Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2008 года N 708-ПП

О Концепции формирования в городе Москве
сети бездотационных домов для предоставления
жилых помещений гражданам по договорам найма
*О)

(с изменениями на 24 апреля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 октября 2016 года на основании
постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 588-ПП
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2010 года N 88-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 10, 16.02.2010);

постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 376-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 28, 18.05.2010);

постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 27.06.2012) (о порядке вступления в силу см. пункт 13 постановления Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП).    

постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 30.04.2013).

____________________________________________________________________



В целях повышения доступности жилья для граждан, постоянно проживающих в городе Москве не менее 10 лет, создания условий для упорядочения отношений на городском рынке найма жилья и развития в городе Москве системы долгосрочного найма жилых помещений, а также выполнения постановления Правительства Москвы от 23 января 2007 года N 24-ПП "О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов и задании на 2010 год" Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию формирования в городе Москве сети бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договорам найма (приложение).

2. Пункт утратил силу с 11 мая 2013 года - постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП. - См. предыдущую редакцию.

3. Установить, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:

3.1. Пункт утратил силу с 1 января 2013 года - постановление Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП. - См. предыдущую редакцию.     

3.2. Осуществляет ведение общего учета понесенных затрат на создание, содержание и ремонт объектов сети бездотационных домов.

4. Пункт утратил силу с 27 июня 2012 года - постановление Правительства Москвы от 15 июня 2012 года N 272-ПП. - См. предыдущую редакцию.

5. Пункт утратил силу с 16 февраля 2010 года - постановление Правительства Москвы от 2 февраля 2010 года N 88-ПП. - См. предыдущую редакцию.

     

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2013 года постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2013 года N 263-ПП. - См. предыдущую редакцию)



Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 5 августа 2008 года N 708-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
формирования в городе Москве сети бездотационных
 домов для предоставления жилых помещений гражданам
 по договорам найма

(с изменениями на 24 апреля 2013 года)


I. Введение

Важнейшей задачей, поставленной Правительством Москвы в рамках Среднесрочной жилищной программы "Москвичам - доступное жилье", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 23 января 2007 года N 24-ПП, является сокращение срока ожидания предоставления жилого помещения гражданами, состоящими на жилищном учете (очередниками).

Для решения данной задачи ежегодно наращиваются объемы строительства жилья, направляемого на выполнение городских жилищных программ, увеличиваются объемы финансирования безвозмездных субсидий, предоставляемых очередникам на строительство или приобретение жилья, совершенствуются существующие и разрабатываются новые механизмы улучшения жилищных условий очередников.

В последние годы наряду с бесплатным предоставлением жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования Правительством Москвы приняты и реализуются жилищные программы возмездного улучшения жилищных условий очередников, основанные на оказании им содействия в приобретении жилых помещений в собственность на льготных условиях (по себестоимости строительно-монтажной части работ при приобретении жилья, строящегося по городскому заказу, или с использованием бюджетной субсидии при покупке жилого помещения на рынке жилья).

Приобретение жилья в собственность в рамках городских жилищных программ позволяет очередникам значительно ускорить решение жилищной проблемы. В частности, в период 2005-2007 годов с использованием возмездных форм улучшения жилищных условий решили свои жилищные проблемы более 15,8 тыс. семей очередников (39,2 тыс. человек). Максимальное время ожидания жилья очередниками, воспользовавшимися возмездными формами улучшения жилищных условий, составило в среднем 9,7 лет, в то время как срок ожидания предоставления жилья по договору социального найма составляет около 20 лет.

Вместе с тем применение возмездных форм улучшения жилищных условий имеет ограниченные возможности по сокращению максимального срока ожидания предоставления жилого помещения применительно ко всей массе очередников. Это обусловлено низкой платежеспособностью основной массы очередников, а также ростом выкупных цен на жилье, реализуемое очередникам, в связи с объективным возрастанием себестоимости жилищного строительства по городскому заказу.

Для преодоления данной тенденции в 2007 году был внедрен механизм дифференциации выкупных цен на жилые помещения, приобретаемые очередниками у города, в зависимости от времени их пребывания в очереди и наличия жилищных льгот. Это позволило сместить спрос на жилые помещения, реализуемые очередникам на возмездной основе, в пользу граждан с более ранними сроками постановки на жилищный учет. Вместе с тем реализация данной меры приводит к снижению объемов поступления денежных средств в бюджет города Москвы, компенсирующих затраты, понесенные на строительство жилой площади, направляемой на выполнение соответствующих жилищных программ.

Анализ предпочтений очередников, проведенный на основе их ответов на предложения по участию в различных городских жилищных программах, свидетельствует о следующем. Не более 25% семей граждан, поставленных до 1 января 2000 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (20-25 тыс.семей), располагают возможностями приобрести жилье в собственность в рамках городских жилищных программ с использованием ипотечного жилищного кредитования (социальная ипотека), рассрочки платежа или субсидии на строительство или приобретение жилья, предоставляемой из городского бюджета.

Около 20% семей (17-22 тыс.семей) очередников рассматриваемой группы не имеют возможности приобрести жилье в собственность в связи с отсутствием необходимого уровня доходов (малоимущность) или нежеланием расходовать собственные средства на приобретение жилья ввиду близкого подхода очереди на получение бесплатного жилья с последующей возможностью его приватизации.

Из приведенных данных следует, что сократить максимальные сроки ожидания предоставления жилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, только путем предоставления им жилых помещений на условиях социального найма или продажи в собственность на льготных условиях невозможно и нерационально. В связи с этим в Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" поставлена задача по обеспечению развития в городе Москве системы долгосрочного найма жилых помещений и формирования цивилизованного рынка найма жилья.

С учетом сложившихся особенностей инвестиционно-строительного рынка в городе Москве наиболее реалистичным и перспективным является развитие системы найма жилых помещений в домах, находящихся в собственности города, с оплатой за пользование, содержание и ремонт жилого помещения по полной их стоимости. Это позволит основной массе очередников, не располагающих достаточными средствами для приобретения жилья в собственность, принять решение о найме жилья за вполне доступную плату, не дожидаясь подхода очереди на бесплатное жилье, предоставляемое по договору социального найма. Несмотря на то, что договор найма жилого помещения является срочным, наймодатель в лице уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы гарантирует пролонгацию договора при соблюдении нанимателем его условий. Таким образом, правоотношения найма жилья в таких домах, по сути, можно считать бессрочными и привлекательными для граждан.

Данный механизм улучшения жилищных условий очередников также рационален для города поскольку сокращает затраты городского бюджета на содержание таких жилых помещений. Высвобождаемые средства городского бюджета могут быть перераспределены на решение иных социальных задач в жилищной сфере, в том числе на строительство (формирование) дополнительного количества жилых домов городской системы найма жилых помещений.

Для достижения ощутимого влияния предлагаемого механизма улучшения жилищных условий на сокращение очереди граждан, состоящих на жилищном учете, требуется формирование в составе государственного жилищного фонда города Москвы коммерческого использования значительного количества домов, эксплуатируемых, по сути, в режиме доходных домов с нулевой рентабельностью, не требующих дотирования средств бюджета города Москвы на их содержание и ремонт. Формирование сети домов, жилые помещения в которых будут предназначены только для предоставления по договорам найма установленным категориям граждан, преследует цель решения важной социальной задачи с минимальными затратами и не направлено на создание источника наполнения городского бюджета. В дальнейшем изложении упомянутые дома будут именоваться - бездотационные дома жилищного фонда города Москвы коммерческого использования или бездотационные дома.

Наличие в жилищном фонде города Москвы бездотационных домов предоставит гражданам, состоящим на жилищном учете, право выбора способа улучшения жилищных условий и условий проживания - дожидаться получения бесплатного жилья, площадь которого строго соответствует норме предоставления; приобретать жилье в собственность, неся бремя его содержания; нанимать жилое помещение у города в бездотационном доме в соответствии с располагаемыми доходами и потребностями семьи.

Необходимо отметить, что развитие государственной системы долгосрочного найма жилья в бездотационных домах будет способствовать развитию найма жилых помещений гражданами у иных собственников, преследующих цели высокодоходного и надежного вложения денежных средств и получения прибыли. При этом логика развития социально ориентированной жилищной политики, законодательства и налоговой системы свидетельствует, что правоотношения найма жилого помещения имеют перспективу стать наиболее оптимальной формой решения жилищного вопроса значительной части населения, не состоящего на жилищном учете.

Кроме того, развитие городской системы найма жилых помещений в бездотационных домах, принадлежащих городу, и в доходных домах, принадлежащих частным лицам, приведет к упорядочению отношений в данной сфере и становлению цивилизованного рынка найма жилых помещений в городе Москве. Это создаст условия для повышения доступности жилья для всех категорий москвичей и достижения целей, установленных Среднесрочной жилищной программой "Москвичам доступное жилье".

II. Характеристика реализуемых проектов создания городом
Москвой  бездотационных домов для предоставления
жилых помещений гражданам по договорам найма

Реализация первых проектов создания городом Москвой домов, жилые помещения в которых предоставляются по договорам найма, началась в 2002 году.

Городом был создан первый жилой дом, относящийся к жилищному фонду коммерческого использования, когда в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 12 февраля 2002 года N 118-ПП "О первоочередных мерах по обеспечению прав молодых семей на жилище" и от 1 октября 2002 года N 805-ПП "О Московской программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы" в декабре 2002 года были предоставлены на условиях найма молодыми семьями жилые помещения в доме по адресу: ул.Верхние Поля, д.38, корп.1 (Юго-Восточный административный округ). Этот жилой дом (площадь жилых помещений 38,6 тыс.кв.м, 648 квартир) стал своего рода испытательной площадкой для отработки механизмов создания жилых домов коммерческого использования, предназначенных для решения важной для города социальной задачи.

Установлены следующие условия и порядок предоставления жилья в данном доме:

1. Жилые помещения предоставляются только семьям, категории которых установлены нормативными актами Правительства Москвы (молодым семьям, состоящим на жилищном учете, семьям молодых специалистов, семьям молодых преподавателей, талантливых ученых и аспирантов государственных высших учебных заведений).

2. Площадь предоставляемого семье нанимателя жилого помещения составляет не менее установленной законом нормы предоставления, однако, не более одной комнаты на каждого проживающего.

3. Договор найма заключается на установленный срок (до 5 лет с возможной пролонгацией).

4. Размер платы за наем жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы утверждается постановлением Правительства Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2010 года постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 376-ПП, - см. предыдущую редакцию).

5. Цены на оплату услуг по содержанию и ремонту жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы и предоставленных в пользование по договору найма жилого помещения в бездотационных домах жилищного фонда города Москвы, утверждаются постановлением Правительства Москвы (пункт в редакции, введенной в действие с 29 мая 2010 года постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2010 года N 376-ПП, - см. предыдущую редакцию).

6. Нежилые помещения на первом этаже дома, заселенного молодыми семьями, используются для организации досуга и быта молодых семей, создания семейных центров, проведения воспитательной, образовательной и оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

Средние величины платы за наем жилого помещения в рассматриваемом доме и оказание жилищно-коммунальных услуг в 2007 году представлены в таблице 1.

     

Таблица 1

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ
платы за жилое помещение и коммунальные услуги
нанимателей жилых помещений в жилом доме по адресу:
ул.Верхние Поля, д.38, корп.1 (рублей в месяц)

Тип квартиры

Наем

Техническое
обслуживание

Коммунальные
платежи

Итого

Однокомнатная

1159

735

1449

3342

Двухкомнатная

1265

1092

1862

4219

Трехкомнатная

1653

1509

2466

5628

Накопленный опыт управления домом, предназначенным для найма молодыми семьями по адресу: ул.Верхние Поля, д.38, корп.1, свидетельствует о возможности рассмотрения данного дома в качестве модели для создания в городе Москве системы бездотационных домов жилищного фонда города Москвы коммерческого использования.

Формирование сети подобных домов может осуществляться в рамках жилищного строительства по городскому заказу, а также путем использования существующих высвобождаемых зданий с осуществлением при необходимости их реконструкции или ремонта.

В настоящий момент в Москве на стадии реализации находятся два проекта создания подобных домов, один из которых будет осуществляться посредством строительства нового жилого дома, другой - посредством эксплуатации уже имеющегося дома после проведения необходимых подготовительных процедур.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1131-ПП "Об использовании жилого дома по адресу: ул.Мусы Джалиля, д.8, корп.2 в качестве дома коммерческого использования (доходного дома)" создается дом, в котором все жилые помещения будут предоставляться по договорам найма в приоритетном порядке гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а при их отказе - гражданам, проживающим в городе Москве не менее 10 лет. В ходе реализации данного проекта будут приняты решения по высвобождению жилых помещений и определена необходимость проведения капитального ремонта данного дома. По итогам решения указанных вопросов и проведения соответствующих мероприятий планируется установление категорий граждан, которым будут предоставлены на условиях найма квартиры в доме по указанному адресу. Кроме того, осуществляется разработка предложений об условиях и порядке предоставления жилья очередникам в упомянутом доме.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 278-ПП "О проведении эксперимента по коммерческому использованию жилого дома по адресу: пос.Щербинка, мкр.1, корп.7 для предоставления жилых помещений в нем студенческим семьям" осуществляется строительство бездотационного дома, отвечающего требованиям комфортного проживания, самостоятельной работы в процессе обучения и досуга студенческих семей.

Предусмотрены следующие условия предоставления жилых помещений студенческим семьям:

- для участия в проекте оба супруга студенческой семьи должны находиться на 1-3 году обучения в высшем учебном заведении при 4-летнем обучении, на 1-4 году обучения при 5-летнем обучении и на 1-5 году обучения при 6-летнем обучении;

- один из супругов студенческой семьи в обязательном порядке должен постоянно проживать в городе Москве и состоять на жилищном учете в городе Москве по месту жительства. Данное требование обусловлено законодательными ограничениями предоставления жилья категориям граждан согласно нормативным правовым актам города Москвы;

- в составе семьи должны иметься дети (при отсутствии детей учитывается предоставление справки, подтверждающей наличие беременности сроком не менее 28 недель). Данное требование обусловлено необходимостью решения ряда социальных задач: создание благоприятных условий для получения студентами качественного образования в целях подготовки квалифицированных кадров; защита прав ребенка; содействие улучшению демографической ситуации;

- семьи должны состоять из супругов - граждан Российской Федерации в возрасте до 35 лет. Введение возрастного ценза для участия в проекте корреспондирует с условиями участия в программе "Молодой семье - доступное жилье".

Жилые помещения в рассматриваемом бездотационном доме будут предоставляться студенческим семьям путем заключения договора краткосрочного найма жилого помещения. Условия такого договора отвечают особенностям проживания данной категории граждан в период их обучения в соответствующем учебном заведении. Прежде всего, это касается срока действия договора. В соответствии со статьей 683 Гражданского кодекса Российской Федерации максимальный срок договора - 1 год (с возможностью его последующей пролонгации). Предоставление жилых помещений студенческим семьям будет осуществляться по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»