ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2007 года N 139
Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы" отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2006 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях, Московская городская Дума
постановляет:
1. Принять отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2006 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
ОТЧЕТ
о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы
в 2006 году, результатах контрольных мероприятий,
вытекающих из них выводах, рекомендациях
и предложениях
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы в 2006 году, результатах контрольных мероприятий, вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 38 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно-счетной палате Москвы".
План работы Контрольно-счетной палаты Москвы (далее - КСП Москвы, Палата) на 2006 год выполнен в полном объеме. Всего проведено 125 контрольных мероприятий, в том числе 69 проверок, 17 обследований и 39 экспертиз. Палатой проведено восемь комплексных контрольных мероприятий, включая внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета города Москвы за 2005 год, охватывающих все сферы городского хозяйства. Из общего числа контрольных мероприятий тематика в 34 случаях была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 38 мероприятий проведено по поручению Московской городской Думы, 36 - по поручению Мэра Москвы, 17 - по инициативе Коллегии КСП Москвы.
Перечень контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2006 году, содержится в приложении 1 к настоящему Отчету.
Контрольные мероприятия были проведены в отношении 363 организаций, 136 мероприятий с выходом на объект, в том числе 4 - входящих в Комплекс экономической политики и развития города Москвы; 2 - в Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы; 10 - в Комплекс социальной сферы города Москвы; 5 - в Комплекс городского хозяйства города Москвы, а также 18 организаций, не входящих в состав комплексов городского управления, 14 внутригородских муниципальных образований. Проверки и обследования проведены Палатой в 20 государственных унитарных предприятиях, 32 городских учреждениях, 31 иной организации. Камеральными проверками в 2006 году было охвачено 227 организаций.
Органами государственной власти города Москвы с учетом результатов контрольных мероприятий КСП Москвы, проведенных в 2006 году, принято 43 правовых акта, из них: 6 законов города Москвы, 29 постановлений Правительства Москвы, 8 распоряжений Правительства Москвы. Их перечень содержится в приложении 2 к настоящему Отчету.
Основные особенности контрольной работы Палаты в 2006 году определялись необходимостью мониторинга реализации национальных проектов, внедрения новых форм контроля, а также унификации проведения традиционных контрольных мероприятий. В 2006 году в форме аудита эффективности было проведено 8 проверок, в том числе 4 - по оценке реализации программ и проектов. В целях обеспечения единообразия и полноты оценок аналогичных, типовых ситуаций утвержден и с начала 2006 года применяется и актуализируется Классификатор нарушений, недостатков и их последствий, выявляемых КСП Москвы.
По итогам контрольных мероприятий Палатой выявлено 140 нарушений действующего законодательства, имеющих стоимостную оценку, на общую сумму тыс.рублей, в том числе 16 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 103698,0 тыс.рублей. Данные по таким нарушениям приведены в приложении 3 к настоящему Отчету.
Следствием выявленных нарушений и неэффективной деятельности субъектов бюджетного процесса города Москвы стали недопоступление средств в бюджет, избыточные, безрезультатные и непроизводительные расходы бюджетных средств, утрата и недопоступление государственной собственности на общую сумму 1877958,5 тыс.рублей:
Суммы (тыс.рублей) | ||||||
выявлено | подлежит | возмещено | ||||
Недопоступление средств в бюджет, в том числе: | 435820,8 | 49760,2 | 0 | |||
за счет нарушений | 425464,1 | 49760,2 | 0 | |||
за счет недостатков | 10356,7 | 0 | 0 | |||
Избыточные расходы бюджетных средств, в том числе: | 553117,5 | 60687,8 | 873,94 | |||
за счет нарушений | 179701,8 | 43944,1 | 865,04 | |||
за счет недостатков | 373415,7 | 16743,7 | 8,9 | |||
Безрезультатные расходы, в том числе: | 684190,5 | 147018,2 | 21550,9 | |||
за счет нарушений | 121341,0 | 95272,3 | 11725,4 | |||
за счет недостатков | 562849,5 | 51745,9 | 9825,5 | |||
Непроизводительные расходы бюджетных средств (за счет нарушений) | 15000,0 | 0 | 0 | |||
Утрата государственной собственности (за счет нарушений) | 213,6 | 213,6 | 213,6 | |||
Недопоступление государственной собственности (за счет недостатков) | 189616,1 | 30275,1 | 30275,1 | |||
Итого: | 1877958,5 | 287954,9 | 52913,54 |
Также в ходе проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2004-2005 годах ГУП "Московское агентство по энергосбережению" на строительство газотурбинных установок, предотвращено необоснованное завышение стоимости строительства объектов в объеме 6751,7 тыс.рублей. По результатам проверки обоснованности сумм расходов, предъявляемых к оплате транспортных услуг в связи с изменением тарифов за обслуживание легкового автотранспорта, Департаментом финансов города Москвы закрыты ассигнования по префектурам административных округов города Москвы в размере 26492,3 тыс.рублей как необоснованно запланированные на оплату услуг легкового автотранспорта в связи с изменением тарифов.
По итогам проведенного в 2005 году обследования выполнения рекомендаций, данных КСП Москвы по результатам проверки правильности и эффективности расходования бюджетных средств ГУП МосНПО "Радон", материалы Палаты были направлены в Прокуратуру города Москвы. В 2006 году ООО "Русский клинок" было принято решение о передаче в качестве дара городу Москве нежилого здания, расположенного по адресу: город Москва, Волжский бульвар, квартал 113А, корп.1. Таким образом, произведен возврат в собственность города Москвы имущества рыночной стоимостью 508644,6 тыс.рублей. По результатам проведенной в 2005 году проверки реализации инвестиционного контракта на строительство жилищно-административного комплекса на Андреевской набережной, уч. 3, 4, заключенного между Правительством Москвы и ОАО "Семонтек", в 2006 году в счет задолженности перед городом общей площади в объеме 212 кв. метров передана в собственность города Москвы одна квартира общей площадью 226,3 кв. метра.
Выявленное Палатой необоснованное завышение расходов бюджетных средств, допущенное ОАО Скопинский металлургический комбинат "Металлург" (ОАО СМК "Металлург") в сумме 20834,8 тыс.рублей, согласно распоряжению Правительства Москвы от 2 августа 2006 года N 1505-РП "О мерах по завершению первой очереди реконструкции молибденового производства ОАО СМК "Металлург" г.Скопин Рязанской области" будет учтено при приобретении городом дополнительных акций ОАО Скопинский металлургический комбинат "Металлург".
По итогам контроля Палатой направлены 75 представлений в адрес объектов проверок (обследований), органов исполнительной власти города Москвы, 119 писем в Московскую городскую Думу, 115 писем Мэру Москвы, а также 50 информационных писем в органы исполнительной власти города Москвы и в иные организации. Из содержащихся в указанных документах 263 предложений и рекомендаций, сроки реализации которых истекли: 207 - выполнены полностью, 47 - выполнены частично, 9 - не выполнены. Решениями Коллегии КСП Москвы в 2006 году сняты с контроля 6 предписаний и 29 представлений, в том числе 4 представления - по итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2006 году.
Материалы по проверке законности и целевого использования средств бюджета муниципального образования Даниловское, получающего средства бюджета города Москвы в форме межбюджетных трансфертов в 2005 году, направлены в правоохранительные органы.
В рамках направления "Макроэкономические показатели. Некоторые вопросы национальной экономики. Налоговые доходы" в 2006 году деятельность Палаты была сосредоточена на осуществлении контроля за своевременностью и полнотой поступления налоговых доходов в бюджет, расходованием средств бюджета города Москвы, направленных на развитие таких ключевых сфер экономики, как промышленность, малое предпринимательство, потребительский рынок, и влиянием данных расходов на поступление налоговых доходов в бюджет. Проведено 20 контрольных мероприятий, в том числе 8 проверок (из них 1 в форме аудита эффективности), 2 обследования и 10 экспертиз.
В ходе аудита эффективности использования в 2004-2005 годах бюджетных средств, выделенных на реализацию Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 годы, выявлено, что программа как механизм промышленной политики не учитывает изменившиеся условия реализации экономической политики города, в ней отсутствуют решения по принципиальному изменению условий промышленного развития и взаимосвязи между проектами, обеспечивающими получение интегрального эффекта в экономике города: часть проектов реализуется на предприятиях, расположенных за пределами территории города Москвы; значительная часть средств не направлена на создание мощностей по выпуску промышленной продукции; финансируются проекты по выпуску конечной продукции, потребности в которой в городе Москве полностью удовлетворяются существующими мощностями; бюджетные ассигнования на льготных условиях выделяются бизнесу, обладающему достаточными собственными финансовыми возможностями. Для программы характерно отсутствие системно-программного подхода (единство цели, взаимосвязанные задачи, единство объекта и т.д.), что не позволяет оценить конечный эффект.
Сроки оказания поддержки (2-3 года) стимулируют реализацию "мелких" проектов, неспособных сыграть существенную роль в процессе экономического роста города Москвы. Краткосрочные малобюджетные проекты, охватывающие узкий круг предприятий и организаций промышленности, приводят к получению эффекта только на отдельных участках бизнеса.
Имелись случаи выделения бюджетных средств промышленным предприятиям с нарушением установленного порядка, необоснованного завышения затрат получателями бюджетных средств, отсутствия сведений, необходимых для оценки конечных результатов по ряду мероприятий, профинансированных из бюджета города Москвы, принятия к финансированию заведомо нереалистичных проектов.
Проверка правильности и эффективности расходования бюджетных средств, выделенных в 2004-2006 годах ОАО "Московский комбинат шампанских вин", ОАО "Хлебозавод N 28", ОАО Скопинский металлургический комбинат "Металлург", показала, что завершение реконструкции ОАО Скопинский металлургический комбинат "Металлург" невозможно без принятия срочных мер. Потери бюджета могут составить 477269,9 тыс.рублей.
С учетом результатов указанного контрольного мероприятия принято распоряжение Правительства Москвы от 2 августа 2006 года N 1505-РП, в соответствии с которым на Департамент науки и промышленной политики города Москвы возложены функции государственного заказчика по проектированию и строительству комбината. ОАО Скопинский металлургический комбинат "Металлург" должен представить в Департамент имущества города Москвы технико-экономическое обоснование внесения в уставной капитал комбината объектов первой очереди реконструкции молибденового производства, но не ниже произведенных городом затрат. Кроме того, приказом Департамента науки и промышленной политики города Москвы утвержден регламент контроля за исполнением договоров о предоставлении бюджетного кредита.
Обследованием хода реализации Целевой программы реорганизации производственных территорий города Москвы на период 2004-2006 годов, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2004 года N 107-ПП, установлено, что, несмотря на выполнение значительного объема работ, программа не может быть реализована в установленные сроки по причинам отсутствия стратегического направления в вопросах развития и реформирования существующих в городе производственных территорий, неоправданной затянутости сроков подготовки и межведомственного согласования разрешительной градостроительной документации, отсутствия четко сформулированной методики расчета компенсации городу за инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, а также имущественно-земельных интересов собственников предприятий и общественного мнения жителей города, проживающих по соседству с территориями, на которых планируется осуществлять перебазирование промышленных предприятий.
Обследованием системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в городе Москве установлено, что в федеральных нормативных правовых актах не в полной мере реализованы направления поддержки малого предпринимательства, установленные Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Отсутствие достоверной информации о различных показателях предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства не способствует принятию правильных управленческих решений. В городе Москве создана разветвленная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая более 60 организаций различной организационно-правовой формы, однако вклад некоторых из них в выполнение мероприятий, связанных с поддержкой субъектов малого предпринимательства, является незначительным.
По результатам контроля за расходованием средств бюджета города Москвы, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства, выявлено, что существующая система поддержки и развития малого предпринимательства не способствует в должной мере достижению конечных результатов, определенных Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2004-2006 годы. Развитию субъектов малого предпринимательства препятствуют отсутствие возможности привлечения ими достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей, сокращение имущественной поддержки в виде выделения нежилых помещений на льготных условиях, недостаточная квалификация управленческих кадров субъектов малого предпринимательства.
В результате проверки эффективности и целевого расходования средств на осуществление системы контроля качества и оборота алкогольной продукции за 2005 год выявлено, что разработанная Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы система контроля качества и оборота алкогольной продукции в проверяемом периоде позволила предотвратить поступление в розничную сеть города значительного количества некачественной алкогольной продукции. Вместе с тем отсутствие должного контроля за оборотом алкогольной продукции в городе привело к наличию значительных объемов нелегальной продукции, недопоступлению акцизов в бюджет. Отсутствовал внутренний контроль за деятельностью подведомственных организаций, что явилось причиной ряда нарушений, допущенных подведомственными организациями в целевом и эффективном использовании бюджетных средств, выделенных на финансирование мероприятий системы контроля качества и оборота алкогольной продукции. Департаментом финансов города Москвы ослаблен контроль за обоснованностью потребности в бюджетных средствах на финансирование мероприятий системы контроля качества и оборота алкогольной продукции, что привело к необоснованному завышению соответствующих бюджетных ассигнований.
Приоритетными направлениями деятельности Палаты в сфере "Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, и расходы, связанные с его управлением" в 2006 году являлись:
1) экспертиза действующего законодательства и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования нераспределенной государственной собственности города Москвы через управление казной;
2) анализ эффективности управления и распоряжения государственной собственностью города Москвы;
3) анализ условий формирования доходной части бюджета города Москвы и оценка имеющегося потенциала и путей увеличения поступлений по основным источникам неналоговых доходов городского бюджета.
В 2006 году было проведено 10 контрольных мероприятий по данным направлениям, в том числе одно - совместно с Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы, одно - с Управлением Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.
Итоги аудита эффективности расходования средств, направленных на реализацию среднесрочной городской целевой программы "Развитие земельной реформы в городе Москве на 2004-2006 годы", показали, что не всегда вложение средств в реализацию программных мероприятий влечет за собой достижение требуемого результата. Установлено, в частности, что бюджетные вложения в межевание жилых кварталов практически не привели к увеличению ни количества площадей с оформленными земельно-правовыми отношениями, ни поступлений в бюджет города от регулярных земельных платежей.
В ходе указанного контрольного мероприятия были установлены факты нецелевого использования бюджетных средств, а также факты завышения стоимости выполненных работ, что привело к необоснованному увеличению расходов бюджета. В связи с этим на основании представлений Палаты Департаментом финансов города Москвы были взысканы бюджетные средства с Департамента земельных ресурсов города Москвы на общую сумму 3599,9 тыс.рублей.
Обследование эффективности управления долями города в уставных капиталах хозяйствующих субъектов с учетом развития практики управления с участием доверительных управляющих показало, что в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации продолжается практика выделения бюджетных инвестиций и средств на участие города в уставных капиталах открытых акционерных обществ (далее - ОАО) в отсутствие утвержденной программы приобретения имущества в государственную собственность города Москвы. Продолжается также практика финансирования указанных расходов без наличия технико-экономических обоснований инвестиционных вложений. Но даже при их наличии, как правило, отсутствуют предусмотренные действующим порядком заключения отраслевых органов и экспертные заключения на технико-экономическое обоснование. Такая практика является не только прямым нарушением положений действующего бюджетного законодательства, но и не способствует повышению эффективности использования бюджетных средств.
Обследование затратности процедур ликвидации и банкротства государственных унитарных предприятий, а также эффективности использования имущества ликвидируемых предприятий показало, что Департаментом имущества города Москвы не используются в полной мере возможности по минимизации расходов бюджета, которые направляются на ликвидацию предприятий, предоставляемые федеральным законодательством, в том числе законодательством о регистрации юридических лиц (в части исключения недействующих юридических лиц из единого реестра по решению регистрирующего органа) и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных нужд (в части конкурсного размещения заказов на проведение работ по ликвидации предприятий). Кроме того, действующая в настоящее время система договоров со специализированными предприятиями не позволяет Департаменту имущества города Москвы контролировать ход ликвидации практически 30 процентов ликвидируемых предприятий, что также приводит к дополнительным расходам бюджета.