Методические рекомендации АПК "Безопасный город" построение (развитие), внедрение и эксплуатация
(одобрены на заседании Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств "Безопасный город" под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 22.04.2015 (протокол N 5))
Методические рекомендации разработаны и утверждены МЧС России, как главным координатором по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" и главным распорядителем бюджетных средств (протокол МВК от 25.09.2014 N 3).
Методические рекомендации разработаны в целях реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р, и выработки единых подходов в работе органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении всего комплекса мероприятий по созданию и внедрению АПК "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах.
Методические рекомендации отражают основные положения единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направленных на реализацию полномочий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и вопросов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Методические рекомендации разрабатываются МЧС России, утверждаются в установленном порядке и могут быть скорректированы в ходе реализации Концепции построения и развития АПК "Безопасный город" с учетом опыта пилотных регионов и инновационных решений.
Методическими рекомендациями следует руководствоваться при организации и проведении мероприятий по созданию, внедрению и развитию АПК "Безопасный город".
Авторский коллектив: Гаршин В.В., Диденко С.Л., Исхаки А.И., Качанов С.А., Кузнецов О.Б., Макарьин А.И., Нехорошев С.Н., Онищук Ю.Ю., Якимюк О.В.
Конституция Российской Федерации от 12.12.93.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности".
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности".
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Закон России от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 19.03.2014) "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 2446-р.
"Основы государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года" от 15.11.2011 N Пр-3400.
Временные единые требования к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (утверждены Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.12.2014 N 14-7-5552).
ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения".
ГОСТ Р 52155-2003 "Географические информационные системы федеральные, региональные, муниципальные".
В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно достигаться на основе "...повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения...".
Одним из значимых направлений повышения такой эффективности является развитие органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами и обеспечения межведомственного взаимодействия.
В рамках данного направления МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом разработана Концепция построения и АПК "Безопасный город", которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р.
АПК "Безопасный город" - это аппаратно-программный комплекс, включающий в себя системы автоматизации деятельности единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЕДДС), муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.
Задачами внедрения и развития АПК "Безопасный город" являются:
организация эффективной работы ЕДДС муниципального образования, как элемента системы управления РСЧС для предупреждения и реагирования на кризисные ситуации и происшествия, происходящие на территории муниципального образования;
организация работы ЕДДС, как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационно-аналитического центра, с которым взаимодействуют все муниципальные и экстренные службы;
консолидация данных обо всех угрозах, характерных для каждого муниципального образования и их мониторинг в режиме реального времени на базе ЕДДС;
автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб муниципального образования и объединение их всех в единую информационную среду на базе ЕДДС.
Практическая реализация названных задач обеспечивается путем:
информатизации процессов управления муниципальными экстренными и коммунальными службами, организациями и предприятиями, решающими задачи по обеспечению природно-техногенной, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
построения сегментов АПК "Безопасный город" на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей;
внедрения интеграционной платформы, реализованной на открытых протоколах, для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК "Безопасный город", и разработанной с учетом специфики каждого конкретного муниципального образования;
разработки регламентов межведомственного взаимодействия и нормативной базы для эффективного функционирования всех сегментов АПК "Безопасный город".
Базовым уровнем как построения и реализации АПК "Безопасный город", так и уровнем единой межведомственной информационной среды является муниципальный район и городской округ.
Все АПК "Безопасный город" реализуются в муниципальных районах (городских округах) в строго регламентированном порядке в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности субъекта Российской Федерации, как в организационном, так и в техническом и аппаратно-программном аспекте (Приложении N 1).
В целях реализации Концепции и в соответствии с "Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, АПК "Безопасный город" и его сегменты должны быть реализованы на базе органа повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе, которым является ЕДДС.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года N Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года N РД-П4-3968 на МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств, направленных на реализацию Концепции.
В рамках АПК "Безопасный город" комплексная информатизация процессов функционирования ЕДДС, городских и экстренных служб во взаимодействии с местными и региональными дежурно-диспетчерскими службами должна обеспечить: