МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 ноября 2020 года N 494
(с изменениями на 19 октября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2022, N 0001202211290025) (вступил в силу с 1 марта 2023 года) (изменения действуют до 1 января 2027 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 статьи 8, статьей 10, пунктом 3 статьи 61 и пунктом 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2020, N 24, ст.3740), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),
приказываю:
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 октября 2020 г. N 429 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, входящие в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил" (зарегистрирован Минюстом России 29 октября 2020 г., регистрационный N 60634).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
4. Пункты 2.6, 2.7 прилагаемых Правил вступают в силу с 1 марта 2022 г.
И.о. Министра
А.В.Нерадько
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 декабря 2020 года,
регистрационный N 61979
Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта"
(с изменениями на 19 октября 2022 года)
1.1. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Правила) устанавливают требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (далее - эксплуатант), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение N 1 к настоящим Правилам), форму и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям настоящих Правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта.
2.1. Эксплуатант должен владеть воздушным судном на праве собственности или ином законном основании.
2.2. Эксплуатируемые воздушные суда должны быть оборудованы для выполнения заявленных видов авиационных работ.
2.3. Эксплуатант не должен использовать воздушные суда, обладающие сертификатом летной годности, выданным на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды, при выполнении авиационных работ, предусматривающих нахождение на борту лиц, не входящих в состав экипажа воздушного судна.
2.4. Эксплуатант должен обеспечить поддержание летной годности, соблюдение требований по наземному и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов, а также должен осуществлять подготовку и выполнение полетов воздушных судов в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2.5. Эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ на пилотируемых гражданских воздушных судах и беспилотных гражданских воздушных судах (далее - БВС) с максимальной взлетной массой более 30 кг по договору гражданско-правового характера лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов (далее - авиационный персонал).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
2.6. Эксплуатант в соответствии с пунктом 2.5 настоящих Правил осуществляет прием на работу или привлекает для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера, в том числе обладателей свидетельства частного пилота, при условии наличия квалификационной отметки о праве выполнения авиационных работ, не предусматривающих нахождение на борту воздушного судна лиц, за исключением членов экипажа воздушного судна.
2.7. Эксплуатант, выполняющий авиационные работы на БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера лиц, осуществляющих управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, квалификация которых соответствует требованиям настоящих Правил и эксплуатанта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
________________
Сноска исключена с 1 марта 2023 года - приказ Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию.
2.8. Эксплуатант должен организовать подготовку и контроль квалификации принятого (привлеченного) на работу авиационного персонала и лиц, осуществляющих управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, а также исполнение ими нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правил и процедур, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
2.9. Эксплуатант не должен обеспечивать поддержание квалификации авиационного персонала или лица, осуществляющего управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, привлекаемого для выполнения работы по договору гражданско-правового характера, если на день осуществления авиационной работы квалификация авиационного персонала или лица, осуществляющего управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, соответствует требованиям настоящих Правил и эксплуатанта.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
2.10. Эксплуатант должен владеть на праве собственности или ином законном основании производственными помещениями и иным имуществом, необходимым для выполнения заявленных авиационных работ.
2.11. Эксплуатант должен обеспечить обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2.12. Эксплуатант должен разработать и утвердить руководство по производству полетов (далее - РПП) на основании требований федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, и должен контролировать его выполнение авиационным персоналом и лицами, осуществляющими управление БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
2.13. Эксплуатант должен утвердить и использовать в своей деятельности руководство по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП), которое должно соответствовать объему и сложности выполнения полетов и включать в себя:
обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов;
перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения;
источники данных для получения сведений в области безопасности полетов;
порядок выявления факторов опасности;
порядок сбора данных о факторах опасности;
порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска;
порядок разработки мероприятий по снижению риска;
порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска;
порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска.
2.14. Эксплуатант должен организовать заправку воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами. При выполнении полетов на воздушных судах с электрическими двигателями требования данного пункта к эксплуатантам не применяются.
2.15. Эксплуатант должен установить порядок предоставления экипажам воздушных судов метеорологической и аэронавигационной информации.
2.16. Эксплуатант должен разработать и утвердить свою внутреннюю организационную структуру, обеспечить в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации, подготовку и выполнение полетов, формировать экипажи воздушных судов.
2.17. Эксплуатант должен реализовывать процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию о безопасности полетов, авиационной безопасности, изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации, правилами и иными нормативными правовыми актами государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также изменениями в руководствах эксплуатанта.
2.18. Эксплуатант должен обеспечить исполнение требований по обеспечению авиационной безопасности, утвержденных в соответствии с главой XII Воздушного кодекса Российской Федерации.
2.19. Эксплуатант должен разработать и утвердить программу авиационной безопасности, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, видов авиационных работ. Программа авиационной безопасности согласовывается уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
________________
Подпункт 4.8 пункта 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 13 февраля 2012 г. N 34 (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2012 г., регистрационный N 24253), с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 15 сентября 2020 г. N 375 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61551).
2.20. Эксплуатант должен организовать для выполнения авиационных работ за пределами Российской Федерации подготовку авиационного персонала к выполнению международных полетов и полетов в пределах иностранного государства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 19 октября 2022 года N 420. - См. предыдущую редакцию)
2.21. Эксплуатант должен организовать при выполнении авиационных работ, требующих выполнение полетов в воздушном пространстве иностранного государства, не использующего при ведении радиотелефонной связи русского языка, подготовку авиационного персонала по владению английского языка в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также изучение правил, изложенных в сборниках аэронавигационной информации государства, в воздушном пространстве которого планируется выполнять полеты.
2.22. Эксплуатант должен допускать к выполнению авиационных работ в воздушном пространстве иностранного государства, не использующем при ведении радиотелефонной связи русский язык, авиационный персонал, продемонстрировавший знания английского языка на уровне не ниже четвертого уровня по шкале Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО) и обладающий соответствующей отметкой в свидетельстве авиационного персонала.
________________
Часть II Добавления А Руководства по внедрению требований ИКАО к владению языком (Doc 9835), https://store.icao.int/en/manual-on-the-implementation-of-icao-language-proficiency-requirements-doc-9835.
2.23. Эксплуатант должен до начала выполнения авиационных работ за пределами Российской Федерации обеспечить соответствие воздушных судов, привлекаемых для данных полетов, техническим требованиям к оснащению воздушных судов оборудованием и системами в соответствии с законодательством иностранного государства, в воздушном пространстве которого планируется выполнение авиационных работ.
2.24. Эксплуатант периодически подтверждает соответствие требованиям настоящих Правил путем проведения уполномоченным органом плановых и внеплановых выездов к эксплуатанту, а также путем мониторинга уполномоченным органом основных данных, представляемых эксплуатантом в электронном виде.
________________
Раздел 7 Добавления 1 Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44).(https://store.icao.int/en/annexes/annex-19).
Для подтверждения соответствия требованиям настоящих Правил путем мониторинга уполномоченным органом основных данных, эксплуатант обеспечивает актуализацию и представление в уполномоченный орган электронных заявлений, предусмотренных пунктом 3.3 настоящих Правил, не реже одного раза в три месяца.
2.25. Плановые выезды к эксплуатанту осуществляются в соответствии с годовым планом, утвержденным руководителем уполномоченного органа или уполномоченным им должностным лицом, но не реже одного раза в 2 года. Утвержденный план выездов размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Внеплановые выезды проводятся уполномоченным органом в случаях выявления риска угрозы безопасности при выполнении эксплуатантом предусмотренных сертификатом эксплуатанта видов авиационных работ.