ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 года N 672-ПП
О Городской целевой программе по энергосбережению
на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 января 2010 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 29 декабря 2009 года N 1499-ПП
____________________________________________________________________
Государственная энергосберегающая политика, проводящаяся в городе Москве через реализацию программ энергосбережения, имеет системный характер.
Городская программа по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве (далее - Городская программа), утвержденная постановлением Правительства Москвы от 09.10.2001 N 912-ПП, позволила наметить конкретные мероприятия на перспективу до 2003 года, скоординировать эту работу и установить контроль за ее выполнением. Городская программа сыграла значительную роль в обеспечении комплексного подхода к энергосбережению в городе, позволив установить перспективные направления и определить требования по экономии энергоресурсов во всех отраслях городского хозяйства, в частности, в топливно-энергетическом, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительном комплексе, промышленности, на транспорте, в социальной сфере города.
Проведенный анализ выполнения Городской программы позволяет сделать вывод о том, что мероприятия по энергосбережению в течение 2001-2003 годов выполнялись в соответствии с утвержденным планом.
Экономический эффект от энергосберегающих мероприятий по отраслям городского хозяйства в целом достиг ожидаемого эффекта и составил 836,87 тыс.ту.т. при запланированном показателе 818,2 тыс.ту.т.
В развитие Городской программы были разработаны и утверждены Правительством Москвы Порядок стимулирования энергосбережения в организациях Комплекса социальной сферы Правительства Москвы и Положение о порядке стимулирования энергосбережения в системе жилищного хозяйства города Москвы.
Утвержденная Правительством Москвы Концепция внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство определила цели и задачи перспективной программы по энергосбережению на 2004-2010 годы, задания по снижению объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов, сокращению объема дотаций и бюджетных расходов, определила необходимые меры по их достижению за счет проведения научно-технических, технических и организационно-технических мероприятий.
В целях дальнейшего развития и систематизации деятельности по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех отраслях городского хозяйства Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Городскую целевую программу по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года (далее - Программа), согласно приложению.
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести на рассмотрение Московской городской Думы Городскую целевую программу по энергосбережению на 2004-2008 годы в установленном порядке.
3. Возложить на Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы функции государственного заказчика-координатора Программы.
4. Возложить функции государственных заказчиков-соисполнителей по реализации мероприятий Программы на:
4.1. Департамент науки и промышленной политики города Москвы.
4.2. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
4.3. Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.
4.4. Департамент здравоохранения города Москвы.
4.5. Департамент образования города Москвы.
4.6. Департамент социальной защиты населения города Москвы.
4.7. Департамент транспорта и связи города Москвы.
4.8. Комитет физической культуры и спорта города Москвы.
4.9. Комитет по культуре города Москвы.
4.10. Префектуры административных округов города Москвы (на территориях соответствующих административных округов).
5. Департаменту экономической политики и развития города Москвы при формировании проектов бюджета города Москва на 2005-2010 годы включать Программу в перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города Москвы.
6. Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год по соответствующим разделам и статьям бюджетной классификации.
7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложению государственного заказчика-соисполнителя по реализации мероприятий Программы - Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и государственного заказчика-координатора Программы - Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы предусматривать в инвестиционных программах города Москвы на 2005-2010 годы выполнение мероприятий Программы в пределах выделенных лимитов капитальных вложений.
8. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы при формировании Программы развития науки и технологий включать по заявкам Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы и государственных заказчиков-соисполнителей по реализации мероприятий Программы научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предусмотренные Программой (п.1), за счет и в пределах средств, планируемых в бюджете города Москвы по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" на соответствующий год.
9. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы и государственным заказчикам-соисполнителям по реализации мероприятий Программы:
9.1. Обеспечить выполнение заданий Программы по повышению энергоэффективности на территории города Москвы.
9.2. Осуществлять координацию работы с соответствующими федеральными органами государственного управления - государственными заказчиками федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года по обеспечению выполнения заданий этой программы в организациях и учреждениях федеральной бюджетной сферы, расположенных в городе Москве.
10. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы:
10.1. Совместно с Региональной энергетической комиссией города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, государственными заказчиками-соисполнителями по реализации мероприятий Программы до 1 декабря 2004 года разработать комплекс мер по привлечению внебюджетных средств к осуществлению мероприятий Программы.
10.2. Совместно с Региональной энергетической комиссией города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов города Москвы в IV квартале 2004 года рассмотреть вопрос о целесообразности создания городского целевого бюджетного фонда энергоэффективности и энергосбережения.
10.3. В срок до 1 января 2005 года разработать и утвердить в установленном порядке Положение об организации мониторинга выполнения заданий Программы по повышению энергоэффективности в экономике и социальной сфере города.
10.4. С учетом проводимой федеральными органами государственной власти работы по внесению изменений в Федеральный закон от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы в IV квартале 2004 года проект закона города Москвы "Об энергосбережении в городе Москве".
10.5. Совместно с государственными заказчиками-соисполнителями по реализации мероприятий Программы, ФГУ "Мосгосэнергонадзор" обеспечивать проведение мониторинга реализации Программы с предоставлением ежегодно в I квартале в Правительство Москвы отчета о ходе ее выполнения в части реализации энергосберегающих мероприятий в прошедшем году и об использовании ресурсов, выделенных на ее реализацию.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Городская целевая программа по энергосбережению
на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года
1. Настоящая Программа разработана исходя из требований Федерального закона "Об энергосбережении", Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", данных прогноза социально-экономического развития Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов.
2. Программа сформирована с учетом опыта подготовки и реализации целевых городских программ и решений органов управления, связанных с выполнением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности в г.Москве. Участниками Программы являются все профильные городские структуры.
3. Программа подготовлена на основе анализа существующего состояния энергосбережения в отраслях экономики и социальной сферы столицы, результатов выполнения Городской программы по энергосбережению в 2001-2003 годы в г.Москве, динамики и структуры энергопотребления в различных отраслях городского хозяйства, исходя из существующей структуры управления производством и потреблением энергоресурсов, с учетом оценки финансовых ресурсов города и сторонних инвесторов на инвестирование Программы и эффективного их расходования.
4. При разработке Программы учитывались действующие в городе целевые программы по развитию науки и промышленности, жилищного строительства, Генеральный план развития г.Москвы на период до 2020 года, градостроительные планы административных округов, а также принятые решения Правительства Москвы "О развитии генерирующих мощностей в городе Москве" (N 3-ПП от 13.01.2004) и "Об основных направлениях развития системы теплоснабжения города Москвы на период до 2020 года" (N 365-ПП от 01.06.2004)
5. Основу Программы составляет система энергосберегающих мероприятий, сгруппированных по девяти разделам и семи целевым подпрограммам, структурированным по результатам, источникам, объемам финансирования, позволяющим охватить все основные сферы жизнедеятельности города, а также обеспечить комплексный подход к повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере как по городу в целом, так и на уровне административных округов.
6. Программа ориентирована на:
- повышение надежности и устойчивости энергообеспечения потребителей города, сдерживание роста нагрузки платежей на население и городской бюджет за счет роста энергоэффективности в экономике социальной сфере Москвы;
- реализацию государственной энергосберегающей политики на основе модернизации действующей энергетической базы города и энергетических хозяйств организаций - потребителей энергетических ресурсов;
- сокращение расходов городского бюджета на энергообеспечение организаций бюджетной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- повышение конкурентоспособности продукции московских предприятий;
- снижение негативной антропогенной нагрузки на природную среду;
- развитие нормативно-правовой базы энергосбережения;
- реализацию эффективной инвестиционной и инновационной политики в сфере энергосбережения;
- стимулирование производителей и потребителей энергоресурсов в экономном их расходовании.
7. Финансирование Программы будет обеспечиваться за счет бюджетных и внебюджетных средств.
8. Программа предусматривает создание Департаментом топливно-энергетического хозяйства города Москвы Дирекции по управлению Программой, деятельность которой будет направлена на:
- организацию мониторинга выполнения программных мероприятий;
- координацию деятельности исполнителей;
- содействие финансовому обеспечению программных мероприятий;
- достижение контрольных показателей - индикаторов реализации Программы и получение предложений по корректировке этих показателей;
- подготовку отчетов о выполнении Программы и подготовку предложений по корректировке мероприятий, исходя из текущей ситуации.
Наименование программы | Городская целевая программа по энергосбережению на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года | ||||||
Основание для разработки Программы | |||||||
Государственный заказчик - координатор Программы | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы | ||||||
Государственные заказчики - соисполнители Программы | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы | ||||||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | |||||||
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы | |||||||
Департамент здравоохранения города Москвы | |||||||
Департамент образования города Москвы | |||||||
Департамент социальной защиты населения города Москвы | |||||||
Департамент транспорта и связи города Москвы | |||||||
Комитет физической культуры и спорта города Москвы | |||||||
Комитет по культуре города Москвы | |||||||
Префектуры административных округов города Москвы | |||||||
Разработчики Программы | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Региональная энергетическая комиссия Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Комитет по культуре города Москвы, префектуры административных округов города Москвы, отраслевые структуры управления, ГУП "Московское агентство по энергосбережению", ФГУП "Государственный межрегиональный центр энергосбережения", другие проектные и научные организации | ||||||
Сроки и этапы реализации Программы | Программа осуществляется в период 2004-2010 годов в два этапа: | ||||||
Цель Программы | Целью Программы является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Москве и создание на этой основе условий для устойчивого обеспечения населения и экономики города энергоносителями в условиях прогнозируемого роста валового регионального продукта, перевода экономики города на энергосберегающий путь развития, уменьшения негативного воздействия энергетического хозяйства города на окружающую среду и сдерживание роста платежей городского бюджета и населения за энергоресурсы | ||||||
Основные задачи Программы | Основные задачи: | ||||||
- реализация государственной энергосберегающей политики; | |||||||
- уменьшение в период 2004-2010 годов на 17% расходов городского бюджета на энергообеспечение организаций бюджетной сферы и объектов жилищно-коммунального хозяйства; | |||||||
- сокращение сверхнормативных потерь и непроизводительных расходов энергоресурсов; | |||||||
- совершенствование и увеличение масштабов проведения энергетических обследований; | |||||||
- оснащение к 2006 году объектов бюджетной сферы и ЖКХ приборами учета расхода тепловой энергии и холодной воды; | |||||||
- повышение конкурентоспособности продукции московских предприятий; | |||||||
- снижение негативной антропогенной нагрузки на природную среду; | |||||||
- развитие нормативно-правовой базы энергосбережения; | |||||||
- реализация эффективной инвестиционной и инновационной политики в сфере энергосбережения; | |||||||
- мобилизация внебюджетных источников финансирования программных мероприятий; | |||||||
- стимулирование производителей и потребителей энергоресурсов в экономном их расходовании | |||||||
Основные мероприятия Программы | Основные мероприятия в Программе сгруппированы в семь подпрограмм: | ||||||
- "Энергоэффективность в топливно-энергетическом комплексе"; | |||||||
- "Энергоэффективность в промышленности"; | |||||||
- "Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве"; | |||||||
- "Энергоэффективность в социальной сфере"; | |||||||
- "Энергоэффективность в строительном комплексе"; | |||||||
- "Энергоэффективность в городском транспорте"; | |||||||
- "Основные направления повышения энергоэффективности в административных округах города Москвы" | |||||||
Ожидаемые результаты реализации | Реализация программы позволит перевести экономику города в основном на энергосберегающий путь развития и обеспечить: | ||||||
Программы | - Снижение энергоемкости ВРП за период 2004-2010 годов на 40%; | ||||||
- экономию ТЭР за счет использования энергоэффективных технологий: | |||||||
в 2004-2007 годах - 5,2 млн.т у.т., | |||||||
в 2008-2010 годах - 11,1 млн.т у.т.; | |||||||
- уменьшение потребности в энергоресурсах по сравнению с 2003 годом на: | |||||||
(в процентах) | |||||||
2004-2010 годы | 2004-2007 годы | 2008-2010 годы | |||||
Всего, в том числе: | 17,0 | 9,1 | 8,7 | ||||
Промышленность | 18,8 | 10,0 | 9,7 | ||||
ТЭК | 19,1 | 10,2 | 9,9 | ||||
ЖКХ | 16,5 | 8,8 | 8,4 | ||||
Социальная сфера | 17,1 | 9,2 | 8,7 | ||||
Строительный комплекс | 18,7 | 10,0 | 9,7 | ||||
Городской транспорт | 5,8 | 3,0 | 2,8 | ||||
| |||||||
- оздоровление экологической обстановки: | |||||||
тыс.тонн | |||||||
2004-2010 годы | |||||||
- сокращение вредных выбросов в атмосферу (без СО) | 41 | ||||||
- сокращение выбросов парниковых газов, СО | 27676 | ||||||
- социально-экономическую эффективность: | |||||||
- стоимость сэкономленных энергоресурсов в организациях социальной сферы и ЖКХ составит в период 2004-2010 годов 17 млрд.рублей, | |||||||
- бюджетная эффективность - 80-82%, | |||||||
- общая расчетная эффективность по Программе - 50-55%, | |||||||
- налоговые поступления от реализации программных мероприятий за 2004-2010 годы - 13,6 млрд.рублей, | |||||||
- увеличение в 2004-2010 годах рабочих мест на 30 тыс.человек. | |||||||
Финансовое обеспечение | млн.рублей | ||||||
Программы | 2004-2010 годы | В том числе | |||||
2004-2007 годы | 2008-2010 годы | ||||||
1. Затраты, всего | 24898 | 17616 | 7282 | ||||
в том числе на: | |||||||
- на программные технологические мероприятия | 17196 | 9914 | 7282 | ||||
- на оснащение приборами учета расхода тепловой энергии и воды жилых зданий и объектов социальной сферы | 7702 | 7702 | |||||
2. Источники финансирования: | 24898 | 17616 | 7282 | ||||
2.1. Бюджет города Москвы | 6236 | 3589 | 2647 | ||||
в том числе: | |||||||
- ассигнования, предусмотренные в бюджете города Москвы по соответствующим отраслям и статьям расходов | 5854 | 3427 | 2426 | ||||
- средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы | 382 | 162 | 221 | ||||
2.2. Внебюджетные источники: | 18662 | 14027 | 4635 | ||||
- средства, образованные за счет использования мер тарифного регулирования | 3800 | 2800 | 1000 | ||||
- собственные средства предприятий и организаций | 2608 | 1755 | 853 | ||||
- кредиты банков | 8078 | 7425 | 653 | ||||
- средства от использования лизинговых операций | 4176 | 2047 | 2129 | ||||
Объемы финансирования уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития города и ежегодных бюджетов Москвы. | |||||||
Государственные заказчики ежегодно уточняют перечни первоочередных энергосберегающих проектов и мероприятий, намеченных к финансированию в составе Программы | |||||||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | Государственные заказчики обеспечивают создание и функционирование многоуровневой системы планирования, учета и контроля хода выполнения программных мероприятий. |