Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Иркутска на период до 2036 года (с изменениями на 6 марта 2024 года)



Факторы и условия пространственного развития города Иркутска


Город Иркутск является единственным населенным пунктом городского округа, границы населенного пункта совпадают с границами муниципального образования. Современная территория городского округа в основном сформировалась к концу ХХ века. В разное время в процессе территориального развития в состав города вошли близлежащие поселки и деревни: Батарейная, Боково, Вересовка, Ермаковский, Жилкино, Искра, имени Кирова, Кузьмиха, Ленино, Мельниково, Селиваниха, Титово, Черемушки.


Ключевой пространственный фактор развития города - расчлененность его территории крупными реками, железной дорогой и федеральными автомагистралями. Через территорию города проходят Транссибирская железнодорожная магистраль, федеральные автомагистрали Р-258 "Байкал" и Р-255 "Сибирь". Главной рекой Ангарой и двумя ее крупными притоками - Иркутом и Ушаковкой - территория города делится на четыре квадранта. Данная расчлененность усиливается прохождением железнодорожной магистрали: Ленинский и Свердловский округа разделяются на разные планировочные массивы (Рисунок 3). Массивы - территории города, ограниченные естественными и искусственными пространственными преградами, что позволяет их рассматривать как самостоятельные планировочные единицы. Крупные производственные и природные территории отделяют от основных массивов небольшие районы.


Рисунок 3 - Планировочные массивы города Иркутска*

________________

* Рисунок 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Всего в городе сформировано шесть массивов: Центральный массив, массив Холмы, массив Кайский Холм, массив Ушаковка, массив Ново-Ленино, массив Иркутск-2, в которых наблюдаются диспропорции с точки зрения баланса жилья и рабочих мест, обеспеченности социальной и общественно-деловой инфраструктурой.


Наличие естественных и искусственных преград создает узкие места в транспортной инфраструктуре и требует дополнительных затрат при развитии инженерных сетей.