14. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются беспилотные авиационные системы, имеющие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима. Оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов, с учетом следующих особенностей:
а) не подлежат применению положения Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 13 настоящей Программы;
б) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов при допуске к эксплуатации пилотируемых воздушных судов Федеральным агентством воздушного транспорта, выполняет субъект экспериментального правового режима - организация, имеющая аттестат аккредитации сертификационного центра, которая несет ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;
в) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима выдается субъектом экспериментального правового режима - организацией, указанной в подпункте "г" пункта 31 настоящей Программы, имеющей аттестат аккредитации сертификационного центра и несущей ответственность за соблюдение порядка выдачи такого акта;
г) заявителем является субъект экспериментального правового режима или его представитель;
д) заявитель подает заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в адрес субъекта экспериментального правового режима - организации, указанной в подпункте "г" пункта 31 настоящей Программы, имеющей аттестат аккредитации сертификационного центра. К заявке на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду с документами, указанными в пунктах 7 и 8 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, прилагаются:
свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна;
описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотным воздушным судном, протоколов обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота", системы, обеспечивающей принудительную посадку при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна или потери связи с наземным пунктом управления и устройств аварийного приземления;
е) для оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в дополнение к требованиям, указанным в пунктах 29-68 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, разработчиками беспилотной авиационной системы могут применяться соответствующие требования к летной годности и охране окружающей среды, требования и стандарты, используемые в российской и международной практике, в том числе главы 4, 6, 9, 11, 12 и 13 документа Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Doc 10019 AN/507 "Руководство по дистанционно пилотируемым авиационным системам (ДПАС)". Указанные требования могут быть адаптированы в соответствии с конструктивными и функциональными особенностями беспилотной авиационной системы, к которой они применяются;
ж) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима наряду со сведениями, перечисленными в пункте 11 Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, должен содержать реквизиты свидетельства летчика-испытателя экспериментальной авиации или пилота гражданской авиации, определенного организацией, проводившей оценку соответствия беспилотного воздушного судна требованиям к летной годности и охране окружающей среды, для выполнения контрольных полетов (облетов);
з) при подтверждении соответствия беспилотной авиационной системы требованиям, определенным в соответствии с подпунктом "ж" настоящего пункта, заявителю выдается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 1.
15. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ и вправе предоставлять функциональные сервисы в рамках экспериментального правового режима при условии включения в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором опытного района положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, порядок проведения которой установлен Порядком выполнения авиационных работ, с учетом следующих особенностей:
а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, принимает на работу или привлекает для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота (экспериментальный правовой режим), выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 16 настоящей Программы;
б) функции уполномоченного органа осуществляет оператор опытного района, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ;
в) сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренный частью 3 приложения N 2 к Порядку выполнения авиационных работ, не указывается. В отношении эксплуатантов экспериментального правового режима указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;
г) оператор опытного района осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;
д) к выполнению функциональных сервисов в опытном районе допускаются субъекты экспериментального правового режима, включенные в реестр эксплуатантов опытного района;
е) подтверждение соответствия эксплуатанта экспериментального правового режима установленным требованиям производится оператором опытного района в следующем порядке:
субъект экспериментального правового режима направляет оператору опытного района заявление на включение в реестр эксплуатантов опытного района с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку выполнения авиационных работ, в бумажном виде, подписанное руководителем заявителя;
оператор опытного района рассматривает указанное заявление в течение 10 рабочих дней;
при необходимости подтверждения достоверности представленных заявителем основных данных и определения соответствия заявителя требованиям настоящей Программы представитель оператора опытного района выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) заявителя (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления увеличивается на 5 рабочих дней);
ж) по результатам рассмотрения заявления оператор опытного района принимает одно из следующих решений:
при подтверждении соответствия заявителя установленным требованиям - о внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю уведомления о принятом решении и данных учетной записи в реестре опытного района не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки;
при выявлении несоответствия заявителя установленным требованиям - об отказе во внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района с направлением заявителю мотивированного отказа не позднее 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
16. К эксплуатации беспилотных авиационных систем субъектов экспериментального правового режима могут быть допущены специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя), прошедшие практическую подготовку и проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, а также лица, не обладающие свидетельствами пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя беспилотного воздушного судна), прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами, с учетом следующих особенностей:
а) в части теоретической подготовки лиц, не обладающих свидетельствами пилота гражданской или экспериментальной авиации (внешнего пилота-испытателя беспилотного воздушного судна) и претендующих на получение временного свидетельства внешнего пилота, применяются требования в объеме требований к частному пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147;
б) практическая подготовка внешних пилотов проводится на базе организаций - эксплуатантов беспилотных авиационных систем с целью отработки упражнений и получения следующих навыков:
основы пилотирования в различных погодных условиях;