Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 апреля 2010 года N 12

Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве

(с изменениями на 5 июня 2019 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 60 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 70, 17.12.2012);

Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.06.2019).

____________________________________________________________________

  

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:

1) уполномоченные органы в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве (далее - уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа) - уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы, выполняющие в пределах своей компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), выполняющие отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

2) уполномоченные организации - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание;

3) патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок;

4) патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

5) постинтернатный патронат - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

6) план по защите прав ребенка - перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства;

7) дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;

8) социальный патронат - комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка (детей), сохранению за ним (ними) родительского попечения;

9) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, - профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа


Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа руководствуются в своей организации и деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Основные задачи уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа


Основными задачами уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа являются:

1) реализация на территории города Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории города Москвы;

2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание);

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных и постинтернатных воспитателей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и управление данным имуществом;

6) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

7) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.

Статья 4. Полномочия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа

1. Полномочия уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

2. Часть утратила силу с 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию.

3. Полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах, могут осуществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

4. В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, отдельные полномочия города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа могут быть переданы органам местного самоуправления.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

Статья 5. Акты уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа в отношении лиц, находящихся под опекой (попечительством) и патронажем


Уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа издают акты по вопросам, указанным в статье 4 настоящего Закона, и в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

Статья 6. Координация и методическое обеспечение деятельности по опеке, попечительству и патронажу

1. Часть утратила силу с 28 декабря 2012 года - Закон города Москвы от 28 ноября 2012 года N 60. - См. предыдущую редакцию.

2. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, а также по патронажу в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно реализовывать свои права и свои обязанности, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2012 года Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 60; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

3. Координацию и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

4. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют уполномоченные Правительством Москвы органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственной подчиненности которых находятся данные организации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

5. Координацию и методическое обеспечение деятельности организаций, указанных в части 3 статьи 4 и статье 9 настоящего Закона, осуществляет уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2012 года Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 60; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

Статья 7. Комиссии по защите прав и законных интересов подопечных

1. При уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа в порядке, установленном Правительством Москвы, образуются комиссии по защите прав и законных интересов подопечных. Порядок формирования указанных комиссий определяется положением о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

2. Комиссия по защите прав и законных интересов подопечных осуществляет:

1) подготовку проекта плана по защите прав ребенка;

2) рассмотрение результатов плановых и внеплановых проверок условий жизни, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

3) рассмотрение результатов проверок условий жизни граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3. Решения, принимаемые комиссией по защите прав и законных интересов подопечных, носят рекомендательный характер.

4. Положение о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных утверждается Правительством Москвы.

Статья 8. План по защите прав ребенка

1. План по защите прав ребенка утверждается в порядке, установленном Правительством Москвы, в течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

2. В плане по защите прав ребенка определяются формы, сроки и место устройства ребенка (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

3. План по защите прав ребенка определяет формы защиты прав ребенка, организацию правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга, мероприятия, направленные на возврат ребенка в кровную семью, иные мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также сроки их выполнения.

4. План по защите прав ребенка составляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.

5. Пересмотр плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, не реже одного раза в год.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

6. Законный представитель ребенка и (или) уполномоченная организация, осуществляющая сопровождение семьи, принявшей ребенка на воспитание, вправе инициировать пересмотр плана по защите прав ребенка.

7. Контроль за реализацией плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

8. Положение о плане по защите прав ребенка утверждается Правительством Москвы.

Статья 9. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание

1. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании договора о сопровождении семьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

2. Договор о сопровождении семьи заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законными представителями.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

3. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

4. Перечень уполномоченных организаций формируется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании заявок, подаваемых соответствующими уполномоченными организациями, желающими осуществлять сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Порядок отбора уполномоченных организаций определяется в положении о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)     

5. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе самостоятельно выбирать уполномоченные организации, которые будут предоставлять ей сопровождение. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, расположенный по месту жительства семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, в порядке, установленном Правительством Москвы, обязан предоставить ей информацию об уполномоченных организациях.