ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2007 года N 24-ПП
О Среднесрочной жилищной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов и задании на 2010 год
(с изменениями на 22 ноября 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2021 года N 2237-ПП
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 1 апреля 2008 года N 248-ПП (Тверская, 13, N 48-49, 17.04.2008);
постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 года N 774-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 51, 09.09.2008);
постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2009 года N 76-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 10, 17.02.2009);
постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 года N 1355-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 22.12.2009);
постановлением Правительства Москвы от 3 июня 2011 года N 243-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 33, 10.06.2011);
постановлением Правительства Москвы от 3 июля 2015 года N 406-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 06.07.2015);
постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2016 года N 772-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 66, 29.11.2016).
____________________________________________________________________
Правительство Москвы последовательно реализует жилищную политику, направленную на повышение доступности жилья для граждан, в том числе состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ежегодно город Москвы наращивает объемы жилищного строительства, принят и совершенствуется комплекс социальных жилищных программ, реализуются меры, направленные на повышение возможности жителей города Москвы использовать собственные доходы и имущество для приобретения жилья. В городе реализуются меры по выполнению задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Вместе с тем, ряд факторов, отличающих Москву от других субъектов Российской Федерации, таких как привлекательность недвижимости в жилищной сфере в Москве в качестве высокодоходного объекта инвестиций, рост покупательной способности отдельных групп граждан, в том числе жителей других регионов страны и зарубежья, обуславливают значительный рост спроса на московское жилье и, как следствие, рост цен на него. Отсутствие законодательного регулирования этих проблем и невозможность исправить положение путем принятия городских нормативных актов создают дополнительные проблемы при реализации национального проекта.
Кроме того, увеличение разрыва между ценами на жилье и доходами основной массы москвичей стало основной причиной резкого снижения доступности жилья в городе Москве для его жителей (с июля 2005 года по октябрь 2006 года - в два раза).
Несмотря на усилия города Москвы по сокращению очереди граждан, постоянно проживающих в Москве не менее десяти лет и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем обеспечения их жилыми помещениями, можно констатировать лишь стабилизацию их количества на уровне 2003 года. В результате срок ожидания предоставления жилого помещения сокращается недостаточно быстро.
В целях дальнейшей реализации в Москве задач, поставленных в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", повышения качества жизни москвичей, проведения эффективной социальной жилищной политики Правительство Москвы
постановляет:
1. Признать ситуацию, сложившуюся с обеспечением доступности жилья в городе Москве для граждан, постоянно проживающих в Москве не менее десяти лет, острой, требующей принятия оперативных мер правового, организационного, административного и экономического характера, направленных на создание протекционистского режима при реализации москвичами права на жилище.
2. Для преодоления сложившейся ситуации (п.1) считать необходимым осуществить комплекс мер, направленных на:
- реализацию городом Москвой протекционистской политики на рынке недвижимости в жилищной сфере и защиту прав москвичей при приобретении жилых помещений в собственность или пользовании за доступную плату;
- сокращение максимального срока ожидания предоставления жилого помещения гражданам, состоящим на жилищном учете, до десяти лет;
- активное привлечение кредитных организаций и профессиональных участников рынка недвижимости в жилищной сфере к реализации жилищной политики города Москвы;
- вовлечение семей москвичей, ожидающих рождения или усыновления, или воспитывающих малолетних детей, в том числе многодетных и молодых семей, в возмездные способы улучшения жилищных условий с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки;
- создание в городе Москве цивилизованного рынка найма, поднайма, мены и обмена жилых помещений.
3. Утвердить Среднесрочную жилищную программу "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов и задание на 2010 год (далее - Среднесрочная жилищная программа) (приложение).
4. Считать основными задачами социальной жилищной политики города Москвы на период до 2010 года:
4.1. Обеспечение благоприятных организационно-правовых и экономических условий для развития городского рынка жилья, обеспечивающих возможность приобретения москвичами в пользование или в собственность жилых помещений за доступную плату.
4.2. Оказание организационной поддержки в создании и обеспечении деятельности специализированных жилищно-строительных кооперативов (далее - СЖСК), осуществляющих финансирование жилищного строительства путем участия различных групп москвичей в паенакоплении, в том числе с использованием ипотечного жилищного кредитования.
4.3. Осуществление дополнительной дифференцированной поддержки следующих категорий москвичей при выборе ими возмездных форм предоставления жилых помещений:
- принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года и являющихся внеочередниками;
- молодых семей, ожидающих рождения ребенка или воспитывающих детей до пяти лет, многодетных семей москвичей с несовершеннолетними детьми, при условии постановки их на жилищный учет.
4.4. Введение механизмов субсидирования (компенсации) платы за наем жилых помещений в частном жилищном фонде и поднаем для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
4.5. Разработку и реализацию мер, обеспечивающих дифференциацию цен на жилые помещения, реализуемые из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или с использованием механизма социальной ипотеки, в зависимости от времени пребывания граждан в очереди и наличия жилищных льгот.
4.6. Повышение эффективности использования жилищного фонда в целях сокращения расходования средств бюджета города Москвы.
5. Установить, что достижение целей и выполнение задач Среднесрочной жилищной программы основано на выполнении в полном объеме заданий, установленных постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 года N 268-ПП "О Среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 годов и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы:
6.1. Формировать жилищные программы города Москвы в рамках объемов, мероприятий и задач, установленных Среднесрочной жилищной программой.
6.2. Осуществлять государственный учет и управление жилищным фондом города Москвы, в том числе отнесение жилых помещений к видам жилищного фонда в зависимости от целей использования, установленных статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также продолжить заключение гражданско-правовых договоров в отношении жилых помещений из жилищного фонда города Москвы в порядке, установленном законодательством города Москвы и городскими жилищными программами.
6.3. В первом полугодии 2007 года разработать и представить на утверждение Правительства Москвы программу поддержки и развития товариществ собственников жилья в городе Москве на 2007-2009 годы.
6.4. Обеспечить:
6.4.1. Создание и ведение Реестра участников городских жилищных программ по направлениям, установленным правовыми актами города Москвы.
6.4.2. Создание и ведение Реестра договоров пользования жилыми помещениями жилищного фонда города Москвы.
6.4.3. Пункт утратил силу с 21 июня 2011 года - постановление Правительства Москвы от 3 июня 2011 года N 243-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6.5. В установленном порядке расторгать договоры аренды жилых помещений до истечения срока их действия с организациями, имеющими задолженности или более двух просрочек по оплате за жилые помещения, а также использующими не по назначению жилые помещения, переданные им для обеспечения определенных групп работников. Освобождаемые жилые помещения направлять на реализацию в рамках городских жилищных программ, а также для использования на условиях городских доходных домов.
6.6. В 2007-2010 годах осуществить по мере истечения срока действия расторжение договоров аренды жилых помещений и организовать заключение договоров социального найма, найма жилых помещений или передачи их в собственность граждан при наличии оснований, определенных жилищным законодательством и правовыми актами города Москвы. Освобождаемые жилые помещения направлять на реализацию в рамках городских жилищных программ.
6.7. До 1 марта 2007 года представить в Правительство Москвы предложения по порядку определения директивной выкупной цены на жилые помещения, реализуемые из жилищного фонда города Москвы, с рассрочкой платежа или с использованием механизма социальной ипотеки, предусматривающие дифференциацию выкупных цен в зависимости от времени пребывания граждан в очереди и наличия жилищных льгот.*6.7)
6.8. С учетом того, что 2007 год объявлен в городе Москве Годом ребенка, включить в программу обеспечения жилыми помещениями в 2007 году семьи, имеющие пять и более детей и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
6.9. Совместно с Ассоциацией московских банков разработать в 2007 году рекомендации о возможности приостановления платежей по кредиту в рамках городских жилищных программ на срок декретного отпуска граждан - участников программ.
6.10. Предусмотреть возможность пересмотра графика выплат в погашение долга по договору купли-продажи с рассрочкой платежа в рамках городских жилищных программ с учетом снижения размера выплат на период декретного отпуска (при согласии граждан - участников программ).
6.11. В целях упорядочения и повышения эффективности использования городского жилищного фонда провести в 2007-2009 годах перерегистрацию граждан, состоящих на жилищном учете, с использованием необходимой информации, представленной департаментами, комитетами и иными городскими организациями.
6.12. Обеспечить ежегодное формирование СЖСК из числа москвичей, постоянно проживающих в городе Москве на законных основаниях не менее десяти лет, с преимущественным правом на участие в СЖСК москвичей, состоящих на жилищном учете.
6.13. В 2007 году подготовить проект закона города Москвы о предоставлении гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсаций на оплату найма жилых помещений в частном жилищном фонде или поднайма в государственном жилищном фонде для внесения его в установленном порядке в Московскую городскую Думу.
6.14. Совместно с Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы осуществить в порядке эксперимента в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2007-2008 годы строительство доходного дома, жилые помещения в котором будут передаваться для временного проживания студенческим и молодежным семьям.
6.15. В первом полугодии 2007 года разработать правила и порядок заключения договоров о пользовании жилыми помещениями в доходных домах, а также установить круг лиц, имеющих право пользования жилыми помещениями в доходных домах.
6.16. Совместно с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы разработать и представить в Правительство Москвы до 1 ноября 2007 года концепцию развития доходных домов в городе Москве с различными уровнями платы за пользование, ориентированными на различные категории граждан. Доходные дома эконом-класса, в том числе с низким или нулевым уровнем рентабельности, могут строиться в рамках городского заказа.
6.17. Пункт утратил силу со 2 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 года N 1355-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6.18. Пункт утратил силу со 2 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 года N 1355-ПП. - См. предыдущую редакцию.
6.19. Ежегодно при формировании Адресной инвестиционной программы города Москвы на очередной финансовый год, начиная, в порядке эксперимента, с Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2008 год, представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы в установленном порядке заявку на выделение средств, необходимых для приобретения жилых помещений на рынке недвижимости, с целью их последующего использования для реализации городских жилищных программ в пределах предусмотренных объемов.
6.20. Совместно с Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" в I квартале 2007 года разработать примерные формы договоров найма в частном жилищном фонде и поднайма, а также рекомендации для москвичей по их применению.
6.21. Совместно с префектурами административных округов города Москвы:
6.21.1. Обеспечить сбалансированную по срокам и объемам реализацию городских жилищных программ, не допуская необоснованного установления приоритетности одной из программ над другими.
6.21.2. При принятии в установленном порядке решений о предоставлении жилых помещений москвичам обеспечивать повышение эффективности использования жилищного фонда города Москвы, добиваясь сокращения расхода площади на одного члена семьи до нормы, установленной законодательством города Москвы, и увеличения показателя эффективности расходования жилищного фонда социального использования, который определяется как отношение количества квартир, затраченных в течение года на обеспечение граждан, состоящих на жилищном учете, к количеству граждан, снятых с жилищного учета вследствие обеспечения их жилыми помещениями по городским жилищным программам.
6.22. Подготовить в 2007 году (при необходимости - совместно с другими органами исполнительной власти города Москвы) проекты постановлений Правительства Москвы о следующих законодательных инициативах Московской городской Думы в установленном порядке:
6.22.1. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части предоставления земельных участков на внеконкурсной основе для реализации социальных жилищных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
6.22.2. О внесении в гражданское законодательство Российской Федерации изменений в части установления преимущественного права органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на покупку недвижимости в жилищной сфере на условиях, предлагаемых продавцом.
6.22.3. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, обеспечивающим право граждан на жилище, получать из налоговых органов, Федеральной регистрационной службы, иных федеральных органов власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимую информацию для реализации социальных программ помощи гражданам, а также информацию о сделках, совершенных гражданином с недвижимостью в жилищной сфере за последние пять лет, а также из органов ЗАГС - информацию о смерти одиноко проживающих нанимателей и собственников жилых помещений.
6.22.4. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части возможности субъектов Российской Федерации дифференцировать ставки земельного налога, подлежащего уплате лицами, являющимися собственниками жилых помещений.
6.22.5. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части увеличения ставок по налогу на имущество физических лиц в виде жилых помещений.
6.23. Осуществлять информационное взаимодействие с профессиональными участниками рынка недвижимости в жилищной сфере в городе Москве в целях оказания содействия москвичам - участникам социальных жилищных программ.
7. Руководителям комплексов экономической политики и развития города Москвы, архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы при подготовке аналитической информации о поданных заявках на участие в инвестиционных конкурсах и аукционах для рассмотрения Городской конкурсной комиссией по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов включать раздел об имеющихся нарушениях организациями прав соинвесторов - физических лиц при реализации инвестиционных проектов.
При размещении государственного заказа и приеме заявок на участие в инвестиционных конкурсах, аукционах и подрядных торгах устанавливать в качестве требования к участникам размещения заказа отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
8. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечить на стадии проектирования наличие на первых этажах многоквартирных домов-новостроек, строящихся за счет средств бюджета города Москвы:
- нежилых помещений без конкретной технологии для размещения досуговых центров для работы с детьми и подростками, пунктов проката спортивного и иного инвентаря, комнат для семейного отдыха;
- пандусов и помещений для хранения детских колясок и велосипедов.
9. Возложить на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" следующие функции координатора в городе Москве рынка найма, имущественного найма (аренды), поднайма, обмена и мены жилых помещений, расселения коммунальных квартир:
- оказание посреднических, организационных, информационных и консультационных услуг при осуществлении сделок с недвижимостью, включая наем, имущественный наем (аренду), поднаем, мену и обмен жилыми помещениями;
- оказание услуг собственникам и нанимателям жилых помещений по управлению сдаваемыми внаем и поднаем жилыми помещениями, в том числе обеспечение полноты и своевременности получения платы за пользование жилыми помещениями;
- предоставление гражданам гарантий юридической чистоты сделок с недвижимостью в жилищной сфере, совершаемых при участии Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья";