положения совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, нуждающегося в установлении патронажа.

С учетом указанного акта обследования орган опеки и попечительства в установленный срок (как правило, в течение 15 дней со дня регистрации заявления) принимает решение об установлении патронажа и назначении помощника. Решение органа опеки и попечительства оформляется, как правило, в форме распоряжения. В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления гражданина в установлении патронажа и назначении помощником орган опеки и попечительства направляет ему письменный мотивированный отказ. Вместе с мотивированным отказом гражданам возвращаются все документы и разъясняется порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.