ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2015 года N 434-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 18.08.2015 N 784-ПП, от 15.12.2015 N 1216-ПП, от 30.12.2015 N 1349-ПП, от 05.04.2016 N 280-ПП, от 14.04.2016 N 343-ПП, от 16.06.2016 N 585-ПП, от 14.07.2016 N 690-ПП, от 13.10.2016 N 953-ПП, от 23.11.2016 N 1116-ПП, от 29.12.2016 N 1301-ПП)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Севастополя
от 18.01.2017 N 13-ПП, вступившего в силу со дня официального опубликования
____________________________________________________________________
Руководствуясь Уставом города Севастополя, Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, постановлением Правительства Севастополя от 24 декабря 2014 года N 643 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 27 февраля 2015 года N 115-ПП "Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя на период 2015 - 2020 годов", Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить Государственную программу "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Департаменту здравоохранения города Севастополя организовать исполнение Программы в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом города Севастополя о бюджете города Севастополя на очередной финансовый год, законом города Севастополя о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на очередной финансовый год, и средств федерального бюджета, направляемых в бюджет города Севастополя в установленном порядке.
4. Департаменту внутренней политики города Севастополя опубликовать настоящее постановление на сайте Правительства Севастополя.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя Пушкарева А.Г.
Губернатор города Севастополя,
Председатель Правительства Севастополя
С.И.МЕНЯЙЛО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Севастополя от 15.12.2015 N 1216-ПП, от 30.12.2015 N 1349-ПП, от 05.04.2016 N 280-ПП, от 14.04.2016 N 343-ПП, от 16.06.2016 N 585-ПП, от 14.07.2016 N 690-ПП, от 13.10.2016 N 953-ПП, от 23.11.2016 N 1116-ПП, от 29.12.2016 N 1301-ПП)
(в редакции Постановления Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1301-ПП)
Ответственный исполнитель Программы | Департамент здравоохранения города Севастополя |
Соисполнители Программы | Департамент капитального строительства города Севастополя; Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя |
Участники Программы | Государственные учреждения здравоохранения города Севастополя; ГКУ "Капитальное строительство"; ГУП "Центр эффективного использования собственности города"; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя |
Программно-целевой инструмент | Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 |
Перечень подпрограмм | Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма 3 "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма 4 "Развитие медицинской реабилитации"; подпрограмма 5 "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере здравоохранения"; подпрограмма 6 "Обеспечение реализации Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы"; подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения на 2015 - 2020 годы" |
Цель Программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, помощи, медицинской эвакуации; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; совершенствование медицинской реабилитации; развитие государственной судебно-медицинской экспертной деятельности и патолого-анатомической службы; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы | Смертность от всех причин; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); смертность от туберкулеза |
Сроки и этапы реализации Программы | Сроки реализации Программы - 2015 - 2020 годы. Этапы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджета города Севастополя, а также внебюджетных средств за весь период реализации Программы составляет 21953482,1 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета (ФЦП) - 5742880,0 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 0,0 тыс. руб.; 2016 г. - 27500,0 тыс. руб.; 2017 г. - 1960280,0 тыс. руб.; 2018 г. - 1898000,0 тыс. руб.; 2019 г. - 1857100,0 тыс. руб.; 2020 г. - 0,0 тыс. руб.; средства федерального бюджета (др. источники) - 8444622,2 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 549190,1 тыс. руб.; 2016 г. - 227359,1 тыс. руб.; 2017 г. - 1788243,2 тыс. руб.; 2018 г. - 2871778,5 тыс. руб.; 2019 г. - 1974171,5 тыс. руб.; 2020 г. - 1033879,8 тыс. руб.; средства бюджета города Севастополя - 6432402,5 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 512470,2 тыс. руб.; 2016 г. - 769151,3 тыс. руб.; 2017 г. - 1067512,9 тыс. руб.; 2018 г. - 1494952,3 тыс. руб.; 2019 г. - 1422287,0 тыс. руб.; 2020 г. - 1166028,8 тыс. руб.; внебюджетные источники (средства ФОМС) - 0,0 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 0,0 тыс. руб.; 2016 г. - 0,0 тыс. руб.; 2017 г. - 0,0 тыс. руб.; 2018 г. - 0,0 тыс. руб.; 2019 г. - 0,0 тыс. руб.; 2020 г. - 0,0 тыс. руб.; иные внебюджетные источники - 1333577,4 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 0,0 тыс. руб.; 2016 г. - 15552,4 тыс. руб.; 2017 г. - 73025,0 тыс. руб.; 2018 г. - 546750,0 тыс. руб.; 2019 г. - 403750,0 тыс. руб.; 2020 г. - 294500,0 тыс. руб. Итого по годам: 2015 г. - 1061660,3 тыс. руб.; 2016 г. - 1039562,8 тыс. руб.; 2017 г. - 4889061,1 тыс. руб.; 2018 г. - 6811480,8 тыс. руб.; 2019 г. - 5657308,5 тыс. руб.; 2020 г. - 2494408,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Снижение смертности от всех причин с 13,7 в 2014 году до 12,0 случая на 1000 населения к 2020 году; снижение младенческой смертности до 5,20 случая на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения с 815,0 в 2014 году до 700,0 случая на 100 тыс. населения к 2020 году; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 12,5 в 2014 году до 11,0 случая на 100 тыс. населения к 2020 году; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) с 261,0 в 2014 году до 190,0 случая на 100 тыс. населения к 2020 году; снижение смертности от туберкулеза с 12,3 в 2014 году до 11,7 случая на 100 тыс. населения к 2020 году |
Общая численность населения, постоянно проживающего на территории города федерального значения Севастополя, по состоянию на 01.01.2014 составляет 383907 человек. Плотность населения - 444,6 человека на 1 кв. км. Число городских жителей - 359989, сельских - 23918. Мужское население - 174936 человек (45,57%), женское - 208971 человек (54,43%).
Особенностью демографического процесса развития города Севастополя является старение населения, вследствие чего сокращается удельный вес трудоспособного контингента (с 1990 года уменьшился на 11%), а лиц пенсионного возраста, напротив, стало больше на 58%. Увеличивается и удельный вес населения в возрасте 65 лет и старше. Это, в свою очередь, приводит к росту показателей заболеваемости и смертности населения в городе Севастополе.
Один из важнейших показателей, характеризующих эффективность системы здравоохранения, это младенческая смертность, который составил в городе Севастополе в 2014 году 5,35 случая на 1 тыс. родившихся живыми (в среднем по РФ за 2014 год - 8,1 случая на 1 тыс. родившихся живыми).
В 2013 году в структуре причин смерти детей ведущими являются отдельные состояния перинатального периода - 46%, на втором месте смертность от врожденных пороков развития - 33%, третье место - синдром внезапной смерти детей - 8%. Не было смертных случаев по причине травм и отравлений среди детей 1-го года жизни. В структуре причин смерти перинатального периода мертворождаемость составила 70%, отдельные состояния перинатального периода - 22%. Из общего числа умерших и рожденных мертвыми недоношенных (до 1500 грамм) - 17 детей.
Общая материальная база городской службы здравоохранения характеризуется высокой степенью изношенности - 80% (урологический корпус ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" построен в 1890 году), техническое состояние зданий, эксплуатационные характеристики и площади помещений зачастую не позволяют провести реконструкцию в соответствии с нормативными требованиями для оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению и размещения современного оборудования. Данная ситуация не позволяет обеспечить проведение лечебно-диагностических мероприятий пациентам в соответствии с современными стандартами.
Старение населения повлекло накопление взрослым населением болезней с преимущественно хроническим характером их течения. Поэтому распространенность болезней среди разных возрастных групп населения резко отличается по уровню показателей. Исходя из этого, об общественном здоровье возможно говорить, только учитывая накопление хронических заболеваний. Рост их распространенности нацеливает на необходимость увеличения объема медицинской помощи, в т.ч. специализированной.
Важнейшая проблема, имеющая большую социальную значимость, - это высокий уровень смертности взрослого населения г. Севастополя от болезней системы кровообращения. Если в структуре первичной заболеваемости взрослого населения болезни системы кровообращения составляют - 7,8%, то за счет хронизации процесса в структуре распространенности болезней системы кровообращения - уже 46,4%, в т.ч. почти половину из них составляют ишемическая болезнь сердца (ИБС) и цереброваскулярные болезни (ЦВБ). Первое место (48%) в структуре смертности от болезней системы кровообращения занимает ишемическая болезнь сердца. Основной причиной смерти от ишемической болезни сердца лиц трудоспособного возраста является острый инфаркт миокарда. Ежегодно в городе Севастополе регистрируется около 550 новых случаев острого инфаркта миокарда, 16% заболевших умирают в течение первого месяца от начала заболевания, 30% граждан, перенесших острый инфаркт миокарда, становятся инвалидами. Второе место (30%) в структуре смертности от болезней системы кровообращения занимают цереброваскулярные болезни. Основной причиной смерти от цереброваскулярных болезней является острое нарушение мозгового кровообращения. Ежегодно в городе Севастополе регистрируется около 1100 инсультов. В течение 30 дней с момента заболевания умирает 34,6% пациентов, к концу года - 48% больных, 31% граждан, перенесших инсульт, нуждаются в постоянной помощи и уходе, 20% не могут самостоятельно передвигаться. К активной трудовой деятельности возвращается только 8% выживших.
В современном здравоохранении города Севастополя актуальной проблемой являются множественная и сочетанная травмы, включая дорожную травму. Они увеличивают сроки госпитализации, частоту инвалидизации, повышают летальность, наносят значительный экономический ущерб.
В приемный покой и травматологический пункт ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" обращаются 150 - 200 больных в сутки, за год - около 40000. 80% госпитализируется, из них 70% - по срочным и жизненным показаниям. В структуру больницы входит травматологическая служба, в составе которой выделены отделение травматологии на 91 койку, травматологический пункт с круглосуточным приемом пациентов, 4 врачебных травматологических приема в 3 поликлиниках города.
Предметом деятельности травматологического стационара (это 91 койка из 796) является круглосуточное оказание амбулаторного и госпитального этапа экстренной и плановой, квалифицированной и специализированной травматологической помощи взрослому населению города Севастополя по таким нозологиям как политравмы, изолированные и сочетанные повреждения конечностей, костей таза и позвоночника, травмы кисти, дегенеративно-дистрофические заболевания органов опорно-двигательного аппарата.
Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день, такова, что амбулаторно-поликлиническая служба не может в полной мере обеспечить возложенные на нее функции. Вместе с тем она играет особую роль в оказании помощи больным с травматическими повреждениями и болезнями костно-мышечной системы. Значение амбулаторно-поликлинической службы определяется тем, что более 80% больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата нуждаются в амбулаторном лечении; почти все пострадавшие, получившие лечение в стационаре, завершают его в поликлинике. Более половины всех дней нетрудоспособности по поводу травм и заболеваний костно-мышечной системы приходится на амбулаторное лечение. К сожалению, потребность населения в амбулаторной травматолого-ортопедической помощи полностью не удовлетворяется из-за отсутствия соответствующего оборудования. В поликлиниках затруднительно провести диагностическое обследование с помощью КТ, МРТ, УЗИ для выявления заболевания.
Исходя из потребности населения города Севастополя в получении высокоспециализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, обусловленной заболеваемостью, смертностью преимущественно взрослого трудоспособного населения, значительной изношенностью материально-технической базы городской службы здравоохранения, целесообразно создание нового многофункционального лечебно-диагностического корпуса ГБУЗС "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова" общей мощностью 467 койко-мест, в т.ч. 42 реанимационных, с возможностью оказания амбулаторной консультативно-диагностической и лечебной помощи объемом до 400 посещений в смену.
Также одной и самых острых остается проблема лечения и реабилитации больных онкологическими заболеваниями. В 2014 году выявлено злокачественных новообразований 1894 случая с показателем морфологической верификации 75,7%. По состоянию на 01.01.2015 в городе Севастополе состоят на диспансерном учете 16693 человека, из них 11617 человек - 5 и более лет, и в среднем в год от злокачественных новообразований умирает около 1000 человек.
В настоящее время существующий онкологический диспансер располагается в одноэтажном здании постройки 60-х годов и находится в аварийном состоянии, в котором грубо нарушаются санитарно-гигиенические нормы, а также площади данного здания не позволяют разместить требуемое оборудование, специалистов и пациентов для оказания специализированной помощи населению города. В существующем онкологическом диспансере отсутствуют отделения торакальной онкологии, онкоурологии, отделение опухолей головы и шеи, отделение радиотерапии. Оказание онкологической помощи осуществляется децентрализованно (лечение опухолей желудочно-кишечного тракта, онкоурологических заболеваний, патологии щитовидной железы) вне онкологического диспансера.
Строительство и ввод в эксплуатацию нового корпуса ГБУЗС "Севастопольский городской онкологический диспансер имени А.А. Задорожного" мощностью 200 коек и поликлиники на 200 посещений в смену позволит улучшить оказание специализированной и высокотехнологической медицинской помощи больным со злокачественными и доброкачественными новообразованиями, предопухолевыми заболеваниями, осуществлять раннюю диагностику онкологических заболеваний, что значительно снизит смертность от злокачественных новообразований и позволит улучшить качество жизни пациентов. Объединение всех направлений онкологической службы региона в одном центре позволит усовершенствовать оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, осуществлять раннее выявление онкологических заболеваний и проведение специализированного комбинированного противоопухолевого лечения.
Смертность населения города Севастополя от туберкулеза остается по-прежнему на высоком уровне и составляет 12,3 случая на 100 тыс. населения в 2014 году, что на 8% выше, чем по России (11,3 на 100 тыс. населения), и значительно превышает показатель смертности в регионах передового опыта (6,1 на 100 тыс. населения в Центральном Федеральном округе).
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в городе Севастополе осложнилась в начале девяностых годов. Отмечался рост заболеваемости и смертности от туберкулеза с 4,05 на 100 тыс. населения в 1993 году, достигнув пика в 2008 году - 24,1 на 100 тыс. населения. В результате реализации мер по противодействию заболеваемости туберкулезом за 5 лет достигнуто снижение заболеваемости до 12,3 на 100 тыс. населения в 2013 году.
Для улучшения эпидемиологической ситуации в городе Севастополе необходимо оснастить ГБУЗС "Севастопольский противотуберкулезный диспансер" современным лечебно-диагностическим оборудованием и внедрить аппаратные способы обеззараживания медицинских отходов группы B.
Также следует отметить, что имеющиеся системы пожарной безопасности в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя, не соответствуют требованиям ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", с изменениями, введенными Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ.
Плановые значения целевых показателей (индикаторов) представлены в приложении N 1.
Цель:
Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Задачи:
1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, помощи, медицинской эвакуации.
3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
4. Совершенствование медицинской реабилитации.
5. Развитие государственной судебно-медицинской экспертной деятельности и патолого-анатомической службы.
В рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года N 790 (далее - ФЦП), предусмотрено строительство ряда объектов:
1. многопрофильного лечебно-диагностического корпуса онкологического диспансера г. Севастополя;
2. многофункционального лечебно-диагностического корпуса "Городская больница N 1 им. Н.И. Пирогова";
3. сети модульных амбулаторий для оказания медицинской помощи населению города Севастополя (врачебные амбулатории - 5 единиц).
Также Государственной программой "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы" предусмотрена реализация мероприятий по строительству, капитальному ремонту, оснащению системами автоматической пожарной сигнализации, реконструкции объектов здравоохранения, обновлению материально-технической базы, лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Севастополя, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни и др.
Общий перечень мероприятий для достижения поставленных целей и выполнения задач представлен в приложении N 2.
В рамках обязанностей по обеспечению реализации мероприятий Государственной программы "Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа) Департамент здравоохранения города Севастополя осуществляет:
- контроль подготовки технического задания и конкурсной документации для проведения конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";