Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2001 года N 796


О федеральной целевой программе "Энергоэффективная
экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

(с изменениями на 17 октября 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с завершением реализации федеральной целевой программы
"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года
в 2006 году,

на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

___________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 923;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.

____________________________________________________________________



В целях снижения энергоемкости отраслей экономики России и удовлетворения потребностей страны в энергоносителях Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

В 2006 году завершается реализация федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утвержденной настоящим постановлением, - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.

____________________________________________________________________

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в финансировании Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2001 года N 796

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Энергоэффективная экономика"
на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

(с изменениями на 17 октября 2006 года)

____________________________________________________________________

В 2006 году завершается реализация настоящей федеральной целевой программы  - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 1446-р.

____________________________________________________________________

     

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика"
на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа
"Энергоэффективная экономика" на
2002-2005 годы и на перспективу до
2010 года

Основание и дата принятия
решения о разработке
Программы

Государственный заказчик
- координатор Программы

-



-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 22 января 2001 года N 83-р



Министерство энергетики Российской
Федерации

Государственные заказчики
подпрограмм и разделов
Программы







-









Министерство Российской Федерации по
атомной энергии, Министерство
промышленности, науки и технологий
Российской Федерации, Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации, Министерство транспорта
Российской Федерации, Министерство
путей сообщения Российской Федерации,
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу

Основные разработчики
Программы











-












Министерство энергетики Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по атомной энергии,
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации, Министерство
транспорта Российской Федерации,
Министерство путей сообщения
Российской Федерации, Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу, проектные и научные
организации

Основные цели и задачи
Программы
















-

















реализация основных положений
энергетической стратегии России;
перевод экономики России на
энергосберегающий путь развития за
счет всемерного использования
энергосберегающих технологий и
оборудования, надежное обеспечение
энергоносителями отраслей экономики;
снижение издержек производства в
энергетическом секторе, в том числе на
транспорте, при переработке и
использовании топливно-энергетических
ресурсов потребителями;
снижение негативного воздействия
энергетического сектора на окружающую
природную среду;
сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса

Сроки и этапы реализации
Программы

-

первый этап - 2002-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы

Перечень подпрограмм,
основных мероприятий
и их государственные
заказчики



































-






































подпрограмма "Энергоэффективность
топливно-энергетического комплекса"
(государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации) включает в себя следующие
разделы:
нефтедобывающий комплекс;
модернизация нефтеперерабатывающей
промышленности;
модернизация и повышение надежности
магистральных нефтепроводов и
нефтепродуктопроводов;
газовая отрасль;
угольная промышленность;
электроэнергетика (в части мероприятий
по строительству зон затопления
гидроэлектростанций государственным
заказчиком является Государственный
комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу);
эффективное энергообеспечение
регионов, в том числе северных и
приравненных к ним территорий, на
основе использования нетрадиционных
возобновляемых источников энергии и
местных видов топлива;
создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования и
материалов для
топливно-энергетического комплекса;
экологические аспекты
энергоэффективного развития
топливно-энергетического комплекса,
включая ресурсосберегающую переработку
золошлаковых отходов тепловых
электростанций и снижение выбросов
парниковых газов;
организационные мероприятия и
мониторинг Программы



















































подпрограмма "Безопасность и развитие
атомной энергетики" (государственный
заказчик - Министерство Российской
Федерации по атомной энергии) включает
в себя следующие разделы:
безопасность действующих атомных
электростанций;
строительство атомных электростанций;
продление ресурса энергоблоков атомных
электростанций первого и второго
поколений;
снятие атомных электростанций с
эксплуатации;
топливообеспечение атомных
электростанций;
разработка кадастра перспективных
площадок для размещения атомных
электростанций;
обращение с облученным ядерным
топливом и отходами атомных
электростанций;
инновационная ядерная энергетическая
технология с реактором и топливным
циклом естественной безопасности;
механизм реализации и управления
подпрограммой





































































подпрограмма "Энергоэффективность в
сфере потребления" включает в себя
следующие разделы:
энергоэффективность энергоемких
отраслей промышленности
(государственный заказчик -
Министерство промышленности, науки и
технологий Российской Федерации);
энергоэффективность в сельском
хозяйстве (государственный заказчик -
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации);
энергоэффективность в
жилищно-коммунальном хозяйстве
(государственный заказчик -
Государственный комитет Российской
Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу);
энергоэффективность на транспорте
(государственный заказчик -
Министерство транспорта Российской
Федерации, в части мероприятий в сфере
железнодорожного транспорта -
Министерство путей сообщения
Российской Федерации);
энергоэффективность в организациях
(учреждениях) федеральной бюджетной
сферы (государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации);
энергосбережение в отраслях
топливно-энергетического комплекса
(государственный заказчик -
Министерство энергетики Российской
Федерации)

Исполнители программных
мероприятий  

-  

определяются на конкурсной основе

Объемы и источники
финансирования Программы

-


всего на реализацию Программы
требуется 7004,66 млрд. рублей,
из них за счет средств федерального
бюджета - 50,26 млрд. рублей,

в том числе:

2002-2005 годы - 12,34 млрд. рублей,

2006-2010 годы - 37,92 млрд. рублей

                           

                   

      (млрд. рублей)

                           


                    

  2002-  
  2005   
  годы   

  2006-  
  2010   
  годы   

                           

 Всего              

2958,671

4045,989

                           


 в том числе по     
 государственным    
 заказчикам:        

         

         

                           

 Минэнерго России   

2703,901

3690,349

                           

 Минатом России     

181,66   

286,16   

                           

 Минпромнауки России

34,68    

33,4     

                           

 Минсельхоз России  

4,1      

4,02     

                           

 Минтранс России    

3,76     

4,21     

                           

 МПС России         

5,24     

3,8      

                           

 Госстрой России    

25,33    

24,05    

























Объемы финансирования мероприятий
Программы в 2002-2005 годах уточняются
при разработке прогнозов
 социально-экономического развития
страны и федерального бюджета.
Государственные заказчики ежегодно
уточняют и согласовывают перечень
первоочередных проектов и мероприятий,
намеченных к финансированию,
руководствуясь постановлением
Правительства Российской Федерации от
11 октября 2001 года N 714
и иными
нормативными правовыми актами

Система контроля за
выполнением Программы





-






государственные заказчики обеспечивают
создание и функционирование
многоуровневой системы планирования,
учета и контроля хода выполнения
программных мероприятий в соответствии
с постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня
1995 года N 594

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы




-






реализация Программы позволит
преодолеть негативные тенденции в
развитии отраслей
топливно-энергетического комплекса и
обеспечить:
а) достижение необходимых уровней
добычи и производства
топливно-энергетических ресурсов:

                           

                       

к 2005
году

к 2010
году

                           


 добыча нефти с        
 газовым конденсатом   
 (млн. тонн)           

360    

360-370

                           

 добыча газа           
 (млрд. куб. м)        

620    

635    

                           

 добыча угля           
 (млн. тонн)           

300    

335    

                           


 производство          
 электроэнергии        
 (млрд. кВт. ч)        

1008,8

1158,9







































б) производство первичных
топливно-энергетических ресурсов (к
2005 году - 1543,4 млн. тонн условного
топлива, к 2010 году - 1602-1618 млн.
тонн условного топлива);
в) перевод экономики страны на
энергосберегающий путь развития и
достижение экономии
топливно-энергетических ресурсов за
счет использования современных
технологий (в 2002-2005 годах -
143-156 млн. тонн условного топлива, в
2006-2010 годах - 152-169 млн. тонн
условного топлива);
г) обеспечение безопасной эксплуатации
атомных электростанций;
д) снижение энергоемкости ВВП в 2005
году на 13,4 процента и в 2010 году на
26 процентов по отношению к 2000 году;
е) поэтапное перевооружение отраслей
топливно-энергетического комплекса и
обновление до 2010 года оборудования:
в нефтяной отрасли - на 50 процентов;
в нефтеперерабатывающей промышленности
- на 70 процентов;
в сфере нефте- и
нефтепродуктопроводного транспорта -
на 45 процентов;
в газовой отрасли - на 40 процентов;
в угольной отрасли - на 30 процентов;
в электроэнергетике - на 30 процентов;
ж) сокращение вредных выбросов в
атмосферу и уменьшение загрязнения
окружающей среды;
з) сохранение и расширение экспортного
потенциала топливно-энергетического
комплекса;
и) увеличение рабочих мест на 199 тыс.
человек



I. Обоснование необходимости разработки Программы
и организация ее выполнения

В 2000 году Правительством Российской Федерации были одобрены Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2000 года N 39), а также стратегия развития атомной энергетики России на первую половину ХХI века (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 17). Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся положением в отраслях топливно-энергетического комплекса (далее именуется - ТЭК) и возникшими в экономике страны проблемами, что потребовало переоценки перспективной роли и места ТЭК на разных этапах развития экономики.

С целью реализации Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года, а именно снижения энергоемкости отраслей экономики и обеспечения устойчивого удовлетворения потребностей страны в энергоносителях, распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 83-р соответствующим федеральным органам исполнительной власти поручена разработка федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года (далее именуется - Программа).

В 90-х годах в отраслях ТЭК накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:

сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей ТЭК в период с 1992 года по 2000 год были хуже прогнозных оценок, которые были намечены в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472;

не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза;

не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;

диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей ТЭК и к деформациям структуры спроса на энергоносители;

не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности;

не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК.

Программа призвана обеспечить реализацию энергетической стратегии государства и предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке и реализации мероприятий, направленных на решение проблем ТЭК и обеспечение его сбалансированного развития.

Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и как следствие - с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки ТЭК на окружающую среду, сохранения энергетической безопасности России.

Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового национального продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.

Законодательной основой разработки Программы являются федеральные законы "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целями Программы являются:

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на энергосберегающий путь развития;

устойчивое обеспечение населения и экономики энергоносителями;

создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития ТЭК в условиях формирования рыночных отношений;

поддержание на достаточном уровне экспортного потенциала ТЭК, повышение эффективности экспорта топливно-энергетических ресурсов;

уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:

перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;

повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;

развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»