(с изменениями на 23 мая 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 29.11.2022 N 740, от 29.09.2023 N 679, от 11.12.2023 N 817, от 29.12.2023 N 910, от 09.02.2024 N 80, от 11.04.2024 N 255, от 23.05.2024 N 360, с изм., внесенными Постановлением Правительства Орловской области от 30.06.2022 N 367)
В целях обеспечения населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем модернизации жилищно-коммунального хозяйства Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области".
2. Признать утратившими силу:
3. Утратил силу. - Постановление Правительства Орловской области от 11.12.2023 N 817.
4. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 29.09.2023 N 679)
Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 23.05.2024 N 360)
Жилищно-коммунальное хозяйство Орловской области представляет собой многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором сосредоточено около 30% всех основных фондов региона и который включает все необходимые для жизнедеятельности населения виды услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой отраслью экономики, уровень обеспеченности и доступности жилищно-коммунальных услуг обуславливает степень социальной напряженности среди населения, оказывает непосредственное влияние на политическую стабильность не только на уровне региона, но и на уровне Российской Федерации. Проблема гарантированного, надежного и качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям является одной из острейших. Это заставляет искать новые пути улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства.
Многопрофильная производственная структура жилищно-коммунального комплекса Орловской области интегрирует около 12 видов деятельности, ведущими из которых являются жилищное хозяйство, электро- и теплоэнергетика, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.
Общая площадь жилищного фонда Орловской области составляет 21,63 млн кв. м, форма собственности - смешанная, в основном муниципальная и частная (приватизированное жилье).
Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан является приоритетным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
По итогам реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийных домов на территории Орловской области в рамках совместной работы с публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) в 2008 - 2023 годах ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 1 января 2017 года. За указанный период расселено 372 аварийных дома; общая площадь расселенных жилых помещений составила более 100 тыс. кв. м.
Однако и в настоящее время в Орловской области остро стоит проблема физического износа жилищного фонда. Аварийные жилые дома не только ухудшают внешний облик, понижают инвестиционную привлекательность муниципальных образований и сдерживают развитие инфраструктуры, но и создают потенциальную угрозу безопасности проживания граждан в них, следствием чего является ухудшение качества предоставления коммунальных услуг и повышение социальной напряженности в обществе. Аварийный жилищный фонд - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет на здоровье граждан и на демографические показатели.
На территории Орловской области имеется 122 многоквартирных дома (площадь жилых помещений в них - 67,8 тыс. кв. м), которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 года.
В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость продолжения реализации мер по решению проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с привлечением средств Фонда, реализации основных положений Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, для улучшения качества жизни граждан в Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Орловской области создан региональный оператор капитального ремонта - некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - НО "РФКР", региональный оператор), утверждена региональная программа капитального ремонта (постановление Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области"), установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт.
В региональную программу капитального ремонта включены 4362 многоквартирных дома общей площадью 14,8 млн кв. метров (с учетом вспомогательных и нежилых помещений), в которых проживают 0,58 млн человек.
Для реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются трехлетние краткосрочные планы областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области". С начала реализации программы работы по капитальному ремонту проведены в 1128 многоквартирных домах общей площадью 4,7 млн кв. метров, что позволило улучшить условия проживания более 0,19 млн человек. Ежегодно капитальный ремонт проводится порядка в 250 многоквартирных домах.
Деятельность регионального оператора направлена на обеспечение проведения капитального ремонта. Финансовое обеспечение деятельности НО "РФКР" осуществляется в рамках реализации настоящей государственной программы. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов приведет к снижению величины физического износа конструктивов домов и позволит создать благоприятные условия для проживания граждан в многоквартирных домах.
Комфортная среда проживания создается не только посредством переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, но и повышения качества предоставления коммунальных услуг.
В настоящее время деятельность коммунального комплекса Орловской области характеризуется неравномерным развитием систем жизнеобеспечения муниципальных образований и высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Территория Орловской области характеризуется природным несоответствием качества подземных вод нормативным требованиям, связанным с естественными аномалиями. Основными причинами несоответствия проб питьевой воды установленным требованиям являются факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа), высокий износ существующих водопроводных сетей и сооружений.
По итогам проведенной инвентаризации в системах водоснабжения и водоотведения действует около 27 насосных станций водопровода, 1596 водозаборных сооружений, протяженность сетей водоснабжения составляет 5,5 тыс. км. На территории Орловской области расположено 23 очистных сооружения, 117 канализационных насосных станций, 0,9 тыс. км сетей водоотведения. Согласно отчету об инвентаризации систем водоснабжения и водоотведения физический износ основных фондов составляет: очистных сооружений канализации - 81,56%, канализационных насосных станций - 65,83%, сетей водоотведения - 66,7%, сетей водоснабжения - 68,79%, объектов водозабора - 73,32%, станций водоподготовки - 49,72%, водоносных объектов - 60,67%.
Система теплоснабжения Орловской области состоит из 1,3 тыс. локальных систем теплоснабжения и 37 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет 0,5 тыс. километров в двухтрубном исчислении. Износ объектов в сфере теплоснабжения составляет 67,76%, в том числе сетей теплоснабжения - 73,70%.
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 40 процентов линейных объектов нуждается в обновлении, ежегодно около 3 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признается аварийными, при этом обновляется не более 1 - 2 процентов.
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной аварийности, что подтверждается данными системы мониторинга коммунальных аварий жилищно-коммунального хозяйства.
Для повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг потребителям Орловской области, обеспечения устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства первостепенное значение имеет модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5 процентов их общей протяженности.
Немаловажной проблемой также является обеспечение очистки сточных вод. Более 80% существующих очистных сооружений работают крайне неэффективно или из-за поломок оборудования и некомплектности не работают. Высокая концентрация нитритного, нитратного и аммонийного азота в воде на поверхностных водных объектах связана с высокой степенью морального и физического износа очистных сооружений. Модернизация объектов водоотведения, в том числе очистных сооружений, позволит уменьшить попадание в реки Орловской области неочищенных (недостаточно очищенных) хозяйственно-бытовых сточных вод, улучшит качество воды, повысит надежность систем.