ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2024 года N 360


О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 апреля 2022 года N 221 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области"



В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:


1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 26 апреля 2022 года N 221 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Обеспечение условий и формирование комфортной среды проживания в Орловской области", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Орловской области
В.А.ТАРАСОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 23 мая 2024 г. N 360



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 26 апреля 2022 г. N 221



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"



1. Стратегические приоритеты государственной программы



1.1. Оценка текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства Орловской области


Жилищно-коммунальное хозяйство Орловской области представляет собой многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором сосредоточено около 30% всех основных фондов региона и который включает все необходимые для жизнедеятельности населения виды услуг.


Жилищно-коммунальное хозяйство является социально значимой отраслью экономики, уровень обеспеченности и доступности жилищно-коммунальных услуг обуславливает степень социальной напряженности среди населения, оказывает непосредственное влияние на политическую стабильность не только на уровне региона, но и на уровне Российской Федерации. Проблема гарантированного, надежного и качественного предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям является одной из острейших. Это заставляет искать новые пути улучшения работы жилищно-коммунального хозяйства.


Многопрофильная производственная структура жилищно-коммунального комплекса Орловской области интегрирует около 12 видов деятельности, ведущими из которых являются жилищное хозяйство, электро- и теплоэнергетика, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.


Общая площадь жилищного фонда Орловской области составляет 21,63 млн кв. м, форма собственности - смешанная, в основном муниципальная и частная (приватизированное жилье).


Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан является приоритетным направлением жилищной политики в Российской Федерации.


По итогам реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийных домов на территории Орловской области в рамках совместной работы с публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) в 2008 - 2023 годах ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 1 января 2017 года. За указанный период расселено 372 аварийных дома; общая площадь расселенных жилых помещений составила более 100 тыс. кв. м.


Однако и в настоящее время в Орловской области остро стоит проблема физического износа жилищного фонда. Аварийные жилые дома не только ухудшают внешний облик, понижают инвестиционную привлекательность муниципальных образований и сдерживают развитие инфраструктуры, но и создают потенциальную угрозу безопасности проживания граждан в них, следствием чего является ухудшение качества предоставления коммунальных услуг и повышение социальной напряженности в обществе. Аварийный жилищный фонд - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет на здоровье граждан и на демографические показатели.


На территории Орловской области имеется 122 многоквартирных дома (площадь жилых помещений в них - 67,8 тыс. кв. м), которые признаны в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 1 января 2017 года.


В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость продолжения реализации мер по решению проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с привлечением средств Фонда, реализации основных положений Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.


Кроме того, для улучшения качества жизни граждан в Российской Федерации с 2014 года на постоянной и долгосрочной основе созданы и функционируют на региональном уровне механизмы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Орловской области создан региональный оператор капитального ремонта - некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области" (далее - НО "РФКР", региональный оператор), утверждена региональная программа капитального ремонта (постановление Правительства Орловской области от 31 декабря 2013 года N 482 "Об утверждении областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области"), установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт.


В региональную программу капитального ремонта включены 4362 многоквартирных дома общей площадью 14,8 млн кв. метров (с учетом вспомогательных и нежилых помещений), в которых проживают 0,58 млн человек.


Для реализации региональной программы капитального ремонта утверждаются трехлетние краткосрочные планы областной адресной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области". С начала реализации программы работы по капитальному ремонту проведены в 1128 многоквартирных домах общей площадью 4,7 млн кв. метров, что позволило улучшить условия проживания более 0,19 млн человек. Ежегодно капитальный ремонт проводится порядка в 250 многоквартирных домах.


Деятельность регионального оператора направлена на обеспечение проведения капитального ремонта. Финансовое обеспечение деятельности НО "РФКР" осуществляется в рамках реализации настоящей государственной программы. Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов приведет к снижению величины физического износа конструктивов домов и позволит создать благоприятные условия для проживания граждан в многоквартирных домах.


Комфортная среда проживания создается не только посредством переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, но и повышения качества предоставления коммунальных услуг.


В настоящее время деятельность коммунального комплекса Орловской области характеризуется неравномерным развитием систем жизнеобеспечения муниципальных образований и высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры.


Территория Орловской области характеризуется природным несоответствием качества подземных вод нормативным требованиям, связанным с естественными аномалиями. Основными причинами несоответствия проб питьевой воды установленным требованиям являются факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа), высокий износ существующих водопроводных сетей и сооружений.


По итогам проведенной инвентаризации в системах водоснабжения и водоотведения действует около 27 насосных станций водопровода, 1596 водозаборных сооружений, протяженность сетей водоснабжения составляет 5,5 тыс. км. На территории Орловской области расположено 23 очистных сооружения, 117 канализационных насосных станций, 0,9 тыс. км сетей водоотведения. Согласно отчету об инвентаризации систем водоснабжения и водоотведения физический износ основных фондов составляет: очистных сооружений канализации - 81,56%, канализационных насосных станций - 65,83%, сетей водоотведения - 66,7%, сетей водоснабжения - 68,79%, объектов водозабора - 73,32%, станций водоподготовки - 49,72%, водоносных объектов - 60,67%.


Система теплоснабжения Орловской области состоит из 1,3 тыс. локальных систем теплоснабжения и 37 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет 0,5 тыс. километров в двухтрубном исчислении. Износ объектов в сфере теплоснабжения составляет 67,76%, в том числе сетей теплоснабжения - 73,70%.


Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 40 процентов линейных объектов нуждается в обновлении, ежегодно около 3 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признается аварийными, при этом обновляется не более 1 - 2 процентов.


Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной аварийности, что подтверждается данными системы мониторинга коммунальных аварий жилищно-коммунального хозяйства.


Для повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг потребителям Орловской области, обеспечения устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства первостепенное значение имеет модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.


В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5 процентов их общей протяженности.


Немаловажной проблемой также является обеспечение очистки сточных вод. Более 80% существующих очистных сооружений работают крайне неэффективно или из-за поломок оборудования и некомплектности не работают. Высокая концентрация нитритного, нитратного и аммонийного азота в воде на поверхностных водных объектах связана с высокой степенью морального и физического износа очистных сооружений. Модернизация объектов водоотведения, в том числе очистных сооружений, позволит уменьшить попадание в реки Орловской области неочищенных (недостаточно очищенных) хозяйственно-бытовых сточных вод, улучшит качество воды, повысит надежность систем.


Мероприятия по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции, строительству объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории региона, позволят уменьшить накопленный физический и моральный износ объектов, снизить аварийность, повысят надежность систем коммунальной инфраструктуры, улучшат качество жизни населения Орловской области.


Принятие настоящей государственной программы обусловлено необходимостью предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, предотвращения критического уровня износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса, повышения надежности предоставления потребителям коммунальных услуг требуемого объема и качества, модернизации коммунальных систем инженерного обеспечения муниципальных образований, оздоровления финансового состояния предприятий, привлечения потенциальных инвесторов в сферу жилищно-коммунального хозяйства и создания благоприятного инвестиционного климата.


Реализация настоящей государственной программы создаст условия для модернизации коммунальной инфраструктуры в соответствии со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания населения области. Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры приведет к повышению надежности и эффективности работы систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, соответствию требованиям безопасности и энергоэффективности.


Проводимые работы в рамках действующей государственной программы обеспечат создание комфортных и благоприятных условий проживания для граждан на территории Орловской области, что повлечет за собой успешное социально-экономическое развитие региона.



1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы


Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2035 года утверждена постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 21 декабря 2018 года N 31/823-ОС "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2035 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития).


Стратегия социально-экономического развития определяет создание комфортной среды для жизни на территории Орловской области как приоритетное направление.


Состояние среды проживания - один из важнейших факторов, определяющих благополучие области. Социально-экономическая политика Орловской области нацелена на улучшение качества среды проживания, создание благоприятных условий для жизни населения, ведения бизнеса, инвестиционной деятельности. В связи с этим меры экологического характера, разрешение транспортных проблем, увеличение эксплуатационной надежности инженерной инфраструктуры, комплексное развитие городских территорий, жилищное обеспечение рассматриваются в качестве основы улучшения качества городской среды. Одной из целей создания комфортной среды для жизни на территории Орловской области является создание условий для обеспечения населения качественным и доступным жильем, совершенствование системы жилищно-коммунального хозяйства.


Достижение поставленной цели позволит обеспечить комфортное проживание жителей Орловской области за счет реализации следующих задач, удовлетворяющих целям настоящей государственной программы: обеспечение безопасных и комфортных условий проживания населения, устойчивое развитие отрасли ЖКХ.


Указанными задачами предусмотрено в частности формирование и реализация долгосрочной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечение качества реализации мероприятий по капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирных жилых домах путем совершенствования региональной нормативно-правовой базы в сфере капитального ремонта.


Распоряжением Правительства Орловской области от 6 февраля 2023 года N 65-р утверждена Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее - Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства).


Основной целью Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение достижения к 2030 году национальных целей и стратегических задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), в том числе национальных целей "Комфортная и безопасная среда для жизни" и "Цифровая трансформация". Основной из задач для достижения указанной цели является повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества городской среды.


Основными приоритетами, на которые направлена реализация настоящей государственной программы, являются: обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда; капитальный ремонт жилищного фонда; проведение мероприятий по замене ветхих сетей инженерно-технического обеспечения; строительство объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения жилищного строительства с привлечением различных источников финансирования.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»