Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2001 года N 912-ПП


О Городской программе по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 26 августа 2015 года N 541-ПП
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением на основании
постановления Правительства Москвы
от 6 июля 2004 года N 467-ПП

____________________________________________________________________

Государственная энергосберегающая политика проводится в г.Москве через реализацию программ энергосбережения, осуществление экономических, научно-исследовательских, информационных,образовательных и других мероприятий.

В 2000 году на предприятиях различных секторов хозяйства города за счет проведения организационно-технических мероприятий получена экономия электроэнергии в объеме 267,2 млн.кВтч, тепловой энергии 780 тыс.Гкал, котельно-печного топлива 187,6 тыс.т.у.т.

Мосгосэнергонадзором совместно с Московским агентством по энергосбережению и другими аккредитованными энергоаудиторскими организациями в 2000 году проведено более 1,5 тыс.комплексных обследований.При этом выявлен нерациональный расход тепловой энергии-51,8 тыс.Гкал, электроэнергии 6,2 млн.кВтч, газа - 13,7 тыс.т.у.т.

На центральных тепловых пунктах теплоснабжающих организаций Управления топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы установлено 5622 теплосчетчика, что составляет более 83% абонентов. В Северо-Западном административном округе имеется положительный опыт внедрения систем регулирования тепла.     

Мосгосэкспертиза в обязательном порядке осуществляет экспертизу проектно-сметной документации, согласовывая ее лишь при условии включения в проект прогрессивных решений, направленных на энергосбережение. В результате внедрения энергосберегающих мероприятий показатели расхода тепловой энергии на отопление за отопительный сезон составят в новом и реконструированном жилом секторе в среднем 95-110 кВтч/м, что на 20% ниже аналогичного показателя в 1998-1999 гг.

Тепловые пункты оборудуются системами автоматики. Смонтировано более 2300 регулируемых частотных электроприводов,обеспечивших экономию более 5 млн.кВтч электрической энергии. На районных тепловых станциях также установлены высоковольтные регулируемые электроприводы, позволяющие экономить до 20% электроэнергии.

Положительный опыт Москвы в деле энергосбережения широко распространяется через реализацию соглашений Правительства Москвы с другими российскими регионами. Демонстрация передовых энергосберегающих технологий и оборудования осуществляется на проводимых дважды в год Управлением топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы и НП АВОК конференциях и выставках "Москва - энергоэффективный город". Регулярно выпускается специализированный журнал "Энергосбережение", который рассылается на предприятия и в организации Москвы, а также в 625 городов России и СНГ.

Вместе с тем работа по энергосбережению из-за целого ряда сдерживающих факторов не получила должного развития. Это связано с недостаточным платежеспособным спросом на энергоресурсы, отсутствием средств у предприятий на проведение энергосберегающих мероприятий, со сложностью получения кредитов на приемлемых условиях.

Отсутствуют положения, способствующие притоку инвестиций в энергосберегающие проекты, не задействованы методы экономического стимулирования производителей и потребителей энергоресурсов. Отсутствуют централизованные источники финансирования энергосбережения.

В целях ускорения перевода экономики города на энергосберегающий путь развития, содействия превращению энергосбережения в один из решающих факторов улучшения социальных условий жизни населения Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить Городскую программу по энергосбережению на 20012003 годы в г.Москве (далее - Городская программа), согласно приложению.

2. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и Департаменту финансов г.Москвы при формировании проекта бюджета города Москвы на 2002/2003 финансовые годы предусматривать целевое выделение средств на реализацию Городской программы.

3. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы совместно с ОАО МКНТ включать в ежегодные планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ мероприятия, предусмотренные Городской программой.

4. Управлению топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы:

4.1. Продолжить работу по проведению конференций-выставок в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2001 года N 163-ПП "О проведении конференций - выставок "Москваэнергоэффективный город".

4.2. Выступить координатором работ по энергосбережению в бюджетных организациях.

Совместно с заинтересованными организациями в месячный срок подготовить и представить в Правительство Москвы предложения по организации этой работы.

4.3. До 1 ноября 2001 года представить в Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы предложения по тематике работ в области энергосбережения для включения в городскую программу развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы.

4.4. Осуществлять постоянный контроль балансов тепловой энергии в системе ее производства, передачи и потребления в привязке к источнику энергии.

4.5. Совместно с Региональной энергетической комиссией г.Москвы до 1 марта 2002 года разработать предложения по стимулированию энергосбережения потребителей и производителей энергоресурсов, в том числе по тарифному регулированию.

5. Префектам административных округов, комитетам здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта Правительства Москвы, Московскому комитету образования в месячный срок разработать программы энергосбережения в рамках Городской программы и представить на утверждение руководителя Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы.

6. Предложить Управлению государственного энергетического надзора по г.Москве:

6.1. В течение 2001 года организовать консультационно-методическую помощь предприятиям и организациям по вопросам, связанным с энергопотреблением и энергосбережением.

6.2. Проводить энергоаудит законченных строительством и реконструкцией жилых зданий с внесением соответствующих изменений в энергетический паспорт зданий.

6.3. На основании проведенных обследований разрабатывать и представлять в Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы предложения по корректировке программы работ по энергосбережению на очередной год.

6.4. Продолжить работу по созданию информационно-аналитической системы "Энергоэффективность" и до 1 января 2002 года подготовить предложения для ее последующего использования в качестве инструмента для разработки и анализа топливно-энергетического баланса города, оперативного контроля за распределением и исполнением лимитов в отдельных отраслях хозяйства и на конкретных предприятиях бюджетной сферы, разработки и реализации комплексов различных энергосберегающих мероприятий и проектов.

7. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказать содействие Управлению топливноэнергетического хозяйства Правительства Москвы в организации через периодическую печать, городские телерадиопрограммы разъяснительной кампании, посвященной экономической выгоде применения новой энергосберегающей техники и приборов учета энергоресурсов и воды.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Никольского Б.В.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2002 года.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

     

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 9 октября 2001 года N 912-ПП


Городская программа
по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве

1. Анализ текущего состояния проблемы.

Работа в Москве в области энергосбережения принимает все более системный характер. В нее вовлечены практически все отрасли народного хозяйства Москвы: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сферы.

Правительство Российской Федерации, Государственная Дума и в частности комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения. Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы работало над проектом Городской программы по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве (далее - Программы) в течение последних двух лет.

2. Основные цели и задачи, мероприятия Программы, этапы и сроки их реализации, показатели Программы.

Целью Программы является:

- существенное снижение объема потребляемых городом топливно-энергетических ресурсов,

- сокращение объема дотаций населению за потребленную тепловую энергию,

- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.)

В рамках данной Программы будет решена задача привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также городских структур, отвечающих за финансовое сопровождение программы.

В Программу включены научно-технические, технические и организационно-технические мероприятия.

Основными показателями Программы выступают: стоимость (затраты на проведение) энергосберегающих мероприятий и ожидаемый от них эффект (экономия в натуральных и стоимостных показателях).

3. Необходимость достижения целей и решения задач, поставленных перед Программой.

Напряженное состояние бюджета Москвы вынуждает резко снизить финансовые затраты на дотацию по теплу уже в ближайшие 2-3 года. На эти цели Москва ежегодно расходует около 6 млрд. рублей, что намного превышает такого рода денежные выплаты из городских бюджетов в других регионах России.

Необходимость экономить топливно-энергетические ресурсы продиктована и сбытовой политикой крупнейших естественных монополий - РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", стремящихся в силу ценовых пропорций ограничить сбыт энергоносителей внутренним потребителям и максимизировать поставки энергии на экспорт.

Необходимость Программы обусловлена и ближайшей перспективой (2-3 года) перехода к системе 100%-й оплаты населением энергоресурсов. Программа должна упредить, опередить введение порядка полной оплаты жилищно-коммунальных услуг.

4. Прогноз ожидаемых социально-экономических, экологических результатов выполнения Программы.

Суммарный экономический эффект (нарастающим итогом за 2001-2003 годы) составит 818 тыс.т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эффекта, в частности экологического и др.

В результате осуществления в полном объеме запланированных энергосберегающих мероприятий ожидаемое снижение объемов выбросов вредных веществ (в основном NОх) в воздушный бассейн города составит (нарастающим итогом относительно 2000 базового года) 2292 тонны (расчет производился, исходя из показателя за 2000-й год в 2.8 кг/т.у.т. удельных выбросов вредных веществ в воздушную среду энергетическими предприятиями г.Москвы).

Одним из основных социальных последствий реализации Программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к 100%-й системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.

5. Оценка влияния реализации Программы на экономику энергосистемы г.Москвы и тарифную политику.

Сберегающие мероприятия у производителя энергоресурсов, проводимые за счет их собственных средств, обеспечивают некоторое снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии. По МГУП "Мостеплоэнерго" только за счет проведения энергосберегающих мероприятий себестоимость тепловой энергии снизилась (%): в 1999 году - на 4.4; в 2000 году - на 4.8; в 2001 году - на 4.4 (оценка). По системе ОАО "Мосэнерго" в период 2001-2003 годов снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии составит 0.11-0.13% (оценка). Незначительность снижения себестоимости производства энергии в компании объясняется действием удорожающих факторов, в частности, включением в структуру себестоимости затрат на обязательные энергетические обследования. Соответственно в краткосрочной перспективе энергосбережение у производителя не повлияет существенно на уровень тарифов. Тенденция к снижению себестоимости и тарифов на энергию (примерно на 5-7%) проявится, например у ОАО "Мосэнерго", только за временным горизонтом данной программы.

Разделы Программы "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Социальная сфера" являются по существу подпрограммами энергосбережения у потребителя. Потенциал экономии энергетических и водных ресурсов здесь оценивается примерно в 30%. Уменьшение спроса со стороны данных секторов хозяйства позволит "перебросить", предложить дополнительные объемы энергии и воды выходящему из кризисного состояния промышленному сектору г.Москвы. В итоге, в условиях нормальной общехозяйственной ситуации городские ресурсоснабжающие предприятия смогут сохранить или даже нарастить объемы реализации своей продукции.

6. Объемы и источники финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации Программы.

Реализация Программы потребует затрат бюджетных средств в объеме 1.3 млрд. рублей. Интеллектуальными, трудовыми, материальными ресурсами Программа обеспечена полностью.

Принятие и успешная реализация Программы в значительной степени упростит и ускорит подключение Москвы к выполнению Федеральных программ в области энергосбережения.

7. Срок окупаемости бюджетных инвестиций в Программу.

Экономия топливно-энергетических ресурсов в объеме 818 тыс.т.у.т. эквивалентна 400 млн. рублей (в расчет принималась текущая цена тонны условного топлива, рассчитанная планово-экономическими службами ОАО "Мосэнерго" и составляющая 482 руб/т.у.т.).

Соответственно бюджетные затраты на выполнение Программы окупятся по расчетам за 3 года.

8. Привлечение внебюджетных средств.

Программа не предусматривает привлечения каких-либо внебюджетных средств, составляющих долговые обязательства Москвы перед внешними заемщиками. Внебюджетные средства, вовлекаемые в данную программу, представлены:

- собственными средствами предприятий (фонд капитального ремонта),

- средствами предприятий и организаций, предоставляющих услуги энергосервиса, в первую очередь, услуги по установке и обслуживанию узлов учета потребления тепла и воды.

Отдельные позиции Программы начиная с 2002 года могут быть профинансированы по линии программы экологических льготных займов для Восточной Европы, подготовленной Экспортным кредитным фондом Дании и Датским агентством охраны окружающей среды.

Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы имеет опыт эффективного сотрудничества с Данией в области энергосбережения. В 2000 году Датское агентство по энергосбережению предоставило грант (безвозмездное финансирование) на реконструкцию энергетического хозяйства Городской клинической больницы N 4 Комитета здравоохранения г.Москвы. Завершение проекта обеспечило экономию бюджетных средств на оплату услуг теплоснабжения в объеме 35%.

9. Государственный заказчик Программы.

Государственным заказчиком Программы и координатором работ по ее выполнению выступает Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы.

     

Ожидаемый экономический эффект от внедрения мероприятий
 Городской программы по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве

Отрасли хозяйства г.Москвы

Экономия тепловой энергии

Экономия электроэнергии

Экономия котельно-печного топлива

Экономия энергии и ресурсов в водоснабжении

  

т.у.т

млн. руб.

т.у.т

млн. руб.

т.у.т

млн. р

т.у.т.

млн. руб.

Топливно-энергетическое хозяйство (гос. сектор)

128206,7

61,79

32647,6

15,74

25280,5

12,18

25280,5

0,015

ОАО "Мосэнерго"

4726,2

2,28

18751,3

9,038

-

-

-

-

Жилищно-коммунальное хозяйство

5002,9

2,41

4337,6

2,09

-

-

25280,5

3,76

Строительный комплекс

155258
8

74,83
74,83

-

-

-

-

1,8

0,00087

Промышленность

2761,8

1,33

1368,4

0,66

3269,3

1,57

441,1

0,21

Транспорт

593,2

0,28

2754,9

1,33

264

0,13

792

0,38

Социальная сфера

930,6

0,45

-

-

5730

  

  

  

ИТОГО

297479,4

143,3

59859,8

28,85

34543,8

16,65

9066,1

4,37