(с изменениями на 2 марта 2023 года)
(в ред. Законов города Севастополя от 14.12.2016 N 302-ЗС, от 25.12.2018 N 470-ЗС, от 02.03.2023 N 747-ЗС, с изм., внесенными Законами города Севастополя от 28.12.2016 N 309-ЗС, от 26.12.2017 N 393-ЗС)
Принят
Законодательным Собранием
города Севастополя
9 февраля 2015 года
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Севастополе.
1. Орган опеки и попечительства является исполнительным органом города Севастополя, уполномоченным в сфере опеки и попечительства.
(в ред. Закона города Севастополя от 02.03.2023 N 747-ЗС)
2. Орган опеки и попечительства при осуществлении своей деятельности взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами города Севастополя и исполнительными органами других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя и органами местного самоуправления других субъектов Российской Федерации, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Севастополе, Уполномоченным по правам ребенка в городе Севастополе, органами записи актов гражданского состояния города Севастополя, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, воинскими частями, профессиональными союзами, иными органами, учреждениями и организациями.
(в ред. Закона города Севастополя от 02.03.2023 N 747-ЗС)
В настоящем Законе используются понятия, применяемые в федеральном законодательстве, а также следующие основные понятия:
1) уполномоченные организации - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации (в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки и попечительства или могут оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание;
2) сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, - профессиональная консультативная, юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская, социальная помощь гражданам, принявшим ребенка (детей) на воспитание в семью;
3) патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;
4) план по защите прав ребенка - перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка, нуждающегося в помощи государства.
Орган опеки и попечительства руководствуется в своих организации и деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными правовыми актами города Севастополя.
Основными задачами органа опеки и попечительства являются:
1) реализация на территории города Севастополя государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж на территории города Севастополя;
2) обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, находящихся под опекой или попечительством (в том числе переданных на воспитание в приемную семью);
3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) обеспечение надзора за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) обеспечение сохранности имущества граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и управление данным имуществом;
6) обеспечение контроля, в пределах предоставленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя полномочий, за содержанием, воспитанием, обучением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) обеспечение контроля в пределах предоставленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя полномочий за содержанием лиц, признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными, и лиц, над которыми установлен патронаж.
1. Орган опеки и попечительства в городе Севастополе осуществляет следующие полномочия в отношении несовершеннолетних и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1) организует своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей;
2) избирает формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) ведет учет лиц, желающих усыновить ребенка (детей), принять под опеку (попечительство), стать приемными родителями;
4) составляет и утверждает планы по защите прав ребенка;
5) исполняет обязанности опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
6) обеспечивает устройство ребенка при отсутствии родительского попечения;
7) обеспечивает временное устройство ребенка, являющегося иностранным гражданином, при отсутствии родительского попечения;
8) передает ребенка, являющегося иностранным гражданином, компетентному органу государства, гражданином которого является ребенок, в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Севастополя и законодательством иностранного государства, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное;
9) направляет для учета в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведения о ребенке-сироте, ребенке, оставшемся без попечения родителей, в случае невозможности его устройства на воспитание в семью;
9.1) формирует и ведет региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
(п. 9.1 введен Законом города Севастополя от 02.03.2023 N 747-ЗС)
10) осуществляет подбор и подготовку лиц, желающих принять в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведет их учет;
11) устанавливает над несовершеннолетними опеку (попечительство), в том числе предварительную опеку (попечительство);
12) готовит заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации;
13) дает заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
14) дает согласие на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста 16 лет, в случае отсутствия у них родителей или опекунов (попечителей);
15) предъявляет в суд требования об отмене усыновления ребенка в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
16) дает предварительное разрешение на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
17) определяет доверительного управляющего и при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным имуществом подопечного заключает с доверительным управляющим договор о доверительном управлении таким имуществом;
18) предъявляет в суд требование о признании брака недействительным в случае, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста;
19) принимает участие в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста;
20) заявляет о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны;
21) заявляет о государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
22) принимает решение относительно имени ребенка и (или) фамилии (при разных фамилиях родителей) при государственной регистрации его рождения в случае отсутствия соглашения между родителями;
23) осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка по месту его жительства в течение первых трех лет после установления усыновления;
24) направляет в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об установлении опеки (попечительства) и управлении имуществом подопечного, а также о последующих изменениях, связанных с опекой (попечительством) и управлением имуществом подопечного;
25) дает предварительное разрешение родителям (иным законным представителям), управляющим имуществом несовершеннолетних, на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества несовершеннолетнего, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;