ПЛАН АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
1. Наименование субъекта адаптации | Республика Крым |
2. Общее описание характерных климатических рисков (ретроспективных и прогнозных) | Республика Крым - уникальный и стратегически важный регион Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. Географическое положение Крымского полуострова, особенности атмосферных процессов и рельефа обуславливают большое разнообразие климатических условий на сравнительно малой его территории. Среди климатических рисков наиболее характерными для Крыма являются засушливые явления - засухи, суховеи, пыльные бури, а также лесные пожары, ливневые дожди и наводнения, ураганные ветры, шквал и смерчи, абразионные процессы на побережье. Повторяемость весенних засух в северной части равнинного Крыма составляет 40%, т.е. в среднем за 10 лет засухи могут повториться 4 раза. Летние засухи - почти ежегодное явление, их повторяемость составляет 80 - 90%. Средняя температура воздуха в июле для большей части территории Республики Крым превышает 22 - 23 °C. Максимальные значения превышают 40 °C. В связи со сложным строением рельефа и особенностями циркуляции атмосферы на территории полуострова осадки распределяются очень неравномерно. Количество осадков за год изменяется по территории от 250 мм в степных районах до 1000 мм и более в горах, где создаются специфические условия увлажнения. Большинство районов Крыма относится к зоне недостаточного увлажнения, особенно западное и восточное морское побережье, где осадков выпадает на 100 - 150 мм меньше, чем в центральных районах степи. Коэффициент увлажнения на большей части территории Республики Крым меньше 1 (испарение значительно превышает осадки, особенно в теплый период года). Засуха почти всегда сопровождается горячими сухими ветрами - суховеями. При суховеях усиливается испарение влаги. Недостаток влаги в почве приводит к увяданию и гибели сельскохозяйственных культур. Большой ущерб хозяйству региона наносят пыльные бури - сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы и переносящие массу пыли и песка. В южных регионах это довольно частое явление. За последние 100 лет особенно опасными были пыльные бури 1928, 1960, 1969, 1972 годов, которые охватывали практически всю степную часть Крыма. Леса Крымского полуострова испытывают значительные антропогенные нагрузки, что в свою очередь способствует значительному увеличению количества лесных пожаров в горно-лесной зоне Республики Крым. Помимо рекреационной нагрузки на леса Крыма также влияет длительный пожароопасный сезон. В Республике Крым он длится с апреля по декабрь. Возникновение и развитие лесных пожаров возможно только при длительной сухой погоде, но возгорание происходит в более чем 90% случаев по вине человека. Риск возникновения лесных пожаров также усиливается из-за неконтролируемого расширения сельскохозяйственных угодий за счет покрытых лесом участков земли и в результате увеличения длительности сезона активного использования лесов в рекреационных и туристических целях. В соответствии с оценками Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в отдельных регионах Евразии, главным образом на юге, риск пожароопасности к середине XXI в. может увеличиться троекратно по сравнению с концом XX в. Наряду с ростом среднего летнего уровня пожароопасности проявляется увеличение длительности пожароопасного периода с тенденцией смещения пика пожароопасности к середине лета. Определяющим фактором риска пожароопасности наряду с ростом температуры является изменение режима увлажнения. В частности, из-за сокращения интенсивных осадков к середине XXI в. прогнозируется сильное увеличение индекса пожароопасности Нестерова. В современных условиях негативные факторы природного характера (природные катаклизмы, опасные геологические процессы и неблагоприятные метеорологические условия, в частности, засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки, оползни, сели, абразия) представляют одну из наиболее реальных угроз для устойчивого и безопасного развития Республики Крым и повышения качества жизни населения |
3. Информация о наличии и распространенности климатических рисков опасного уровня (при наличии) | Наиболее распространенными опасными природными явлениями на территории Республики Крым являются: - ливневые дожди и наводнения. Большинство районов Республики Крым относится к зоне недостаточного увлажнения. Почти повсеместно на территории полуострова, особенно в степном районе, независимо от сезона года в течение месяца и более осадки могут практически отсутствовать. Иногда же их месячные суммы могут превышать средние многолетние в 4 - 5 раз. Выпадение осадков в виде ливневых дождей влечет за собой подтопление жилых домов, приусадебных участков, автомобильных дорог и сельскохозяйственных угодий; - ураганные ветры, шквал и смерчи - очень сильные ветры (со скоростью 25 м/с и более) преобладающе северо-восточного или юго-западного направления. Они возникают преимущественно в антициклональную погоду зимой при северо-восточных вторжениях арктического холодного воздуха или юго-западных циклонов с Черного моря и со Средиземноморья в летнее время. Смерчи на территории Крыма относятся к опасным гидрометеорологическим явлениям. Чаще всего в Крыму смерчи наблюдаются в теплый период года (с июля по сентябрь). Последние несколько лет смерчи стали распространенным явлением в Крыму. Чаще всего смерчи наблюдаются над морем, образуются они ненадолго и через несколько минут исчезают в небе. Особенно велико число проявления микросмерчей, которые не наносят значительного экономического ущерба, но неблагоприятно воздействуют на почвенный покров, увеличивая эрозию. Самые благоприятные зоны для развития смерчей и атмосферных вихрей в Крыму - Керченский полуостров, граница степного Крыма и предгорья, а также зоны полупустынных степей и солончаков. Отсутствие растительности, лесополос и лесонасаждений способствует быстрому развитию смерчей в период прохождения южных циклонов над Крымом. Возможность проявления смерчей в Крыму возрастает во время штормовых периодов, которые обусловлены высоким глубоким циклоном, формирующим крайне неустойчивое состояние атмосферы, что выливается в мощную облачность с быстроразвивающимися шквалистыми и смерчевыми явлениями; - засухи, суховеи и пыльные бури. Сильная атмосферная засуха - опасное гидрометеорологическое явление природы, возникающее при отсутствии осадков в сочетании с высокой температурой в приземном слое воздуха в вегетационный период. При этом основными ее характеристиками являются интенсивность, продолжительность и пространственное распространение. Наименьшее число дней с засухой в приземном слое воздуха в период вегетации сельскохозяйственных культур за 30 лет метеонаблюдений отмечается на Южном берегу Крыма (150 - 250 дней). В предгорных районах Крыма - 250 - 300 дней с засухой. В центральной части равнинного Крыма (Красногвардейский, Джанкойский районы) - от 300 - 350 дней. В Нижнегорском, Советском, Раздольненском, Первомайском и Красноперекопском районах - от 350 - 400 дней. В Сакском, Черноморском районах наблюдается наибольшее число дней с засухой - от 400 - 450 дней; - абразионные процессы на побережье (шторм) - ураганные ветры на побережьях Крыма вызывают сильное волнение моря. Наиболее сильные штормы отмечаются в Черном море в холодные зимы. На Южном берегу Крыма штормовое волнение, главным образом северо-восточных направлений, наиболее часто бывает в весенне-зимний период. Летом штормы на море редки и непродолжительны. Наиболее существенное влияние абразионные процессы оказывают в оползневых зонах. Во время штормов волны разбивают нижнюю часть оползневого склона, а морская вода заполняет рыхлые толщи, переувлажняя их и утяжеляя, в результате чего происходит активизация оползней. Ежегодно случающиеся подвижки на всех оползнях разрушают дороги, повреждают виноградники; - сильный снегопад и снежные метели - очень сильные снегопады имеют локальный характер. Чаще всего метели отмечаются на яйлах Крымских гор в январе и феврале (в среднем от 18 до 30 дней с метелью в году). В предгорном Крыму отмечается не более 4 - 12 дней в году с метелью. В степном Крыму и на Южном берегу Крыма они бывают редко (2 - 3 случая в год). Продолжительность метелей в Крыму колеблется от 10 - 15 минут до четырех суток и более. Средняя продолжительность одной метели на Южном берегу Крыма - три - пять часов, в степи и предгорье - шесть - восемь, на вершинах Крымских гор - одиннадцать часов. Бывают зимы, когда метели в Крыму продолжаются в течение нескольких суток; - гололедно-изморозевые явления в Крыму наблюдаются в основном с ноября по март. В предгорных районах гололед может образовываться с октября по апрель; в высокогорных районах этот период еще более продолжителен (сентябрь - май). Наибольшее число дней с гололедом отмечается в январе и колеблется по территории Крыма от 1 до 7. Несколько меньшая повторяемость гололеда бывает в декабре и феврале. В остальные месяцы гололед наблюдается не ежегодно (5 - 7 раз за 10 лет). В среднем за год на Южном берегу Крыма бывает 1 день с гололедом, на западном и восточном побережье - от 3 до 8 дней, в степной части - около 10, в предгорных и горных районах - соответственно до 20 и 25 дней. Отложения зернистой изморози отмечаются преимущественно с декабря по март, в степных районах - с ноября по апрель, а в высокогорных - с октября по апрель и реже по май. В годовом ходе наибольшее число дней с изморозью наблюдается в январе - от 1 до 15. Несколько меньше отмечается таких дней в декабре и феврале. В остальные месяцы (октябрь, ноябрь, март и апрель) изморозь бывает не ежегодно. На побережье в среднем за год отмечается от 1 до 3 дней с изморозью, в степи до 11 дней, в горах число дней с изморозью может достигать 70 дней; - лавины - неизбежная опасность горных районов, имеющих устойчивый сезонный снежный покров. С лавинами часто сталкиваются и нередко погибают альпинисты, скалолазы, туристы, горнолыжники. Для горного Крыма снежные лавины не типичны. Однако в отдельные многоснежные зимы они бывают на Главной гряде |
4. Информация о пороговых значениях для деятельности и показателе уязвимости (при наличии) | Пороговые значения и показатель уязвимости зависят от вида климатического воздействия, а также объекта воздействия |
5. Общее описание информации о зафиксированном ущербе в результате воздействия климатических рисков (при наличии) | Опасные природные явления могут привести к возникновению стихийных бедствий. Они происходят при больших и необратимых отклонениях природной обстановки от нормы, когда нарушение условий жизнедеятельности людей влечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и т.д. В 2021 году преобладал меридиональный тип циркуляции атмосферы, при котором по Республике Крым наблюдалось 52 опасных природных явления. В январе и феврале сильные снегопады занесли автодороги на Ангарский перевал, Ай-Петри, Южный берег Крыма, было остановлено движение транспорта на Крымском мосту и автодорожной трассе Таврида. Из-за очень сильного ветра произошли обрывы на линиях электропередачи, были частично повалены стволы и ветки деревьев. На южных склонах гор наблюдался сход метелевых лавин объемом 8 - 10 куб. метров с выходом на проезжую часть шоссе Бахчисарай - Ялта. На Южном берегу Крыма в Никитском саду были незначительно повреждены вечнозеленые тропические растения. Замерз самый большой водопад Крыма Учан-Су. В мае из-за очень сильного дождя на некоторых участках автодорог г. Симферополя произошло подтопление, в отдельных районах города были повалены сухие деревья. В центральных, восточных и западных районах Крыма отмечалась чрезвычайная пожарная опасность (5 класс). Наблюдались низовые пожары на территории Республики Крым в лесном фонде общей площадью 0,68 га. В июне в Керчи за 12 часов выпало 82 мм осадков, что привело к значительным ущербам. От выпавшего очень сильного дождя в г. Керчь были затоплены несколько улиц, более 230 частных и многоквартирных домов, городская больница. В Кировском районе произошло подтопление 18 жилых домов, было эвакуировано 40 человек. Очень сильные дожди, прошедшие на Южном берегу Крыма, привели к катастрофическим ущербам. В г. Ялта наблюдались многочисленные случаи затопления подвальных и полуподвальных помещений (шахты лифтов, подземные переходы), вынос грунта на автодороги. Потоками воды были снесены мелкие предметы, перевернуты машины, затруднено движение автотранспорта. На территории Никитского ботанического сада были размыты виноградники, подтоплены дома и придомовые территории. На плато Ай-Петри затоплены отдельные участки проезжей части, на спуске с 50 по 56 км Бахчисарайского шоссе на проезжую часть осыпались камни, движение автотранспорта было приостановлено. В августе в восточных районах Крыма прошли очень сильные грозовые дожди, было приостановлено движение автотранспорта на трассе Таврида, подтоплено 25 домовладений в Кировском районе. В Керчи были подтоплены десятки домов, стадион, рынок, завод "Пролив". В ноябре из-за очень сильного ветра в южных, центральных и восточных районах Крыма было нарушено электроснабжение (10 тыс. человек осталось без освещения). Повалены деревья, заборы, рекламные щиты, повреждены кровли домов. 200 судов ожидали благоприятных погодных условий для перехода через Керченский пролив из-за шторма. В декабре в результате выпавших интенсивных осадков Бахчисарайское шоссе (район горы Ай-Петри) было засыпано снегом, приостановлено движение автотранспорта. В городе Ялта наблюдались многочисленные случаи протекания кровли в жилых домах, было нарушено электроснабжение, временно приостановлено движение грузового автотранспорта. В районе горы Ай-Петри на проезжую часть шоссе Бахчисарай - Ялта (51 км) сошла снежная лавина объемом около 40 куб. метров |
6. Описание новых возможностей для развития в связи с изменением климата (при наличии) | Увеличение среднегодовой температуры атмосферного воздуха приводит к увеличению продолжительности вегетационного периода, увеличению биомассы, а следовательно, к увеличению поглощения парниковых газов |
7. Перечень приоритетных адаптационных мероприятий.
N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Вид документа и ожидаемый результат | Потребность в ресурсах | Исполнитель |
1 | Строительство и реконструкция оросительных систем и сооружений для полива | 2025 год | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года N 732. Ожидаемый результат: введение в эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых мелиоративных систем общего и индивидуального пользования | Отсутствует | Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
2 | Страхование посевов сельскохозяйственных культур от рисков гибели | 2022 - 2025 годы | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года N 732. Ожидаемый результат: снижение вероятности потери доходов при производстве продукции растениеводства в случаях утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур | Отсутствует | Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
3 | Защита сельскохозяйственных культур от града | 2022 - 2025 годы | Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года N 732. Ожидаемый результат: сокращение градоопасности конвективных ячеек, вторгающихся или зарождающихся на защищаемой территории; сохранение валового сбора сельскохозяйственных культур на защищаемой территории | Отсутствует | Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
4 | Контроль за соблюдением требований правил пожарной безопасности на природных территориях и организация служб пожаротушения на природных территориях (создание системы ведомственной связи и видеомониторинга) | 2022 - 2024 годы | Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2017 года N 619. Ожидаемый результат: оптимизация и сокращение маршрутов наземного патрулирования лесов; сокращение времени для обнаружения лесных пожаров; обеспечение радиосвязью учреждений лесной отрасли Республики Крым при ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, а также возможность использования каналов радиосвязи специализированными спасательными формированиями для выполнения работ во время аварийно-спасательных операций | Отсутствует | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым; организации, отнесенные к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым |
5 | Регулирование состава древостоев, рубки ухода и санитарные рубки, очистка лесосек, очистка леса от захламленности | 2022 - 2024 годы | Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2017 года N 619. Ожидаемый результат: улучшение санитарного состояния леса путем вырубки больных, поврежденных и усыхающих деревьев, утративших устойчивость и целевые функции; создание благоприятных условий для роста лучших деревьев главных пород | Отсутствует | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым; организации, отнесенные к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым |
6 | Создание системы противопожарных барьеров, устройство лесных дорог и водоемов | 2022 - 2024 годы | Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2017 года N 619. Ожидаемый результат: стабилизация лесопожарной обстановки в лесах, а также предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на территории Республики Крым | Отсутствует | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым; организации, отнесенные к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым |
7 | Оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров | 2023 - 2024 годы | Государственная программа Республики Крым "Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2017 года N 619. Ожидаемый результат: обновление и модернизация лесопожарной техники, оборудования и инвентаря | Отсутствует | Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым; организации, отнесенные к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым |
8 | Предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация последствий | 2022 - 2024 годы | Государственная программа развития водохозяйственного комплекса Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2016 года N 566. Ожидаемый результат: защита от подтопления населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий Республики Крым; обеспечение безопасного прохождения паводков | Отсутствует | Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым; Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
9 | Реализация мероприятий регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" | до 2030 года | Государственная программа развития водохозяйственного комплекса Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 22 ноября 2016 года N 566. Ожидаемый результат: улучшение экологического состояния гидрографической сети | Отсутствует | Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым |
10 | Мероприятия по берегоукреплению и инженерной защите территорий | 2022 - 2027 годы | Государственная программа развития строительной отрасли Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года N 816. Ожидаемый результат: создание безопасных условий для проживания населения и безаварийного функционирования объектов, подверженных воздействию оползневых и абразионных процессов на территории Республики Крым | Отсутствует | Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
11 | Проведение сейсмического мониторинга, мониторинга состояния оползневых и абразионных процессов на территории Республики Крым и своевременное информирование уполномоченных органов о результатах его проведения | 2022 - 2024 годы | Государственная программа развития строительной отрасли Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 18 декабря 2020 года N 816. Ожидаемый результат: снижение последствий наступления чрезвычайных ситуаций за счет своевременного информирования уполномоченных органов о результатах проведения мониторинга сейсмических, оползневых и абразионных процессов | Отсутствует | Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым; Государственное автономное учреждение "Крымский республиканский центр оценки сейсмической и оползневой опасности, технического обследования объектов строительства" |
12 | Реализация мероприятий по оценке климатических рисков и обследованию искусственных сооружений полигона Крымской железной дороги | 2022 - 2025 годы | План адаптации к изменениям климата в области транспорта, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 марта 2022 года N 69. Ожидаемый результат: оценка климатических рисков, обследование, адаптация и ремонт (при необходимости) искусственных сооружений полигона Крымской железной дороги в рамках реализации Плана мероприятий адаптации к изменениям климата на полигоне ФГУП "Крымская железная дорога" | Отсутствует | ФГУП "Крымская железная дорога"; Министерство транспорта Республики Крым |
13 | Строительство, ремонт, содержание, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог общего и (или) необщего пользования регионального и (или) межмуниципального, местного значения Республики Крым | 2022 - 2024 годы | Государственная программа Республики Крым "Развитие дорожного хозяйства Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2018 года N 680. Ожидаемый результат: выполнение комплекса работ по инженерной защите участков автодорог, расположенных в зоне действия оползней, предотвращение негативного воздействия оползневых процессов | Отсутствует | Министерство транспорта Республики Крым; Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог" |
14 | Развитие электротранспорта, в том числе зарядной инфраструктуры | до 2030 года | Государственная программа Республики Крым "Развитие транспортного комплекса Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 690. Государственная программа Республики Крым "Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2018 года N 694. Ожидаемый результат: улучшение экологической обстановки, снижение количества вредных выбросов в окружающую среду | Отсутствует | Министерство транспорта Республики Крым; Министерство экономического развития Республики Крым; Министерство топлива и энергетики Республики Крым |
15 | Восстановление автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 2022 - 2023 годы | Государственная программа Республики Крым "Развитие дорожного хозяйства Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2018 года N 680. Ожидаемый результат: восстановление автомобильных дорог и ликвидация последствий паводка, произошедшего на территории Республики Крым в 2021 году | Отсутствует | Министерство транспорта Республики Крым; Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог" |
16 | Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики | 2022 - 2025 годы | Государственная программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 30 января 2018 года N 35. Ожидаемый результат: повышение устойчивости объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры к неблагоприятным и опасным климатическим явлениям | Отсутствует | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
17 | Строительство экотехнопарков с утилизацией твердых коммунальных отходов (компостирование) | 2024 год | Проект Государственной программы Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Ожидаемый результат: повышение эффективности организации обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым | Отсутствует | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; Министерство строительства и архитектуры Республики Крым |
18 | Модернизация государственных учреждений здравоохранения (модернизация систем вентиляции и кондиционирования, повышение энергоэффективности) | 2022 - 2024 годы | Государственная программа развития здравоохранения в Республике Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12 декабря 2017 года N 666. Ожидаемый результат: доведение зданий учреждений здравоохранения Республики Крым до федеральных стандартов и нормативов; увеличение доли зданий, оснащенных современными системами вентиляции и кондиционирования; увеличение доли энергоэффективных и энергонадежных зданий и помещений | Отсутствует | Министерство здравоохранения Республики Крым |
19 | Повышение энергоэффективности производства, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду предприятиями промышленности | до 2030 года | Государственная программа Республики Крым "Развитие промышленного комплекса", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2021 года N 837. Ожидаемый результат: сокращение количества вредных выбросов в окружающую среду, а также обеспечение экономии энергоресурсов и повышение энергоэффективности на предприятиях промышленного комплекса | Отсутствует | Министерство промышленной политики Республики Крым; предприятия в сфере координации Министерства промышленной политики Республики Крым |
20 | Развитие и содержание единых дежурно-диспетчерских служб органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым | 2022 - 2030 годы | Государственная программа Республики Крым "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2021 года N 870. Ожидаемый результат: повышение готовности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым к реагированию на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций | Отсутствует | Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
21 | Разработка и усовершенствование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым | 2022 - 2030 годы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указ Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Ожидаемый результат: повышение эффективности действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Отсутствует | Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
22 | Разработка и усовершенствование мероприятий по смягчению, реагированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Республики Крым в паводкоопасный период | 2022 - 2030 годы | План мероприятий по смягчению и реагированию на чрезвычайные ситуации на территории Республики Крым в паводкоопасный период, утвержденный протоколом заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым. Ожидаемый результат: повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация и проведение подготовки к паводкоопасному периоду, планирование, применение и маневрирование группировки сил и средств РСЧС при реагировании на угрозу и ликвидации последствий паводка | Отсутствует | Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым |
23 | Обеспечение безопасности жизнедеятельности и защищенности населения, территорий и объектов инфраструктуры, а также проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях | 2022 - 2030 годы | Государственная программа Республики Крым "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Республики Крым", утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2021 года N 870. Ожидаемый результат: обеспечение эффективной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах | Отсутствует | Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым |