МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 июля 2020 года N 273
В соответствии со статьями 35 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2015, N 29, ст.4380; 2016, N 27, ст.4224)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды".
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 118 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения" (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2003 г., регистрационный N 4441).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.
Министр
Е.И.Дитрих
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 октября 2020 года,
регистрационный N 60635
Федеральные авиационные правила "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды"
1. Федеральные авиационные правила "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды" (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 35 и пунктами 1 и 2 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2016, N 27, ст.4224) и устанавливают порядок оформления и форму сертификата летной годности пилотируемых гражданских воздушных судов, (далее - ВС,), на основании акта оценки воздушного судна (рекомендуемый образец представлен в приложении N 2 к настоящим Правилам) на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, обеспечивающего допуск пилотируемых гражданских ВС к эксплуатации.
2. Применяемые в настоящих Правилах сокращенные наименования приведены в приложении N 4 к настоящим Правилам.
3. Пилотируемые ВС допускаются к эксплуатации на основании сертификата летной годности пилотируемых ВС (приложение N 3 к настоящим Правилам).
4. Содержащийся в настоящих Правилах порядок и требования распространяются на следующие ВС:
а) сверхлегкие воздушные суда, за исключением сверхлёгких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее, и легкие воздушные суда, разработанные и изготовленные физическими лицами без сертификации типовой конструкции;
б) сверхлегкие воздушные суда, за исключением сверхлёгких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее, и легкие воздушные суда, разработанные и изготовленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без сертификации типовой конструкции;
в) сверхлегкие воздушные суда, за исключением сверхлёгких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее, и легкие воздушные суда, имеющие сертификат типа, производимые серийно, либо производимые ранее серийно, с внесенными заявителем изменениями в конструкцию или оборудование, не оказывающими влияние на массу конструкции и центровку, прочность конструкции, работу силовой установки, летные характеристики и надежность, без оформления дополнительного сертификата типа либо собранные заявителем из комплектов, изготовленных держателем сертификата типа без надзора и контроля качества держателя сертификата типа, или восстановленные заявителем до состояния летной годности без надзора и контроля качества держателя сертификата типа и эксплуатируемые в соответствии с эксплуатационной документацией, разработанной заявителем;
г) экземпляры воздушных судов, имеющие сертификат типа, аттестат о годности к эксплуатации либо иной акт об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданный до 1 января 1967 года, а также экземпляры воздушных судов военного назначения, снятые с вооружения и демилитаризованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2007 N 783 "О порядке исключения из состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружения, военной, специальной техники и других материальных средств, не выслуживших установленные сроки службы, хранения и не имеющих перспектив применения для обеспечения обороны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48 (часть 2) ст.6003; 2014, N 50, ст.7087), серийное производство которых на момент прохождения процедур допуска к эксплуатации прекращено, поддержка типа изготовителем не производится либо изготовитель не осуществляет свою деятельность, восстановленные до состояния летной годности и эксплуатируемые в соответствии с требованиями эксплуатационной документации разработчика с дополнениями, разработанными заявителем;
д) сверхлегкие воздушные суда, за исключением сверхлёгких пилотируемых воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее, и легкие воздушные суда, имеющие сертификат типа, производимые серийно либо производимые ранее серийно с внесенными заявителем изменениями в конструкцию или оборудование без оформления дополнительно сертификата типа, которые используются при подготовке и проведении спортивных соревнований (мероприятий) и акробатических полетов, и эксплуатируемые в соответствии с требованиями эксплуатационной документации разработчика с дополнениями, разработанными заявителем;
е) воздушные суда, поддерживаемые в атмосфере за счет статического взаимодействия с воздухом (далее - аэростаты), не имеющие сертификата типа и не производимые серийно, с объемом оболочки не более 4000 куб. м, с массой не загруженных аэростатов (масса аэростатов без топлива, груза, людей на борту и несущего газа в оболочке аэростатов) не более 600 кг и эксплуатируемое в дальнейшем в соответствии с эксплуатационной документацией, разработанной заявителем.
5. Работы по оценке ВС, указанных в пункте 4 настоящих Правил, на соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды организовываются заявителем и осуществляются в соответствии с положениями пункта 2.29 федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128.
6. Заявитель или его представитель подает заявку на получение (продление действия) сертификата летной годности ВС (далее - заявка) (рекомендуемый образец представлен в приложении N 1 к настоящим Правилам) в Федеральное агентство воздушного транспорта.
7. К заявке прилагаются следующие документы (далее - сопроводительные документы):
а) документы, подтверждающие право собственности на ВС или владение ВС на условиях аренды или на ином законном основании;
б) сертификат летной годности ВС (при его наличии);
в) эксплуатационная документация, регламентирующая лётную и техническую эксплуатацию ВС, включая его техническое обслуживание и ремонт, оформленная в форме руководств (руководство по летной эксплуатации, руководство по техническому обслуживанию и ремонту) и содержащая следующую информацию:
лётно-технические характеристики в объеме, соответствующем акту оценки;
описание ВС и его систем;
эксплуатационные ограничения;
порядок действий экипажа в особых случаях;
стандартные процедуры (подготовка к полёту, запуск, прогрев и опробование силовой установки (при наличии) на земле, выполнение элементов полёта, выключение силовой установки (при наличии));
вводную информацию, содержащую объяснения конструктивных особенностей ВС и данные в объеме, необходимом для выполнения технического обслуживания;
описание конструкции ВС, его систем и установок, включая двигатели, воздушные винты и комплектующие изделия;
информацию по обслуживанию ВС, включающую в себя подробные сведения о точках обслуживания, емкости баков и баллонов, типах используемых жидкостей, давлениях в различных системах, размещении эксплуатационных люков и панелей, предназначенных для обеспечения проверки (осмотра) и обслуживания, расположении точек смазки, видах используемых смазок, оборудовании, необходимом для обслуживания ВС, а также указания и ограничения по буксировке, швартовке, установке на подъемники и нивелировке ВС;
периодичность и объем проведения регламентных работ для двигателей, воздушных винтов, комплектующих изделий, приборов и оборудования, в которых указываются рекомендуемые сроки их очистки, осмотра, регулировки, проверок и смазки, а также уровень осмотра, разрешенные допуски на износ и работы, рекомендуемые в эти периоды;
сведения о рекомендуемых сроках проведения капитального ремонта, если они предусмотрены разработчиком;
программу осмотров, содержащую сведения о частоте и объеме осмотров, необходимых для обеспечения летной годности ВС;
информацию по поиску неисправностей с описанием возможных отказов и повреждений, способов их обнаружения и действий по их устранению;
информацию о порядке и методах снятия и замены компонентов со всеми необходимыми мерами защиты от повреждений;
схемы размещения люков и панелей для доступа при техническом обслуживании и информацию, необходимую для обеспечения доступа для проверки и осмотра в случае отсутствия смотровых панелей;
перечень необходимого инструмента;
электрические нагрузки в различных системах;
методика балансировки поверхностей управления;
специальные методы ремонта, предусмотренные на ВС (при наличии);
сроки обязательной замены элементов конструкции, интервалы между осмотрами конструкции и соответствующие процедуры проверок и осмотров.
г) бортовой журнал, паспорта или формуляры двигателей и винтов разработчика или дубликаты указанных документов;
д) копию сертификата организации, проводившей оценку соответствия ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды;
е) ожидаемые условия эксплуатации и ограничения, в диапазоне которых предполагается эксплуатация ВС;
ж) копия сертификата и (или) лицензии разработчика и производителя ВС (для ВС, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил).
8. Одновременно с заявкой заявитель представляет в Росавиацию программу проведения работ по оценке соответствия ВС установленным настоящими Правилами требованиям (далее - программа).
Программа должна содержать:
описание проверки конструкторской (при ее наличии), эксплуатационной документации ВС на предмет ее соответствия установленным настоящими Правилами требованиям;
описание проверки достоверности заявленных физических характеристик (вес, центровка, геометрические размеры);
описание проведения детального осмотра конструкции, узлов, агрегатов, систем, оборудования и маркировок на соответствие характеристикам, установленным конструкторской (при ее наличии) и (или) эксплуатационной документацией ВС;
описание проведения наземных проверок в объеме, установленном эксплуатационной документацией ВС, и контрольных полетов (облетов).
9. Росавиация в течение десяти рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, уведомляет заявителя:
а) о принятии заявки к рассмотрению и согласовании представленной программы;
б) о мотивированном отказе в принятии заявки к рассмотрению в случае, если заявка и сопроводительная документация не удовлетворяют требованиям, установленным пунктами 7 и 8 настоящих Правил или представленная документация имеет подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные исправления, серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание.
10. В случае принятия уполномоченным органом решения, указанного в подпункте "б" пункта 9 настоящих Правил, заявитель в течение тридцати рабочих дней с момента получения уведомления о решении уполномоченного органа устраняет причины, вызвавшие этот отказ, и подает новую заявку в порядке, установленном настоящими Правилами.
11. Результаты проведения работ по оценке соответствия ВС установленным настоящими Правилами требованиям отражаются в акте оценки соответствия ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды (далее - акт оценки).
Акт оценки должен содержать:
сведения об организации, проводившей оценку соответствия ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды (реквизиты сертификата организации, проводившей оценку соответствия ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды);
сведения о пилоте, производившим контрольные полеты (облеты):
для ВС, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 настоящих Правил, реквизиты свидетельства летчика-испытателя экспериментальной авиации;
для ВС, указанных в подпунктах "в", "д" пункта 4 настоящих Правил, реквизиты свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации с допуском на соответствующий класс воздушных судов;
для ВС, указанных в подпункте "е" пункта 4 настоящих Правил, реквизиты свидетельства пилота аэростата, обладающего квалификационной отметкой "пилот-инструктор";
сведения о владельце ВС (заявителе) - полное наименование юридического лица и его адрес, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица и его адрес;
наименование, регистрационные данные ВС;
подписанные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия ВС, результаты проведения работ по оценке соответствия ВС на земле согласно программе;
сведения об устранении замечаний и проведении доработок (при наличии);
подписанные специалистом, осуществившим работы по оценке соответствия ВС, сведения о допуске к контрольному полету (облету), дополнительных ограничениях (при наличии);
подписанные пилотом, производившим контрольные полеты (облеты):