ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 10 сентября 2008 года N 39

О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве

(с изменениями на 8 мая 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом города Москвы от 27 мая 2009 года N 14 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 02.06.2009);

Законом города Москвы от 26 мая 2010 года N 22 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010);

Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 43, 01.08.2011);

Законом города Москвы от 7 сентября 2011 года N 38 (Тверская, 13, N 112, 17.09.2011);

Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 32, 08.06.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона города Москвы от 23 мая 2012 года N 20);

Законом города Москвы от 6 ноября 2013 года N 58 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 07.11.2013);

Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);

Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 43 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);

Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.07.2015) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона города Москвы от 24 июня 2015 года N 41);

Законом города Москвы от 7 октября 2015 года N 50 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 14.10.2015) (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2015 года);

Законом города Москвы от 20 сентября 2017 года N 36 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 03.10.2017);

Законом города Москвы от 25 октября 2017 года N 38 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.10.2017) (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2017 года);

Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 25 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Закона города Москвы от 21 ноября 2018 года N 25);

Законом города Москвы от 30 октября 2019 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 13.11.2019);

Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 01.06.2020) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Закона города Москвы от 27 мая 2020 года N 7)

Законом города Москвы от 11 ноября 2020 года N 22 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 17.11.2020);

Законом города Москвы от 20 октября 2021 года N 27 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 22.10.2021) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года);

Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 8 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.05.2022) (о порядке распространения на правоотношения см. статью 4 Закона города Москвы от 4 мая 2022 года N 8 );

Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2022);

Законом города Москвы от 7 июня 2023 года N 18 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.06.2023);

Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 08.05.2024).

____________________________________________________________________


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом города Москвы устанавливает бюджетное устройство, порядок организации и осуществления бюджетного процесса и полномочия субъектов бюджетных правоотношений в городе Москве.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти города Москвы и иным государственным органам Бюджетным кодексом Российской Федерации в процессе:

1) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы города Москвы, осуществления государственных заимствований города Москвы, управления государственным долгом города Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

2) составления и рассмотрения проекта бюджета города Москвы (далее - бюджет города), утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджета города, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности;

3) межбюджетных отношений с федеральным бюджетом и бюджетами внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - бюджеты муниципальных образований).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20; в редакции, введенной в действие Законом города Москвы от 8 мая 2024 года N 15. - См. предыдущую редакцию)

2. Правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, его утверждения, исполнения и контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, регулируются федеральным законодательством, а в части полномочий, предоставленных федеральным законодательством городу Москве, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 2. Правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения на территории города Москвы

1. Органы государственной власти города Москвы принимают правовые акты города Москвы, регулирующие бюджетные правоотношения, установленные статьей 1 настоящего Закона, в случаях и пределах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, законами города Москвы и настоящим Законом.

2. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения на территориях внутригородских муниципальных образований (далее - муниципальные образования), в пределах компетенции, определенной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом (часть в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20, - см. предыдущую редакцию).

3. Правовые акты органов государственной власти города Москвы, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и настоящего Закона. В случае возникновения противоречий применяются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона.

4. Муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов города Москвы. В случае возникновения противоречий применяются нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов города Москвы.

Статья 3. Бюджетная система города Москвы

1. К бюджетам бюджетной системы города Москвы относятся:

1) бюджет города;

2) бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования;

3) бюджеты муниципальных образований.

2. Бюджет города и бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются в форме законов города Москвы.

3. Бюджет города и свод бюджетов муниципальных образований без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами составляют консолидированный бюджет города Москвы.

4. Бюджеты муниципальных образований разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Глава 1.1. Долгосрочное бюджетное планирование в городе Москве

(Глава дополнительно включена с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41)

     

Статья 3.1. Долгосрочное бюджетное планирование в городе Москве


Долгосрочное бюджетное планирование в городе Москве осуществляется путем формирования бюджетного прогноза города Москвы на долгосрочный период.

Статья 3.2. Бюджетный прогноз города Москвы на долгосрочный период

1. Под бюджетным прогнозом города Москвы на долгосрочный период (далее - бюджетный прогноз) понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик бюджета города, консолидированного бюджета города Москвы, показатели финансового обеспечения государственных программ города Москвы на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет города, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики города Москвы на долгосрочный период.

2. Бюджетный прогноз разрабатывается каждые шесть лет на срок, установленный Правительством Москвы, на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период. Бюджетный прогноз может быть изменен с учетом изменения прогноза социально-экономического развития города Москвы на соответствующий период и принятого закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период без продления периода его действия.

3. Порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза устанавливаются Правительством Москвы.

4. Часть утратила силу  с 15 июня 2023 года - Закон города Москвы от 7 июня 2023 года N 18. - См. предыдущую редакцию.

5. Бюджетный прогноз (изменения бюджетного прогноза) утверждается (утверждаются) Правительством Москвы в срок, не превышающий двух месяцев со дня официального опубликования закона города Москвы о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период.

____________________________________________________________________

Действие части 5 приостановлено:

до 1 января 2016 года - Закон города Москвы от 7 октября 2015 года N 50 (распространяется на правоотношения, возникшие с 30 сентября 2015 года).

____________________________________________________________________

Глава 2. Доходы бюджетов

     

Статья 4. Формирование и зачисление доходов бюджетов

1. Доходы бюджета города и бюджетов муниципальных образований формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах, сборах и иных обязательных платежах (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию).

2. Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета города и бюджетов муниципальных образований с момента их зачисления на единый счет соответствующего бюджета (часть в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию).

Статья 5. Доходы бюджетов муниципальных образований

1. Источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований и нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований определяются законом города Москвы о бюджете города и не подлежат изменению в течение текущего финансового года.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

2. Средства, полученные бюджетом муниципального образования сверх прогноза доходов, учтенного при определении нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов, не подлежат изъятию в доход бюджета города и не учитываются при последующем распределении межбюджетных трансфертов.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

3. Потери бюджета муниципального образования в связи с получением отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, неналоговых доходов ниже прогноза, учтенного при определении нормативов отчислений, не подлежат компенсации из бюджета города.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 41; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2020 года Законом города Москвы от 27 мая 2020 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Правовые акты города Москвы по формированию доходов бюджетов

(Утратила силу с 22 октября 2021 года - Закон города Москвы от 20 октября 2021 года N 27, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. - См. предыдущую редакцию)



Глава 3. Расходы бюджетов

     Статья 7. Формирование расходов бюджетов

1. Формирование расходов бюджета города и бюджетов муниципальных образований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным федеральным законодательством и законодательством города Москвы разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно федеральному законодательству, законодательству города Москвы, муниципальным правовым актам, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов.

2. В составе бюджета города формируются расходы на финансовое обеспечение государственных программ города Москвы, являющихся системой мероприятий (согласованных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов политики города Москвы, обеспечивающих в рамках реализации установленных законодательством государственных функций достижение приоритетных целей в сфере социально-экономического развития города Москвы (далее - государственные программы города Москвы), и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности органов государственной власти города Москвы (далее - непрограммные направления деятельности органов государственной власти города Москвы).

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)     

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Расходные обязательства города Москвы

1. Расходные обязательства города Москвы возникают в результате:

1) принятия законов и иных правовых актов города Москвы, заключения от имени города Москвы договоров и соглашений при осуществлении органами государственной власти города Москвы полномочий по предметам ведения города Москвы, а также полномочий по предметам совместного ведения, определенных законодательством Российской Федерации;

2) заключения от имени города Москвы договоров и соглашений казенными учреждениями города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Законом города Москвы от 13 июля 2011 года N 33, - см. предыдущую редакцию);

3) принятия законов и иных правовых актов города Москвы, предусматривающих предоставление из бюджета города межбюджетных трансфертов в формах и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)

4) принятия законов и иных правовых актов города Москвы при осуществлении органами государственной власти города Москвы полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке.

2. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета города.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)

3. Расходные обязательства города Москвы, указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и иными правовыми актами города Москвы в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных бюджету города в порядке, предусмотренном статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также за счет и в пределах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых бюджету Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в порядке, предусмотренном статьей 133(2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за счет средств бюджета города.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 23 мая 2012 года N 20; в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом города Москвы от 30 апреля 2014 года N 19. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9. Расходные обязательства муниципальных образований

1. Расходные обязательства муниципальных образований обуславливаются полномочиями, регламентируемыми законами города Москвы:

1) об организации местного самоуправления в городе Москве;

2) о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Москвы.

2. Расходные обязательства муниципальных образований, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, исполняются за счет доходов бюджетов муниципальных образований, определяемых в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, дотаций из бюджета города, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, и источников финансирования дефицита бюджетов муниципальных образований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»