ГОРОДА МОСКВЫ
от 10 сентября 2008 года N 39
О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве
(с изменениями на 8 мая 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 27 мая 2009 года N 14 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 02.06.2009);
Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 22 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010);
Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 43, 01.08.2011);
Законом города Москвы от 7 сентября 2011 года N 38 (Тверская, 13, N 112, 17.09.2011);
Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 32, 08.06.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона города Москвы от 23 мая 2012 года N 20);
Законом города Москвы от 6 ноября 2013 года N 58 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 07.11.2013);
Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 43 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);
Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.07.2015) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона города Москвы от 24 июня 2015 года N 41);
Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 50 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 14.10.2015) (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2015 года);
Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 03.10.2017);
Законом города Москвы от 25 октября 2017 года N 38 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.10.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2017 года);
Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 25 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Закона города Москвы от 21 ноября 2018 года N 25);
Законом города Москвы от 30 октября 2019 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.11.2019);
Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 01.06.2020) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Закона города Москвы от 27 мая 2020 года N 7)
Законом города Москвы от 11 ноября 2020 года N 22 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 17.11.2020);
Законом города Москвы от 20 октября 2021 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.10.2021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года);
Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 8 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.05.2022) (о порядке распространения на правоотношения см. статью 4 Закона города Москвы от 4 мая 2022 года N 8 );
Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2022);
Законом города Москвы от 7 июня 2023 года N 18 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.06.2023);
Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.05.2024).
____________________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом города Москвы устанавливает бюджетное устройство, порядок организации и осуществления бюджетного процесса и полномочия субъектов бюджетных правоотношений в городе Москве.
1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти города Москвы и иным государственным органам Бюджетным кодексом Российской Федерации в процессе:
1) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы города Москвы, осуществления государственных заимствований города Москвы, управления государственным долгом города Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41. - См. предыдущую редакцию)
2) составления и рассмотрения проекта бюджета города Москвы (далее - бюджет города), утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета города, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;
3) межбюджетных отношений с федеральным бюджетом и бюджетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - бюджеты муниципальных образований).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)
2. Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, его утверждения, исполнения и контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, регулируются федеральным законодательством, а в части полномочий, предоставленных федеральным законодательством городу Москве, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
1. Органы государственной власти города Москвы принимают правовые акты города Москвы, регулирующие бюджетные правоотношения, установленные статьей 1 настоящего Закона, в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, законами города Москвы и настоящим Законом.
2. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения на территориях внутригородских муниципальных образований (далее - муниципальные образования), в пределах компетенции, определенной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом (часть в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20, - см. предыдущую редакцию).
3. Правовые акты органов государственной власти города Москвы, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и настоящего Закона. В случае возникновения противоречий применяются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона.
4. Муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов города Москвы. В случае возникновения противоречий применяются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов города Москвы.
1. К бюджетам бюджетной системы города Москвы относятся:
1) бюджет города;
2) бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования;
3) бюджеты муниципальных образований.
2. Бюджет города и бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в форме законов города Москвы.
3. Бюджет города и свод бюджетов муниципальных образований без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами составляют консолидированный бюджет города Москвы.
4. Бюджеты муниципальных образований разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
(Глава дополнительно включена с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41)
Долгосрочное бюджетное планирование в городе Москве осуществляется путем формирования бюджетного прогноза города Москвы на долгосрочный период.
1. Под бюджетным прогнозом города Москвы на долгосрочный период (далее - бюджетный прогноз) понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик бюджета города, консолидированного бюджета города Москвы, показатели финансового обеспечения государственных программ города Москвы на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет города, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики города Москвы на долгосрочный период.
2. Бюджетный прогноз разрабатывается каждые шесть лет на срок, установленный Правительством Москвы, на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период. Бюджетный прогноз может быть изменен с учетом изменения прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период и принятого закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период без продления периода его действия.
3. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза устанавливаются Правительством Москвы.
4. Часть утратила силу с 15 июня 2023 года - Закон города Москвы от 7 июня 2023 года N 18. - См. предыдущую редакцию.
5. Бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) утверждается (утверждаются) Правительством Москвы в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период.
____________________________________________________________________
Действие части 5 приостановлено:
до 1 января 2016 года - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 50 (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2015 года).
____________________________________________________________________
1. Доходы бюджета города и бюджетов муниципальных образований формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию).
2. Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета города и бюджетов муниципальных образований с момента их зачисления на единый счет соответствующего бюджета (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию).
1. Источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований и нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований определяются законом города Москвы о бюджете города и не подлежат изменению в течение текущего финансового года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)
2. Средства, полученные бюджетом муниципального образования сверх прогноза доходов, учтенного при определении нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов, не подлежат изъятию в доход бюджета города и не учитываются при последующем распределении межбюджетных трансфертов.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)
3. Потери бюджета муниципального образования в связи с получением отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов ниже прогноза, учтенного при определении нормативов отчислений, не подлежат компенсации из бюджета города.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию)
Статья 6. Правовые акты города Москвы по формированию доходов бюджетов
(Утратила силу с 22 октября 2021 года - Закон города Москвы от 20 октября 2021 года N 27, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. - См. предыдущую редакцию)
1. Формирование расходов бюджета города и бюджетов муниципальных образований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным федеральным законодательством и законодательством города Москвы разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно федеральному законодательству, законодательству города Москвы, муниципальным правовым актам, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.
2. В составе бюджета города формируются расходы на финансовое обеспечение государственных программ города Москвы, являющихся системой мероприятий (согласованных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов политики города Москвы, обеспечивающих в рамках реализации установленных законодательством государственных функций достижение приоритетных целей в сфере социально-экономического развития города Москвы (далее - государственные программы города Москвы), и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности органов государственной власти города Москвы (далее - непрограммные направления деятельности органов государственной власти города Москвы).
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию)
1. Расходные обязательства города Москвы возникают в результате:
1) принятия законов и иных правовых актов города Москвы, заключения от имени города Москвы договоров и соглашений при осуществлении органами государственной власти города Москвы полномочий по предметам ведения города Москвы, а также полномочий по предметам совместного ведения, определенных законодательством Российской Федерации;
2) заключения от имени города Москвы договоров и соглашений казенными учреждениями города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию);
3) принятия законов и иных правовых актов города Москвы, предусматривающих предоставление из бюджета города межбюджетных трансфертов в формах и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)
4) принятия законов и иных правовых актов города Москвы при осуществлении органами государственной власти города Москвы полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке.
2. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета города.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)
3. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных бюджету города в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджету Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133(2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за счет средств бюджета города.
(Часть в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20; в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)
1. Расходные обязательства муниципальных образований обуславливаются полномочиями, регламентируемыми законами города Москвы:
1) об организации местного самоуправления в городе Москве;
2) о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы.
2. Расходные обязательства муниципальных образований, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет доходов бюджетов муниципальных образований, определяемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, дотаций из бюджета города, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, и источников финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований.