ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2022 года N 462
Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе
(с изменениями на 31 января 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 2453 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280069);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2023 года N 618 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.04.2023, N 0001202304190030);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 года N 95 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.02.2024, N 0001202402010055).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе
(с изменениями на 31 января 2024 года)
1. Направлениями разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и гражданских беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационная безопасность", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний пилот", "авиационные работы", "авиационный персонал", "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций", "общее регулирование", "акты общего регулирования", "специальное регулирование" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"пользователи воздушного пространства", "временный режим", "запретная зона", "маршрут полета", "местный режим", "воздушное движение", "использование воздушного пространства", "система наблюдения обслуживания воздушного движения", "нижнее воздушное пространство", "воздушное пространство класса G", "воздушное пространство класса С" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации";
"Единая система организации воздушного движения Российской Федерации" - в значениях, определенных Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 901 "О Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации".
Также в настоящей Программе используются следующие понятия:
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и (или) авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 2453. - См. предыдущую редакцию)
"опытный район" - территория, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем;
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее координацию взаимодействия заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, создание и эксплуатацию наземной инфраструктуры опытного района;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющие на законных основаниях беспилотной авиационной системой;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района.
3. В настоящее время функциональные сервисы с применением беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, не осуществляются по следующим причинам:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов;
введения в эксплуатацию системы управления опытным районом в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем.
4. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:
воздушная перевозка почты и (или) грузов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 2453. - См. предыдущую редакцию)
выполнение аэрофотосъемочных работ.
5. Цифровой инновацией, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее - экспериментальный правовой режим), является применение современных беспилотных авиационных систем, функционирующих на базе цифровых технологий, применяемых в бортовом оборудовании беспилотных воздушных судов и в пунктах дистанционного пилотирования (станциях внешнего пилота) в составе беспилотных авиационных систем. Полетное задание формируется внешним пилотом.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 2453. - См. предыдущую редакцию)
Современные решения позволяют формировать план полета через графический интерфейс, в котором внешний пилот отмечает на карте местности ключевые точки маршрута, высоту и скорость полета. Полученные данные преобразуются в полетный план и загружаются в автопилот беспилотного воздушного судна.
Полет на всех его стадиях осуществляется при непосредственном управлении внешнего пилота (автоматический режим полета рассматривается как аварийный при потере связи по линии его управления). В ходе полета автопилотом обрабатываются данные от бортовых датчиков беспилотного воздушного судна, что позволяет следовать заданному маршруту с учетом возмущающих воздействий. Основными задачами внешнего пилота являются подготовка беспилотного воздушного судна к полету, а также контроль за выполнением полета и корректировка полетного задания при возникновении изменения в воздушной обстановке или нештатных ситуаций.
6. Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки почты и грузов, а также позволит обслуживать удаленные и труднодоступные территории на экспериментальной маршрутной сети, повысив скорость осуществления доставки. В настоящее время доставка почты и грузов на такие территории осуществляется либо сезонно, либо пилотируемыми воздушными судами большой грузоподъемности, не обеспечивающими оперативности применения и являющимися экономически неоправданными для перевозки легких грузов. Целевое состояние транспортных сервисов с применением беспилотных авиационных систем позволит сделать коммерчески привлекательной доставку такого типа грузов и почты и обеспечить оперативную связь с территориями большинства субъектов Российской Федерации независимо от наличия наземных путей сообщения.
Выполнение аэрофотосъемочных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, линий электропередач и других инфраструктурных объектов. Использование крупногабаритных беспилотных воздушных судов расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
Выполнение функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, а также по допуску специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 января 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 2453. - См. предыдущую редакцию)
7. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию системы управления опытным районом.
В состав системы управления опытным районом войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.
Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получат необходимое информационное обеспечение, которое обеспечит экспертную поддержку всем участникам процесса, эффективное и целостное взаимодействие.
Интеграция перечисленных сервисов и функций в рамках системы управления опытным районом обеспечит цифровизацию сферы применения беспилотных авиационных систем в народнохозяйственных целях. Это позволит минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечит оперативное развертывание и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем.
8. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технология работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственная технология в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами, систем автоматизации управления;
г) технология беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации.
9. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
г) обеспечение развития науки и социальной сферы;
д) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
е) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
10. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
11. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
12. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территориях Камчатского края, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Чукотского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
13. Следующие положения отдельных актов общего регулирования не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима:
а) в части допуска к эксплуатации беспилотных авиационных систем и оформления акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима:
подпункты 2_1 и 4 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;