ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2023 года N 237-пп


О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп



Правительство Оренбургской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 07.08.2019 N 621-пп, от 25.12.2019 N 1016-пп, от 27.10.2020 N 877-пп, от 24.12.2020 N 1237-пп, от 15.06.2021 N 483-пп, от 29.12.2021 N 1326-пп, от 24.03.2022 N 259-пп, от 05.04.2022 N 291-пп, от 28.06.2022 N 657-пп, от 20.12.2022 N 1389-пп) следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Постановление вступает в силу после дня его официального опубликования.



Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Д.В.ПАСЛЕР



Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 14 марта 2023 г. N 237-пп



Государственная программа "Содействие занятости населения Оренбургской области"



1. Стратегические приоритеты развития государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области" (далее - государственная программа)



1.1. Оценка состояния сферы реализации государственной программы


В 2022 году ситуация на рынке труда Оренбургской области характеризовалась как относительно стабильная.


По данным еженедельного мониторинга на 29 декабря 2022 года, обследованию подлежали 7 предприятий со списочной численностью работников 0,7 тыс. человек. Под риском увольнения находились 0,7 тыс. человек.


В государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратилось 55,0 тыс. человек, официальный статус безработного получили 26,6 тыс. человек.


Работодатели сообщили в ГКУ ЦЗН о потребности в рабочей силе для замещения 111,7 тыс. вакантных рабочих мест, из них 69,0 процента - по рабочим профессиям.


Для расширения возможностей трудоустройства проведены 1,0 тыс. ярмарок вакансий и открытых отборов. Их посетили 8,7 тыс. человек, из них 2,1 тыс. человек нашли подходящую работу.


В общественных работах приняли участие 4,0 тыс. человек.


Всего при содействии ГКУ ЦЗН трудоустроено 37,7 тыс. человек, в том числе на постоянную работу - 24,0 тыс. человек, на временную - 13,7 тыс. человек.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан" обеспечена занятость 0,7 тыс. человек.


Государственной услугой по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению ГКУ ЦЗН воспользовались 0,1 тыс. человек.


Рабочими местами обеспечены более 0,3 тыс. выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обратившихся в ГКУ ЦЗН.


В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда организованы профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2,6 тыс. человек.


Государственную услугу по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования получили 40,4 тыс. человек.


Проводилась работа по снижению неформальной занятости. В результате за 2022 год трудовую занятость легализовали 24,2 тыс. человек.


В целях реализации постановления Правительства Оренбургской области от 24 марта 2022 года N 260-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидий на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Оренбургской области" заключено 599 соглашений с 468 работодателями на организацию общественных и временных работ для 6,9 тыс. человек.


В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 5 апреля 2022 года N 292-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году грантов в форме субсидий на поддержку работодателей, трудоустроивших граждан при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области" организовано предоставление субсидии из областного бюджета работодателям на повышение заработной платы работников, трудоустроенных при содействии ГКУ ЦЗН. В отчетном периоде заключено 368 соглашений с 280 работодателями на повышение заработной платы около 3,8 тыс. человек.


Для промышленных предприятий действовала программа субсидирования опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 24 марта 2022 года N 261-пп "Об утверждении Порядка предоставления в 2022 году субсидии на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения". В результате заключено 22 соглашения с 13 предприятиями на обучение 168 человек.


На 1 января 2023 года на учете в ГКУ ЦЗН в качестве безработных состояло 8,6 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,9 процента.


Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,6 незанятого гражданина на 1 вакансию, что считается комфортным уровнем конкуренции за рабочие места.


В стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп, одним из приоритетных направлений развития рынка труда является создание комфортных условий труда, в том числе за счет разработки и реализации мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствованию управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.


За последние пять лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости имеют положительную динамику, вместе с тем ситуация с созданием безопасных условий труда в организациях остается напряженной.


Основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются неудовлетворительная организация работы по охране труда и недостаточный контроль за безопасным проведением работ со стороны руководящих работников.


Отсутствие средств для усовершенствования технологий производства ведет к продлению сроков использования неэффективных и устаревших машин и оборудования. Во многих случаях они ликвидируются только при отсутствии возможности их дальнейшей эксплуатации вследствие физической изношенности. Подобная ситуация оказывает негативное влияние на безопасность производства и рост числа зарегистрированных случаев профессиональных заболеваний.


Наряду с техническими проблемами на производстве сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. На 1 января 2022 года в организациях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на одного работающего затрачено 39837,5 рубля, в сфере строительства - 11243,2 рубля, сельского хозяйства - 6343,6 рубля (в среднем по Оренбургской области - 18348,8 рубля).


В результате контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции труда в Оренбургской области за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с необеспечением работников сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, несоблюдением требований безопасности при использовании оборудования и инструментов, допуском к работе лиц, не прошедших обучение по охране труда, непроведением специальной оценки условий труда.


Решение проблем в области охраны труда сдерживается отсутствием четкой системы управления охраной труда в организациях, неудовлетворительным уровнем знаний требований безопасности, низкой дисциплиной труда. Отсутствует универсальная и эффективная практика управления профессиональными рисками в организациях.


Социальный диалог между представителями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти Оренбургской области является наиболее эффективным инструментом для согласования экономических интересов.


В Оренбургской области осуществляет деятельность областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.


В рамках системы социального партнерства на региональном уровне заключено соглашение между Правительством Оренбургской области, профсоюзами и работодателями Оренбургской области о взаимодействии в сфере социально-трудовых отношений и социальной защиты населения Оренбургской области.


На территориальном уровне действуют 39 трехсторонних соглашений и 44 отраслевых соглашения в различных отраслях экономики.


Сохраняется высокий уровень заключаемых коллективных договоров. За январь - ноябрь 2022 года прошли уведомительную регистрацию 1619 коллективных договоров.


Большинство коллективных договоров заключалось в образовательных организациях, организациях непроизводственной сферы деятельности.


Основными проблемами в сфере социального партнерства являются:


нежелание работодателей заключать коллективные договоры и пассивность работников в данном вопросе;


отсутствие у работодателей возможности включения в коллективные договоры льгот и социальных гарантий, направленных на улучшение положения работников;


снижение мотивации к вступлению в профсоюзы;


резкая дифференциация размера заработной платы основных работников и работников административно-управленческого аппарата.


Решение указанных проблем возможно в ходе реализации следующих мероприятий:


принятие областных, территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений и своевременное внесение в них изменений исходя из текущего социально-экономического положения;


повышение значимости коллективных договоров и соглашений в регулировании социально-трудовых отношений, наполнение коллективных договоров обязательствами, расширяющими социальные льготы и гарантии, направленными на улучшение положения работников;


развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и соглашений;


обеспечение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений с целью недопущения включения в них положений, противоречащих законодательству Российской Федерации и снижающих уровень прав и гарантий работников, контроль за их исполнением;


повышение влияния областной и территориальных трехсторонних комиссий на регулирование социально-трудовых отношений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»