ГОРОДА МОСКВЫ
от 14 апреля 2010 года N 12
Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве
(с изменениями на 25 декабря 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 60 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 70, 17.12.2012);
Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 5 июня 2019 года N 24 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.06.2019);
Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 28.12.2024) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Закона города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.
В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:
1) уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа - уполномоченный Правительством Москвы исполнительный орган города Москвы, выполняющий в пределах своей компетенции полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
2) уполномоченные организации - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание;
3) патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок;
4) патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
5) постинтернатный патронат - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
6) план по защите прав ребенка - перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства;
7) дети, нуждающиеся в помощи государства, - дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей (иных законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию;
8) социальный патронат - комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка (детей), сохранению за ним (ними) родительского попечения;
9) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, - профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью.
Правовую основу регулирования отношений в сфере опеки, попечительства и патронажа составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
Основными задачами уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
1) реализация на территории города Москвы государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории города Москвы;
2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание);
3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных и постинтернатных воспитателей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и управление данным имуществом;
6) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;
7) обеспечение контроля в пределах предоставленных законодательством полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.
(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
1. Полномочия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
2. Часть утратила силу с 30 мая 2014 года - Закон города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию.
3. Полномочия по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) либо принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных законодательством формах, могут осуществляться организациями, указанными в части 4 статьи 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
4. Часть утратила силу с 1 января 2025 года - Закон города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию.
(Утратила силу с 1 января 2025 года - Закон города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
(Утратила силу с 1 января 2025 года - Закон города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
1. При уполномоченном органе в сфере опеки, попечительства и патронажа образуется комиссия по защите прав и законных интересов подопечных. Порядок формирования указанной комиссии определяется положением о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
2. Комиссия по защите прав и законных интересов подопечных осуществляет:
1) подготовку проекта плана по защите прав ребенка;
2) рассмотрение результатов плановых и внеплановых проверок условий жизни, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;
3) рассмотрение результатов проверок условий жизни граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) рассмотрение иных вопросов в сфере опеки и попечительства и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Решения, принимаемые комиссией по защите прав и законных интересов подопечных, носят рекомендательный характер.
4. Положение о комиссии по защите прав и законных интересов подопечных утверждается уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
1. План по защите прав ребенка утверждается в течение 30 дней с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
2. В плане по защите прав ребенка определяются формы, сроки и место устройства ребенка (усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью, на патронатное воспитание, а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов).
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
3. План по защите прав ребенка определяет формы защиты прав ребенка, организацию правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга, мероприятия, направленные на возврат ребенка в кровную семью, иные мероприятия, предусмотренные федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы, а также сроки их выполнения.
4. План по защите прав ребенка составляется с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.
5. Пересмотр плана по защите прав ребенка осуществляется не реже одного раза в год.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
6. Законный представитель ребенка и (или) уполномоченная организация, осуществляющая сопровождение семьи, принявшей ребенка на воспитание, вправе инициировать пересмотр плана по защите прав ребенка.
7. Контроль за реализацией плана по защите прав ребенка осуществляется в порядке, установленном положением о плане по защите прав ребенка, утверждаемым уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
8. Часть утратила силу с 1 января 2025 года - Закон города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию.
1. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании договора о сопровождении семьи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
2. Договор о сопровождении семьи заключается в порядке, установленном Правительством Москвы, между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и законными представителями.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
3. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
4. Перечень уполномоченных организаций формируется в порядке, установленном Правительством Москвы, на основании заявок, подаваемых соответствующими уполномоченными организациями, желающими осуществлять сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Порядок отбора уполномоченных организаций определяется в положении о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
5. Семья, принявшая ребенка (детей) на воспитание, вправе самостоятельно выбирать уполномоченные организации, которые будут предоставлять ей сопровождение. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа в порядке, установленном Правительством Москвы, обязан предоставить указанной семье информацию об уполномоченных организациях.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 27; в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года Законом города Москвы от 25 декабря 2024 года N 34. - См. предыдущую редакцию)
6. Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, осуществляется на безвозмездной основе.
7. Положение о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание, утверждается Правительством Москвы.