____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 2 октября 2012 года N 536-ПП
____________________________________________________________________
Правительство Москвы отмечает, что в последние годы комитетами и департаментами Комплекса социальной сферы Правительства Москвы проводится целенаправленная работа по улучшению положения детей Москвы. Выполняются постановления Правительства Москвы от 24.07.2001 N 682-ПП "Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г.Москвы в 1998-2001 годах и программе Комитета здравоохранения Москвы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы", от 22.01.2002 N 62-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 годы и мерах по охране здоровья москвичей в 2002-2003 годах", от 06.02.2001 N 126-ПП "О Плане мероприятий по улучшению положения детей в Москве на 2001-2002 годы" и от 20.11.2001 N 1047-ПП "О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" комитетами и департаментами Комплекса социальной сферы Правительства Москвы разработана Городская программа "Здоровье детей" на 2003-2005 годы, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение качества их жизни, интеллектуального и трудового потенциала.
Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить Городскую программу "Здоровье детей" на 2003-2005 годы (приложение 1).
2. Определить государственными заказчиками Городской программы "Здоровье детей" на 2003-2005 годы Комитет здравоохранения Москвы и Московский комитет образования.
3. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы включить Городскую программу "Здоровье детей" на 2003-2005 годы в реестр городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города.
4. Префектурам административных округов до 01.09.2002 разработать и утвердить соответствующие окружные программы на 2003-2005 годы.
5. Департаменту финансов г.Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы, Комитету здравоохранения Москвы, Московскому комитету образования, Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитету социальной защиты населения Москвы, Комитету по физической культуре и спорту Правительства Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг Правительства Москвы при формировании бюджетов на 2003-2005 годы предусматривать средства на реализацию программы на соответствующий год.
6. Комитету здравоохранения Москвы:
6.1. Обеспечить ежегодную сплошную диспансеризацию детей всех возрастов.
6.2. До 20 августа 2002 года закрепить за каждой школой врачей и медицинских сестер для оказания медицинской помощи учащимся в полном объеме.
7. Московскому комитету образования открыть в 2003 году - 10, 2004 году - 10, 2005 году - 10 школ здоровья для детей-инвалидов и детей с проблемами в здоровье и развитии.
8. Утвердить состав Координационного совета по реализации Городской программы "Здоровье детей" на 2003-2005 годы (приложение 2).
9. Утвердить Положение о Координационном совете по реализации Городской программы "Здоровье детей" на 2003-2005 годы (приложение 3).
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
О ходе выполнения Городской программы "Здоровье детей" и об использовании ресурсов, выделенных на ее реализацию, докладывать Мэру Москвы во втором и четвертом кварталах, начиная с 2003 года.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА
"Здоровье детей" на 2003-2005 годы
Наименование Программы | Городская программа "Здоровье детей" на 2003-2005 годы | |||
Основание для разработки Программы | ||||
Государственный заказчик Программы | Комитет здравоохранения Москвы, Московский комитет образования | |||
Основные разработчики Программы | Комитет здравоохранения Москвы, Московский комитет образования, Комитет социальной защиты населения Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитет физической культуры и спорта Правительства Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг, Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве | |||
Цель Программы | Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение качества их жизни | |||
Задачи Программы | - укрепить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения, образовательных учреждений; | |||
- совершенствовать систему медико-санитарного обеспечения детей и подростков; | ||||
- создать профилактические технологии и целостную систему критериев оценки качества деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков; | ||||
- разработать и внедрить современные формы физического воспитания; | ||||
- разработать методы пищевой и медикаментозной коррекции недостаточности питания детей и подростков; | ||||
- создать условия для формирования социально эффективного жизненного поведения детей и подростков, обеспечить адекватную социальную адаптацию | ||||
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы | |||
Перечень разделов Программы | Раздел I. Профилактика и лечение перинатальной патологии | |||
Раздел II. Профилактика врожденных пороков развития и наследственных заболеваний у детей, организация этапного их лечения и реабилитации | ||||
Раздел III. Совершенствование организации профилактических осмотров и диспансеризации детей | ||||
Раздел IV. Комплексная междисциплинарная оценка и мониторинг здоровья и развития детей в образовательных учреждениях | ||||
Раздел V. Совершенствование организации питания учащихся в образовательных учреждениях города | ||||
Раздел VI. Физическая культура и спорт | ||||
Раздел VII. Разработка и внедрение автоматизированной технологии ведения регистра детей-инвалидов с персонифицированным учетом проводимого комплекса реабилитационных мероприятий | ||||
Исполнители Программы | Комитет здравоохранения Москвы, | |||
Объем и источники финансирования Программы | 2003-2005 годы | |||
ВСЕГО | 1914386 тыс.рублей | |||
2003 год | 2004 год | 2005 год | ||
ВСЕГО | 757705 | 575473 | 581208 | |
Источник финансирования | - городской бюджет | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - совершенствование нормативно-правовой базы деятельности лечебно-профилактических и образовательных учреждений по охране здоровья детей и подростков; | |||
- внедрение в практическую деятельность современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей и подростков; | ||||
- повышение эффективности профилактики распространенных болезней детей и подростков; | ||||
- обеспечение ранней диагностики болезней и оздоровление детей групп риска; | ||||
- внедрение новых эффективных форм медицинского обслуживания детей и подростков; | ||||
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических и образовательных учреждений; | ||||
- обеспечение единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие комитетов, департаментов Правительства Москвы и Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве по вопросам межведомственного подхода обеспечения сохранения и укрепления здоровья детей г.Москвы | ||||
Система организации контроля за исполнением Программы | Координаторы Программы (Комитет здравоохранения Москвы и Московский комитет образования) представляют 2 раза в год в Координационный Совет и в Правительство Москвы отчеты о ходе реализации Программы |
В последние годы комитетами Комплекса социальной сферы Правительства Москвы проводится целенаправленная работа по улучшению положения детей Москвы. Выполняются постановления Правительства Москвы от 24.07.2001 N 682-ПП "Об итогах проведения целевой диспансеризации населения г.Москвы в 1998-2001 годах и программе Комитета здравоохранения Москвы "Целевая диспансеризация населения г.Москвы на 2002-2004 годы", от 22.01.2002 N 62-ПП "О выполнении Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 годы и мерах по охране здоровья москвичей в 2002-2003 годах", от 06.02.2001 N 126-ПП "О Плане мероприятий по улучшению положения детей в Москве на 2001-2002 годы", от 20.11.2001 N 1047-ПП "О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование - 3)" и от 24.04.2001 N 403-ПП "О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы.
Благодаря последовательным целенаправленным мероприятиям Правительства Москвы в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье детей. Так, в последние годы происходит увеличение рождаемости с 68 тыс.новорожденных в 1998 году до 76 тыс. в 2001 году, снижение показателя младенческой смертности (по данным Мосгоркомстата в 1998 году - 12,9 на 1000 родившихся живыми, в 2001 году - 11,9). При этом почти 30% из умерших в младенческом возрасте составили иногородние дети (в т.ч. родившиеся в г.Москве от иногородних родителей).
Выполнение программ Комитетом здравоохранения Москвы позволило сохранить гарантированное бесплатное медицинское обеспечение детей и полноценное функционирование всех лечебно-профилактических учреждений. В стационарах Комитета здравоохранения пролечено более 173 тыс.детей, более 17 тыс.детей получили санаторное лечение, в полном объеме оказывается комплексная медицинская помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Более 250 тыс.детей при заболеваниях обеспечиваются бесплатными лекарственными препаратами, свыше 170 тыс.детей получают бесплатное детское питание на 196 молочно-раздаточных пунктах детских городских поликлиник. В результате проводимой работы специалистами лечебных и образовательных учреждений по профилактике острых респираторных заболеваний и гриппа удалось стабилизировать заболеваемость детского населения города. Планово проводится иммунизация против инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп, что позволило снизить общий показатель инфекционной заболеваемости. Ежегодно 96-97% детей декретированных возрастов прививаются против туберкулеза, кори, полиомиелита, дифтерии. Однако поставок вакцин за счет федерального бюджета для проведения вакцинации девочек-подростков против краснухи и детей подросткового возраста против гепатита В недостаточно. С 1998 года проводится целевая диспансеризация детей по согласованным с Московским комитетом образования графикам. Ежегодно 96-97% детей осматриваются врачами - специалистами (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, хирург-ортопед, стоматолог, гинеколог), проводятся лабораторные и электрокардиографические обследования. В результате своевременного выявления отклонений в состоянии здоровья детей и проведения профилактического и реабилитационного лечения количество детей, состоящих на диспансерном наблюдении, уменьшилось (2001 год - 223 тыс., 2000 год - 227 тыс.детей). Значительная работа проводится по оказанию специализированной и реабилитационной помощи детям с перинатальной патологией. Впервые в России созданы и функционируют отделения и кабинеты катамнестического наблюдения за маловесными и недоношенными детьми, что позволяет оказывать им полный комплекс медико-восстановительного лечения, предупреждающего инвалидизацию детей. Лечебно-профилактические учреждения совместно с Комитетом социальной защиты населения Москвы ежегодно обеспечивают реабилитацию и восстановительное лечение 97% детей-инвалидов, что позволило уменьшить количество детей данной категории с 22688 в 1998 году до 20090 в 2001 году.
В функционирующих на базах лечебных учреждений 11 образовательных школах проводится обучение по специальным программам детей, страдающих различной патологией. Учебный и лечебный процессы оказания помощи детям взаимно дополняют друг друга.
Вместе с тем для сохранения и укрепления здоровья детей, повышения качества их жизни, сохранения интеллектуального и трудового потенциала требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения.
Программой предусмотрено проведение широкомасштабных мероприятий по диагностике и коррекции нарушения осанки учащихся, проведение нейропсихологической и неврологической диагностики и коррекции начальных стадий поражений центральной нервной системы у школьников.
Реализация программы позволит снизить младенческую смертность до уровня 7,8 на тысячу родившихся живыми (без иногородних) к 2005 году, создать реальные условия для повышения эффективности профилактики распространенных болезней детей, повысит качество их жизни, сохранит интеллектуальный и трудовой потенциал.
Предлагаемая программа "Здоровье детей" на 2003-2005 годы сформирована с учетом первоочередных задач, представленных Комитетом здравоохранения Москвы, Московским комитетом образования, Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг, Комитетом физической культуры и спорта Правительства Москвы, Центром Госсанэпиднадзора в г.Москве.
Основные направления совместной деятельности комитетов, департаментов
Правительства Москвы и Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве по улучшению состояния здоровья детей
I. Профилактика и лечение перинатальной патологии
На протяжении последних лет в г.Москве происходит снижение показателя младенческой смертности (1998 год - 12,9% на 1000 родившихся живыми, 2001 год - 11,9%). При этом почти 30% из умерших в младенческом возрасте составили иногородние дети. Показатель младенческой смертности без учета иногородних составил в 1998 году 8,9% на 1000 родившихся живыми, в 2001 году - 8,3%.
В возрастной структуре младенческой смертности преобладает смертность в неонатальном периоде (от 0 до 28 дней жизни). Она составляет более 60% от всех случаев смерти на первом году жизни. Максимальная смертность наблюдается в первую неделю жизни. На первом месте среди причин младенческой смертности по-прежнему остаются перинатальные причины (более 50% случаев). На втором месте среди причин младенческой смертности - врожденные пороки развития (более 30% случаев). При этом 1/3 составляют множественные пороки развития и 1/3 - врожденные пороки сердца.
Учитывая, что инфицирование плода происходит в 90% случаев при заболеваниях беременных краснухой, для профилактики врожденных пороков развития необходимо проведение вакцинации против краснухи девочек-подростков. С целью снижения инвалидизации детей необходимо проведение вакцинации против гепатита В.
Снижение показателя младенческой смертности в последние годы отражает определенные успехи, достигнутые городским здравоохранением в совершенствовании акушерской и педиатрической помощи. Вместе с тем увеличение выживаемости тяжелобольных новорожденных сопровождается увеличением количества детей с тяжелыми врожденными и перинатальными поражениями центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, которые становятся инвалидами с детства.
Оценка технического и кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), а также взаимодействия различных ЛПУ при оказании акушерско-гинекологической и педиатрической помощи свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования городского здравоохранения по предотвращению младенческой смертности в современных социальных и экономических условиях:
- совершенствование профилактики и лечения пре- и перинатальной патологии;
- организация трехуровневой системы (реанимация, отделение второго этапа выхаживания, отделение реабилитации) оказания медицинской помощи новорожденным: