(с изменениями на 25 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 27.04.2018 N 212, от 20.09.2018 N 454, от 26.12.2018 N 677, от 21.01.2019 N 15, от 06.03.2019 N 136, от 01.08.2019 N 419, от 19.09.2019 N 543, от 03.12.2019 N 693, от 17.03.2020 N 145, от 03.04.2020 N 192, от 27.04.2020 N 248, от 15.06.2020 N 339, от 24.08.2020 N 507, от 02.09.2020 N 530, от 28.10.2020 N 679, от 04.12.2020 N 767, от 15.03.2021 N 152, от 30.03.2021 N 190, от 24.05.2021 N 301, от 01.10.2021 N 576, от 03.12.2021 N 741, от 28.12.2021 N 859, от 28.12.2021 N 860, от 14.04.2022 N 256, от 12.05.2022 N 327, от 03.06.2022 N 417, от 01.11.2022 N 940, от 08.12.2022 N 1120, от 25.01.2023 N 57, от 05.05.2023 N 307, от 15.08.2023 N 589, от 15.09.2023 N 691, от 29.11.2023 N 842, от 08.02.2024 N 66, от 22.04.2024 N 229, от 23.07.2024 N 401, от 31.07.2024 N 426, от 25.10.2024 N 624)
В соответствии со статьями 79.1, 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", статьями 15, 18 Закона Республики Крым от 2 июня 2015 года N 108-ЗРК/2015 "О стратегическом планировании в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 31 июля 2023 года N 542 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2023 года N 1621-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым"
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 26.12.2018 N 677, от 19.09.2019 N 543, от 03.12.2019 N 693, от 15.03.2021 N 152, от 28.12.2021 N 860, от 01.11.2022 N 940, от 25.01.2023 N 57, от 08.02.2024 N 66)
Совет министров Республики Крым постановляет:
Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым".
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 08.02.2024 N 66)
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "РЕФОРМИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ"
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 08.02.2024 N 66, от 22.04.2024 N 229, от 23.07.2024 N 401, от 31.07.2024 N 426, от 25.10.2024 N 624)
1. Оценка текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Современное жилищно-коммунальное хозяйство Республики Крым - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Республики Крым является практически все население Республики Крым, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Республики Крым.
Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры Республики Крым характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов, что в свою очередь является сдерживающим фактором для развития Республики Крым.
Сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения являются одними из самых важных систем жизнеобеспечения населения и важнейшими направлениями социально-экономического развития Республики Крым.
Исходя из задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Крым в рамках консервативного сценария стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, утвержденной Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017, на среднесрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности организаций жилищно-коммунального комплекса в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунальной отрасли Республики Крым отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек.
Решение вышеуказанных вопросов возможно путем выполнения трех этапов:
1) развитие, модернизация или реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
2) охрана природы и объектов питьевого водоснабжения и водоотведения;
3) повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов.
Комплексный программно-целевой механизм решения указанных социально-экономических задач Республики Крым выполнен в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63, позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающего согласованность решения федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемого конечного результата в установленные сроки.
С целью обеспечения достижения выполнения целей, обозначенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", предусмотрена реализация мероприятий в рамках национальных проектов "Жилье и городская среда".
Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере Республики Крым формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в данный сектор экономики Республики Крым.
Состояние многоквартирного жилищного фонда на территории Республики Крым имеет прогрессирующую тенденцию к росту его физического износа.
Ликвидация аварийного жилищного фонда и переселение граждан в благоустроенные жилые помещения является важной социально-экономической задачей.
Практически полное отсутствие планирования в бюджетах всех уровней расходов на проведение капитальных работ по ремонту многоквартирных домов, общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, явилось причиной их неудовлетворительного технического состояния.
Вопрос обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, общежитий, а также жилых зданий, нежилых зданий, жилых домов, многоквартирных домов, использовавшихся до 21 марта 2014 года в качестве общежитий, имеет высокую социальную направленность, и его решение позволит значительно улучшить условия проживания граждан, обеспечить сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование.
Одной из самых важных является проблема благоустройства придомовой территории. На территории Республики Крым расположено более 15000 многоквартирных домов, придомовая территория большинства из которых не благоустроена должным образом. Детских площадок, соответствующих стандартам Российской Федерации, на территории Республики Крым практически нет. Большинство площадок было установлено в советский период и их состояние неудовлетворительное. Есть ряд жилых районов на территориях муниципальных образований Республики Крым, в которых детские площадки вообще не оборудованы.
В настоящее время на территории Республики Крым насчитывается порядка 7900 дворовых и 1300 общественных территорий, большая часть из которых имеет значительный износ, что является фактором сдерживания динамичного развития Республики Крым в сфере градостроительных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных, научных, образовательных проектов.
Дворовые территории и участки наиболее посещаемых общественных пространств требуют проведения необходимых работ по комплексному благоустройству.
Комплексное благоустройство дворовых и общественных территорий Республики Крым позволит выполнить архитектурно-планировочную организацию территории, обеспечить комфортные условия проживания граждан.
В Республике Крым ежегодно образуется около 1000 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), из которых практически 100% размещается на полигонах.
Основным источником образования ТКО на территории Республики Крым являются объекты жилого фонда, отходы, образуемые в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Основной характеристикой источников образования отходов является их территориальная привязка, а также вид деятельности юридического лица. Условия расположения источников образования отходов во многом определяют возможные методы сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Объекты утилизации ТКО отсутствуют на территории Республики Крым.
Применяемые способы обращения с отходами не соответствуют приоритетным направлениям государственной политики, которые направлены на снижение объема захоронения отходов, в том числе ТКО, на всех этапах обращения с ними. Существующие объекты захоронения физически и морально устарели, практически исчерпав свою вместимость; обработка и утилизация ТКО на территории Республики Крым развиты слабо.
Для развития отрасли обращения с отходами в Республике Крым необходимо увеличение мощностей по обработке, утилизации, а также захоронению ТКО.
На основании анализа существующего положения в сфере обращения отходов на территории Республики Крым в период 2022 - 2024 годов запланировано строительство 3 объектов:
1. Экотехнопарк - муниципальное образование Белогорский район Республики Крым, мощностью 500 тыс. тонн/год, в котором предусмотрена обработка - 500 тыс. тонн/год, утилизация (компостирование) - 200 тыс. тонн/год, утилизация (RDF) - 100 тыс. тонн/год.
2. Экотехнопарк - муниципальное образование Ленинский район Республики Крым, мощностью 160 тыс. тонн/год, в котором предусмотрена обработка - 160 тыс. тонн/год, утилизация (компостирование) - 50 тыс. тонн/год, утилизация (RDF) - 30 тыс. тонн/год, размещение - 100 тыс. тонн/год.
3. Экотехнопарк - муниципальное образование Сакский район Республики Крым, мощностью 200 тыс. тонн/год, в котором предусмотрена обработка - 200 тыс. тонн/год, утилизация (компостирование) - 60 тыс. тонн/год, утилизация (RDF) - 30 тыс. тонн/год.
С этой целью предусмотрены мероприятия, направленные на формирование и развитие отрасли обращения с отходами путем максимального вовлечения количества отходов в дальнейшую переработку и их повторного применения.
Состояние мест захоронения на территории Республики Крым во многом не соответствует санитарным и экологическим требованиям.
Государственная программа Республики Крым "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым" (далее - Государственная программа) разработана в целях объединения и координации деятельности исполнительных органов Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по реализации мероприятий, связанных с обеспечением благоприятных условий проживания населения Республики Крым, и реализации государственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.