ГОСТ Р 59520-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Беспилотные авиационные системы
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СТАНЦИИ ВНЕШНЕГО ПИЛОТА
Unmanned aircraft systems. Functional properties of the remote pilot station
ОКС 49.020
Дата введения 2021-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" (ФГУП "ЦАГИ") совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский центр "Институт имени Н.Е.Жуковского" (ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е.Жуковского")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2021 г. N 475-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования к функциональным свойствам станций внешнего пилота в составе беспилотных авиационных систем.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 57258 Системы беспилотные авиационные. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57258, а также следующий термин с соответствующим определением:
3.1.1 станция внешнего пилота; СВП (remote pilot station): Составная часть БАС, являющаяся рабочим местом внешнего экипажа и представляющая собой устройство или комплекс оборудования для дистанционного управления полетом и функциональными системами беспилотного воздушного судна.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БАС - беспилотная авиационная система;
БВС - беспилотное воздушное судно;
ВПУ - внутреннее переговорное устройство;
ПВД - приемник воздушного давления;
РЛЭ - руководство по летной эксплуатации;
РПП - руководство по проведению полетов;
С2 - линия управления и контроля;
СВП - станция внешнего пилота;
VNE - максимально разрешенная скорость;
VNO - конструктивная крейсерская скорость.
4.1.1 Конструктивное исполнение СВП для безопасной эксплуатации БВС должно упрощать внешнему экипажу управление и контроль в соответствии с требованиями заказчика.
4.1.2 СВП должна быть разработана таким образом, чтобы уменьшить риски для внешнего экипажа, лиц, выполняющих техобслуживание, а также третьих лиц до приемлемого уровня. Аналогично должен быть уменьшен риск материальных потерь или повреждений.
4.1.3 В зависимости от типа выполняемой операции (в зоне или вне зоны прямой видимости), сложности БАС, типа используемого интерфейса системы управления, необходимого для управления БВС количества внешних пилотов, а также от расположения СВП должна быть оборудована [1]:
а) органами управления и контроля;
б) рабочими местами членов внешнего экипажа БАС в соответствии с санитарными правилами и нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации;
в) установками кондиционирования воздуха и системами отопления;
г) устройствами противопожарной безопасности;
д) освещением рабочих зон;
е) оборудованием, обеспечивающим предполетную подготовку БАС;
ж) системой взлета и посадки БВС;
и) радиосвязью;
к) системами сигнализации о возникновении нештатных и аварийных ситуаций;
л) техническими устройствами, обеспечивающими защиту СВП от несанкционированного доступа;
м) системой мониторинга и автоматической диагностики состояния функциональных систем БАС;
н) комплектом рабочей документации БАС;
о) средствами транспортировки, хранения и размещения СВП.
4.2.1 Минимальное количество членов внешнего экипажа БАС должно быть определено таким образом, чтобы их было достаточно для безопасного проведения полета, принимая во внимание следующее:
а) индивидуальный объем работы каждого члена внешнего экипажа БАС должен предусматривать решение следующих задач:
- контроль и управление всеми основными элементами БАС;
- навигация;
- контроль курса полета;
- связь (системы связи);
- согласование своих действий со службами организации воздушного движения;
- принятие решений, включая использование возможностей внешнего экипажа.
б) удобство и легкость работы с необходимыми средствами управления.
4.2.2 СВП и ее оборудование должно позволять каждому члену внешнего экипажа БАС выполнять свои обязанности на рабочем месте без перенапряжения или усталости.
4.2.3 Условия работы внешнего экипажа БАС (температура, влажность, вибрация, шум, теплоотдача) не должны препятствовать безопасному выполнению полетов.
4.2.4 Освещение рабочего места члена внешнего экипажа должно:
- обеспечивать заметность, точную идентификацию и легкость восприятия информации каждого индикатора, дисплея и других необходимых для выполнения своих функциональных обязанностей элементов контроля;
- размещаться так, чтобы органы зрения пилотирующего внешнего пилота БВС были защищены от попадания прямых лучей света и лучей, отраженных от любой поверхности.
4.2.5 Обзор с рабочего места внешнего пилота должен полностью охватывать рабочую зону и не допускать искажений обстановки.
4.2.6 Рабочие места внешнего экипажа БАС должны быть оснащены установками кондиционирования воздуха: вентиляцией, отоплением и охлаждением.
4.3.1 Каждый орган управления СВП должен быть расположен и обозначен таким образом, чтобы исключить ошибочные действия членов внешнего экипажа БАС.
4.3.2 Расположение и конструкция органов управления СВП должны обеспечивать членам внешнего экипажа на их рабочем месте удобное и эффективное применение всех органов управления без каких-либо помех.
4.3.3 Система управления БАС должна быть разработана таким образом, чтобы органы управления, необходимые для длительного безопасного полета и посадки БВС, оставались доступными для членов внешнего экипажа БВС в нормальных, нештатных и аварийных ситуациях.
4.3.4 Направление управляющего действия органов управления пространственным положением БВС должно соответствовать реакции БВС по изменению направления его движения в пространстве.
4.3.5. Должны иметься средства, позволяющие внешнему экипажу БАС быстро отключать в полете подачу топлива к каждому двигателю отдельно. Конструкция перекрывного устройства должна обеспечить:
- невозможность случайного включения каждого перекрывного устройства;
- возможность повторного использования каждого перекрывного устройства после того, как оно было применено для отключения подачи топлива к двигателю БВС.
4.3.6 Для СВП, конструкция которых предусматривает кран переключения подачи топлива:
- для установки переключателя в положение отключения должно быть определено отдельное и четко определенное действие;
- кран переключения подачи топлива должен быть выполнен таким образом, чтобы был невозможен проход через положение отключения при смене одного бака на другой.
4.3.7 Если конструкцией БВС предусмотрено дополнительное устройство для забора атмосферного воздуха (регулируемая воздушная заслонка) с автоматическим приводом, то на рабочем месте СВП должен быть орган управления, позволяющий переключиться с автоматического управления приводом на ручное.
4.3.8 Внешний экипаж БВС на СВП должен быть обеспечен всеми необходимыми органами управления силовой установкой БВС, позволяющими осуществлять ее эксплуатацию в нормальных, нештатных и аварийных ситуациях, принимая во внимание уровень автоматизации, реализованной системой управления полетом БАС.
4.3.9 Для каждого устройства БАС, которое может отключаться с рабочего места СВП, должна быть предусмотрена такая конструкция соответствующих органов управления, которая предотвращает непреднамеренное отключение (закрытие) устройства и позволяет повторно включить устройство в полете после его отключения (закрытия).
4.3.10 Если БВС способен выполнять взлет или посадку в автоматическом режиме, внешний пилот БВС должен иметь органы управления на рабочем месте СВП, позволяющие быстро и безошибочно выполнить операцию по прекращению этапа взлета или этапа посадки.
4.4.1 Расположение и видимость приборов
4.4.1.1 Параметры полета, навигационная информация, данные о состоянии работы силовой установки и информация о пространственном положении БВС должны быть хорошо видны каждому члену внешнего экипажа и правильно и полностью считываться.
4.4.1.2 Информация, необходимая для безопасной эксплуатации БАС, должна быть соответствующим образом сгруппирована и расположена в поле зрения члена внешнего экипажа БВС.
4.4.1.3 Предусмотрена индикация, указывающая на отказы в работе оборудования; она должна быть видна при любой освещенности.
4.4.1.4 Все устройства отображения информации СВП (дисплеи, индикаторы, табло и пр.) должны быть хорошо видны и правильно и полностью считываемы при любой освещенности.