СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2020 года N 816


Об утверждении Государственной программы развития строительной отрасли Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым

(с изменениями на 10 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 10.03.2021 N 122, от 30.04.2021 N 266, от 05.08.2021 N 447, от 02.12.2021 N 735, от 27.12.2021 N 841, от 11.05.2022 N 321, от 30.05.2022 N 393, от 16.09.2022 N 718, от 18.11.2022 N 1025, от 09.12.2022 N 1130, от 23.12.2022 N 1237, от 10.03.2023 N 197, от 28.04.2023 N 298, от 20.06.2023 N 417, от 30.08.2023 N 631, от 27.12.2023 N 970, от 29.12.2023 N 999, от 13.02.2024 N 81, от 10.07.2024 N 367)




В соответствии со статьями 79.1, 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года N 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 31 июля 2023 года N 542 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года N 372 "Об общих требованиях при формировании, предоставлении и распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 13 сентября 2023 года N 1621-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым"


(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 27.12.2021 N 841, от 16.09.2022 N 718, от 10.03.2023 N 197, от 29.12.2023 N 999)


Совет министров Республики Крым постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития строительной отрасли Республики Крым (далее - Программа).


2. Признать утратившими силу постановления Совета министров Республики Крым:


- от 25 декабря 2017 года N 700 "Об утверждении Государственной программы развития строительной отрасли Республики Крым";


- от 21 мая 2018 года N 229 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 24 сентября 2018 года N 465 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 12 октября 2018 года N 506 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 29 декабря 2018 года N 688 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 21 января 2019 года N 18 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 22 мая 2019 года N 278 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 1 августа 2019 года N 423 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 2 декабря 2019 года N 685 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 26 декабря 2019 года N 796 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 1 апреля 2020 года N 185 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 1 сентября 2020 года N 526 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700";


- от 2 декабря 2020 года N 748 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25 декабря 2017 года N 700".


3. Утратил силу. - Постановление Совета министров Республики Крым от 13.02.2024 N 81.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
министр сельского хозяйства
Республики Крым
А.РЮМШИН



Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 18.12.2020 N 816



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 29.12.2023 N 999, от 13.02.2024 N 81, от 10.07.2024 N 367)




1. Оценка текущего состояния строительной отрасли Республики Крым


Строительная отрасль оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие Республики Крым, обеспечивая базовые условия для повышения уровня и качества жизни населения, развития реального сектора экономики. Строительство является важной отраслью экономики, которая занимается проектированием, строительством (капитальным ремонтом) различных объектов. В его задачи входит создание комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей, прежде всего путем взаимодействия участников строительной деятельности, в том числе органов государственной и муниципальной власти, организаций, предприятий, физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, улучшению зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.


Строительный комплекс Республики Крым представлен организациями, выполняющими работы по возведению зданий, сооружению мостов, автомобильных дорог, тоннелей, магистральных и местных трубопроводов, линий связи и электропередачи, монтажные, электромонтажные и отделочные работы.


Государственное управление строительным комплексом осуществляется путем разработки и принятия на государственном уровне целевых программ, предусматривающих строительство объектов социально-культурного, жилищного назначения, объектов транспортной и коммунальной инфраструктур.


По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Крымстат), объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом (далее - объем работ), за 2022 год составил 149,5 млрд рублей, что составляет 126,5% к показателю за 2021 год. Объем работ за январь - сентябрь 2023 года составил 112,86 млрд рублей, темп роста 104,9%, что на 12,1% (12,19 млрд руб.) больше показателя за аналогичный период 2022 года. На формирование показателя оказали влияние реализация крупных инфраструктурных объектов, объектов дорожного (мостового) строительства.


Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в строительной отрасли Республики Крым за 2022 год составила 16555 чел., что на 804 человека (5,1%) больше, чем за 2021 год, и составляет 4,05% в структуре среднесписочной численности работников по Республике Крым. Среднесписочная численность работников по полному кругу организаций в строительной отрасли Республики Крым за январь - сентябрь 2023 года составила 17244 чел., что на 970 человек (5,96%) больше, чем за аналогичный период 2022 года, и составляет 4,2% в структуре среднесписочной численности работников по Республике Крым.


Среднемесячная номинальная заработная плата в сфере строительства по полному кругу организаций за январь - сентябрь 2023 года составила 70558 руб., что на 14,63% (9009 руб.) выше, чем за аналогичный период 2022 года. При этом уровень заработной платы в строительной отрасли за отчетный период на 57,65% (25804 руб.) больше среднего уровня заработной платы по Республике Крым.


Особое внимание в Республике Крым уделяется строительству объектов социального назначения. По данным Крымстата, в 2022 году введены в эксплуатацию водопроводные сети протяженностью 79,9 км, газовые сети длиной 253,2 км, сети канализации протяженностью 7,8 км. Построены новые дошкольные образовательные организации на 1230 мест, введено в действие 3 плавательных бассейна. Туристическая сфера пополнилась гостиницами на 1257 мест. Всего за период с 2014 по 2022 годы построено 137 детских садов на 19 тысяч мест, 9 школ на 6,5 тысячи мест, 155 фельдшерско-акушерских пунктов, 690 спортивных площадок, построено (отремонтировано) около 4000 км дорог, 13,3 тыс. км газовых сетей и т.д.


Одним из инструментов формирования базовой социальной и транспортной инфраструктур Республики Крым является государственная программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63. Всего предусмотрена реализация более 750 объектов (мероприятий). На текущий момент введены в эксплуатацию 450 объектов на сумму 266,8 млрд руб., в том числе 200 объектов социальной инфраструктуры на сумму 35,2 млрд руб., в их числе: 44 детских сада на 9265 мест, 6 школ на 3944 места, 2 больницы, 40 фельдшерско-акушерских пунктов, 8 многоквартирных домов на 516 квартир общей площадью 34,2 тыс. кв. м, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса площадью 3,2 тыс. кв. м, 98 объектов культуры и культурного наследия (4,8 млрд руб.); 250 объектов инженерной инфраструктуры на сумму 231,5 млрд руб., из них 28 объектов газотранспортного комплекса протяженностью 866,9 км, 13 объектов электроснабжения протяженностью 154,2 км, 36 объектов транспортной инфраструктуры, 4 объекта берегоукрепления протяженностью 1,5 км, 3 объекта водообеспечения, 21 объект водоотведения, 18 объектов водоснабжения, 4 гидротехнических сооружения, 2 полигона твердых коммунальных отходов площадью 30 га, 2 набережные площадью 140,5 тыс. кв. м, разработано 98 градостроительных мероприятий и прочие мероприятия. За 11 месяцев 2023 года введено 16 объектов на сумму 19,3 млрд руб., из них - 9 объектов социальной инфраструктуры, в том числе: 5 детских садов на 1230 мест, 2 школы на 1194 места, 2 объекта культурного наследия общей площадью 4508,4 кв. м; 7 объектов инженерной инфраструктуры, из них 3 объекта транспортной инфраструктуры протяженностью 12,5 км; 2 объекта водоотведения; 1 объект водообеспечения мощностью 22 тыс. куб. м/сутки; 1 объект берегоукрепления протяженностью 442 м. В планах ко вводу до конца текущего года еще 23 объекта. В целом в процессе реализации находится 257 объектов, из них в стадии проведения проектно-изыскательских работ - 61 объект, в стадии строительно-монтажных работ - 196 объектов.


Крупнейшими государственными заказчиками Республики Крым являются Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", выполняющее функции государственного заказчика, застройщика, технического заказчика при выполнении инженерных изысканий, проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, реализуемых в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", осуществляющее функции государственного заказчика на дорогах общего пользования по всему комплексу дорожных работ (отнесены к ведению Министерства транспорта Республики Крым), а также Государственное казенное учреждение Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым", осуществляющее функции заказчика по проектированию, строительству, реконструкции иных объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым.


Передовым инструментом достижения стратегических целей и национальных задач в строительстве является цифровизация. Целевым ориентиром мероприятий цифровой трансформации являются формирование и развитие цифровой системы управления жизненным циклом объектов капитального строительства, отвечающей современным отраслевым вызовам. В результате перехода на цифровые технологии проектирования и управления производственными процессами, внедрения цифровых решений, обеспечения цифрового взаимодействия с заказчиками, подрядчиками, а также с финансовыми организациями повышаются качество управленческих решений, прозрачность и доступность выполняемых работ и услуг, сокращаются сроки их оказания, снижается себестоимость, что приводит к повышению инвестиционной привлекательности строительной отрасли.


Начавшееся в 2023 году широкое внедрение Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информационной системы управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (далее - ИСУП) ставит своей целью перевод в цифровой вид документации, формируемой на этапах строительства объекта. ИСУП - это облачная информационная система для автоматизации процессов управления строительными проектами на уровне государственного (муниципального) заказчика в сфере строительства, позволяющая сопровождать реализацию строительных проектов на этапе их планирования, проектирования и строительства, обеспечивающая в том числе ведение информационной модели, а также создание комплексной инфраструктуры мониторинга и аналитики этапов жизненного цикла объектов капитального строительства. На текущий момент в Республике Крым заключен лицензионный договор передачи неисключительных прав на использование программного продукта, создана межведомственная рабочая группа по вопросам организации перехода на электронный документооборот технической документации и внедрению в Республике Крым ИСУП, сформирован перечень объектов строительства и реконструкции, реализуемых в Республике Крым в 2023 - 2025 годах за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых внесена в ИСУП. Проводится работа по наполнению информацией и документацией карточек объектов капитального строительства в ИСУП. Приняты необходимые нормативные правовые акты Республики Крым и соответствующие документы муниципального уровня о ведении с 1 января 2024 года исполнительной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исключительно в электронной форме.


Вместе с тем на сегодняшний день в государственном секторе строительной сферы сохраняются следующие основные проблемы:


- дефицит финансирования ежегодно формируемых республиканских адресных инвестиционных программ, которые утверждаются распоряжением Совета министров Республики Крым (далее - адресная программа);


- недостаточно высокий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации;


- длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;


- наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;


- позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года;


- низкий уровень цифрового взаимодействия между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»