ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2022 года N 748
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 754.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2014 г. N 65, от 28 апреля 2014 г. N 187, от 18 августа 2014 г. N 392, от 16 февраля 2015 г. N 88, от 16 марта 2015 г. N 135, от 23 марта 2015 г. N 156, от 25 мая 2015 г. N 302, от 24 февраля 2016 г. N 98, от 6 мая 2016 г. N 227, от 16 мая 2016 г. N 256, от 28 июня 2016 г. N 322, от 18 июля 2016 г. N 363, от 10 октября 2016 г. N 507, от 3 ноября 2016 г. N 557, от 20 января 2017 г. N 21, от 22 февраля 2017 г. N 126, от 26 мая 2017 г. N 326, от 20 ноября 2017 г. N 602, от 29 января 2018 г. N 47, от 18 сентября 2018 г. N 478, от 4 декабря 2018 г. N 556, от 28 декабря 2018 г. N 613, от 1 февраля 2019 г. N 48, от 16 сентября 2019 г. N 380, от 15 октября 2019 г. N 406, от 27 декабря 2019 г. N 537, от 13 марта 2020 г. N 158, от 25 февраля 2021 г. N 81, от 13 июля 2021 г. N 331, от 4 октября 2021 г. N 483, от 14 февраля 2022 г. N 133) (далее - Государственная программа), следующие изменения:
1) в паспорте Государственной программы:
позицию "Участники подпрограммы Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"
Участники программы Государственной программы | Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия; Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия; Министерство спорта Республики Мордовия; Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия Министерство юстиции Республики Мордовия; Министерство цифрового развития Республики Мордовия; Министерство финансов Республики Мордовия; Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (по согласованию); Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (по согласованию); Главное управление МЧС России по Республике Мордовия (по согласованию); Министерство земельных и имущественных отношений Республики Мордовия; администрации муниципальных районов и городского округа Саранск (по согласованию); Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия; Государственный комитет по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Мордовия |
";
позицию "Объемы финансового обеспечения Государственной программы" изложить в следующей редакции:
Объемы финансового обеспечения Государственной программы | объем финансового обеспечения Государственной программы составляет 76287819,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 1 этап 2014 - 2020 годы - 36277522,7 тыс. рублей; 2 этап 2021 - 2026 годы - 40010296,8 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 7711099,8 тыс. рублей; 2022 год - 7716286,3 тыс. рублей; 2023 год - 6411562,1 тыс. рублей; 2024 год - 6430175,1 тыс. рублей; 2025 год - 6038453,9 тыс. рублей; 2026 год - 5702719,6 тыс. рублей; по источникам финансового обеспечения: средства Пенсионного фонда Российской Федерации - 115457,8 тыс. рублей, из них: 1 этап 2014 - 2020 годы - 115041,6 тыс. рублей; 2 этап 2021 - 2026 годы - 416,2 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 0,0 тыс. рублей; 2022 год - 416,2 тыс. рублей; 2023 год - 0,0 тыс. рублей; 2024 год - 0,0 тыс. рублей; 2025 год - 0,0 тыс. рублей; 2026 год - 0,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 30555907,5 тыс. рублей, из них: 1 этап 2014 - 2020 годы - 9790792,4 тыс. рублей; 2 этап 2021 - 2026 годы - 20765115,1 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 3152345,6 тыс. рублей; 2022 год - 3711154,2 тыс. рублей; 2023 год - 3819755,1 тыс. рублей; 2024 год - 3723859,1 тыс. рублей; 2025 год - 3343510,4 тыс. рублей; 2026 год - 3014490,7 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 45460253,9 тыс. рублей, из них: 1 этап 2014 - 2020 годы - 26325080,4 тыс. рублей; 2 этап 2021 - 2026 годы - 19135173,5 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 4529322,2 тыс. рублей; 2022 год - 3983083,9 тыс. рублей; 2023 год - 2577175,0 тыс. рублей; 2024 год - 2691684,0 тыс. рублей; 2025 год - 2680311,5 тыс. рублей; 2026 год - 2673596,9 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 156200,3 тыс. рублей, из них: 1 этап 2014 - 2020 годы - 46608,3 тыс. рублей; 2 этап 2021 - 2026 годы - 109592,0 тыс. рублей, в том числе: 2021 год - 29432,0 тыс. рублей; 2022 год - 21632,0 тыс. рублей; 2023 год - 14632,0 тыс. рублей; 2024 год - 14632,0 тыс. рублей; 2025 год - 14632,0 тыс. рублей; 2026 год - 14632,0 тыс. рублей. Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм: подпрограмма 1 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" предусмотрено 30630558,5 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" предусмотрено 14062385,7 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" предусмотрено 21625899,6 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" предусмотрено 2461953,3 тыс. рублей; подпрограмма 5 "Организация отдыха и оздоровления детей" предусмотрено 1938844,8 тыс. рублей; подпрограмма 6 "Укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Республики Мордовия, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров с участием субсидий, предоставляемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" предусмотрено 204359,1 тыс. рублей; подпрограмма 7 "Старшее поколение" предусмотрено 3473922,7 тыс. рублей; республиканская целевая программа по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2018 года предусмотрено 1881124,2 тыс. рублей; республиканская программа "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы предусмотрено 8771,6 тыс. рублей. Объем финансирования уточняется ежегодно при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период |
";
2) раздел 1. "Общая характеристика сферы реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Повышение уровня и качества жизни населения определено Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года как одной из главных целей государственной политики Республики Мордовия.
Согласно Стратегии регион демонстрирует достаточно высокий уровень обеспеченности социальной инфраструктурой в области социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры. Однако в документе указывается, что сохраняется низкий уровень жизни населения. Вследствие этого одной из основных задач развития республики является повышение уровня социальной поддержки населения, в том числе совершенствование системы мер социальной поддержки, внедрение информационных технологий предоставления мер социальной поддержки и повышение уровня социального обслуживания населения.
Одним из важнейших приоритетов в деятельности органов власти всех уровней остаются вопросы социальной защиты населения. Наиболее важными направлениями в этой сфере являются забота о пожилых людях, особенно ветеранах Великой Отечественной войны, вопросы социальной защиты и адаптации к жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и малообеспеченных слоев населения.
Система социальной поддержки граждан представляет собой совокупность правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и региональным законодательством. В республике сформирована законодательная и финансовая основы, созданы учреждения социальной защиты населения, уполномоченные в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан включает социальную поддержку в денежной форме - ежемесячные денежные выплаты, доплаты к пенсиям, субсидии и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, различные виды пособий и социальную поддержку в натуральной форме - в виде проезда на железнодорожном и автомобильном транспорте, субсидии специализированным службам похоронного дела. Предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки базируется на применении двух принципов:
1) категориальный принцип - без учета (проверки) нуждаемости граждан (семей) - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, труженики тыла, инвалиды, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, полные кавалеры ордена Трудовой славы, Герои Труда Российской Федерации; 2) принцип нуждаемости - учетом нуждаемости граждан (семей), исходя из соотношения их доходов с установленной в Республике Мордовия величиной прожиточного минимума соответствующих социально-демографических групп населения - субсидии на оплату ЖКУ, ежемесячные денежные пособия (выплаты) на детей, ежемесячное денежное пособие на оплату транспортных расходов (студентам, аспирантам), государственная социальная помощь на основании социального контракта и др. Органами социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия отдельным категориям граждан в 2020 - 2021 годах предоставлялись 104 меры социальной (государственной) поддержки (в 2019 г. - 101 мера), в том числе:
35 мер социальной (государственной) поддержки, установленных федеральным законодательством, из них одна мера (ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка) или 2,9% от всех мер предоставляется с учетом критерия нуждаемости;
69 мер социальной (государственной) поддержки, установленных республиканским законодательством, из них 18 мер или 27,3% от всех мер социальной (государственной) поддержки предоставляются с учетом применения критериев нуждаемости (в 2018 г. - 12 мер, в 2019 г. - 16 мер).
Численность граждан, получающих меры социальной поддержки
Годы | Население Республики Мордовия, чел. | Численность получателей мер социальной поддержки, чел. | Из них, получают меры социальной поддержки с учетом доходов, чел. |
2016 год | 808541 | 443891 | 66120 |
2017 год | 805056 | 462774 | 65564 |
2018 год | 795504 | 467476 | 62657 |
2019 год | 790197 | 463066 | 68297 |
2020 год | 778965 | 456814 | 82691 |
2021 год | 770673 | 448295 | 75384 |
Преобладающим является категориальный принцип предоставления мер социальной поддержки. Развитие системы мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Республике Мордовия должно осуществляться путем дальнейшего расширения ее права как субъекта Российской Федерации определять категории граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи, и устанавливать критерии нуждаемости в мерах социальной поддержки, а также полномочия по осуществлению ежемесячных денежных выплат. Одним из эффективных инструментов преодоления бедности, стимулирующим граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения, является оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта. Она предусматривает активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации, более полную реализацию трудового потенциала семьи. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения постоянных источников дохода в денежной или натуральной форме, повышается их социальная ответственность, ослабевают иждивенческие мотивы поведения. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам на основании социального контракта предоставляется в виде денежных выплат (единовременных или ежемесячных), социальных услуг, жизненно необходимых товаров. Наиболее распространенными видами оказания государственной социальной помощи являются предоставление ежемесячного денежного пособия на оказание помощи по поиску работы и на реализацию иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, единовременного денежного пособия на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" в республике принят Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2016 г. N 110-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Мордовия", согласно которому внесены изменения в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", вступившие в силу с 1 января 2019 г., в части предоставления ряда мер социальной поддержки с учетом применения критерия нуждаемости в отношении новых назначений: ежемесячная денежная выплата, право на приобретение единой социальной проездной карты на проезд в городском и пригородном автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), установленные для ветеранов труда, ветеранов военной службы и пенсионеров при условии, если ветеран труда, ветеран военной службы и пенсионер прекратил трудовую деятельность, а также в случае, если среднемесячный доход работающего ветерана и пенсионера не превышает 15000 рублей (1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году); компенсация одному из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 15000 рублей (с 1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году обращения);
меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в городском сообщении в городах Саранск и Рузаевка, на автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в пригородном и в междугородном сообщениях в пределах Республики Мордовия, не распространяются на лиц, ставших студентами или аспирантами очной формы обучения образовательных организаций высшего образования или государственных научных организаций Республики Мордовия после 1 января 2019 г., за исключением студентов и аспирантов из малоимущих семей.
В соответствии с Законом Республики Мордовия от 2 декабря 2019 г. N 81-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" с 1 января 2020 г. установлен критерий нуждаемости в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия за второй квартал года, предшествующего году обращения, при новом назначении ежемесячной денежной выплаты для оплаты жилого помещения, отопления и электрической энергии лицам, проживающим и работающим в сельской местности, и ежемесячной денежной выплаты на приобретение специальных молочных продуктов для детей до трех лет. Согласно Закону Республики Мордовия от 26 ноября 2021 г. N 61-З "О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" с 1 января 2022 г. критерий нуждаемости для вышеназванных категорий граждан установлен в размере 2-кратной величины прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп населения в Республике Мордовия на год обращения за назначением мер социальной поддержки.
Обязательства государства в сфере социальной поддержки граждан определены большим количеством федеральных законов и региональным законодательством.
Наиболее важными в этой сфере являются федеральные законы от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Сложившаяся в Республике Мордовия система социальной защиты и социального обслуживания населения включает в себя:
предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательствами; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан;
опеку и попечительство в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
ряд дополнительных мер детям, а также семьям с детьми;
предоставление различных видов социальных услуг организациями социального обслуживания населения;
создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности.
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты населения и социального обслуживания граждан.
Социальное обслуживание в республике осуществляется поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Мордовия, в том числе государственными учреждениями, подведомственными Министерству социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия. Под учреждениями социального обслуживания в настоящей Программе понимаются организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги на дому, в стационарной и полустационарной формах, а также срочные социальные услуги.
Одним из наиболее важных направлений оказания мер социальной поддержки гражданам Республики Мордовия является социальная поддержка семей с детьми. Социальная поддержка семьи и детей представляет собой самостоятельное направление государственной семейной политики и осуществляется путем реализации органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления комплекса различных по направленности и содержанию мероприятий. В Республике Мордовия граждане, имеющие детей, в связи с их рождением и воспитанием обеспечиваются пособиями и компенсациями, предусмотренными федеральным законодательством и региональными нормативными актами.
Характеризуя меры социальной поддержки семьи и детей, предоставляемые в денежной форме за счет республиканского бюджета Республики Мордовия, следует отметить, что расширяется перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей.
Расширение перечня категорий граждан - получателей государственных пособий, имеющих детей, в сочетании с повышением их размеров способствовало решению задач - повышению денежных доходов семей, в определенной мере компенсируя снижение среднедушевых доходов в связи с рождением детей; стимулированию уровня рождаемости в Республике Мордовия и, как следствие, увеличению количества многодетных семей.
В Мордовии последовательно растет число детей, родившихся в семьях вторыми и третьими. В 2012 году в республике насчитывалось 3905 многодетных семей. К 2020 году их количество увеличилось в 1,8 раза и составило 7096 многодетных семей. С 2007 года наблюдается устойчивый рост числа рождений третьих и последующих детей: с 667 в 2007 году до 1182 ребенка в 2019 году.
Одно из первых и важнейших прав ребенка - право на семью. Именно семейное окружение позволяет ребенку сформироваться как личности и стать подготовленным к жизни в обществе. Поэтому первостепенная задача охраны детства - сохранение кровной семьи для ребенка, его реабилитация, восстановление семьи в случае, если она оказалась не в состоянии создать условия для воспитания ребенка.