ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 года N 218

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496



В соответствии с пунктом 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2021 N 558-119 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 496 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Княгинина В.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 21.03.2022 N 218

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге"


1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Экономика знаний в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)


1

Ответственный исполнитель государственной программы

КНВШ

2

Соисполнитель(и) государственной программы

АК

КВС

КГИОП

КДА

КМПиВОО

КПВСМИ

КППИТ

КСП

3

Участник(и) государственной программы

-

4

Цели государственной программы

Создание условий для формирования в Санкт-Петербурге экономики, основанной на новых знаниях

5

Задачи государственной программы

1. Повышение мотивации к обучению и научному творчеству талантливой молодежи.
2. Адаптация к новым экономическим условиям системы науки и высшей школы Санкт-Петербурга для повышения эффективного взаимодействия участников научно-образовательного процесса, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики.
3. Повышение научно-технологического потенциала Санкт-Петербурга.
4. Повышение эффективности системы подготовки квалифицированных кадров в Санкт-Петербурге.
5. Укрепление экономического сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации для устойчивого развития экономики Санкт-Петербурга

6

Основания разработки государственной программы

1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

-

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 0,0 руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 0,0 тыс.руб.;
2022 г. - 0,0 тыс.руб.;
2023 г. - 0,0 тыс.руб.;
2024 г. - 0,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

1. Развитие системы выявления, поддержки и привлечения талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 1).
2. Цифровая трансформация, методическая и технологическая модернизация науки и высшей школы в Санкт-Петербурге (далее - подпрограмма 2).
3. Развитие научного, научно-технологического, научно-образовательного и инновационного потенциала Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 3).
4. Обеспечение квалифицированными специалистами отраслей экономики Санкт-Петербурга (далее - подпрограмма 4).
5. Развитие международного, внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Санкт-Петербурга с зарубежными странами и субъектами Российской Федерации (далее - подпрограмма 5)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 3540700,2 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2021 г. - 565406,0 тыс.руб.;
2022 г. - 623531,0 тыс.руб.;
2023 г. - 502560,9 тыс.руб.;
2024 г. - 517017,3 тыс.руб.;
2025 г. - 652774,7 тыс.руб.;
2026 г. - 679410,3 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Реализация государственной программы должна обеспечить к 2026 году:
повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, выход на новые рынки сбыта товаров за счет увеличения роста доли экспорта Санкт-Петербурга в товарообороте до 53%;
увеличение значимости высокотехнологического наукоемкого сектора экономики, за счет увеличения доли видов деятельности, связанных с производством высокотехнологичной продукции, наукой и научными разработками;
внедрение эффективной системы подготовки специалистов (квалифицированных кадров) с учетом долгосрочных и среднесрочных потребностей рынка труда Санкт-Петербурга, ориентированного на развитие экономики знаний и привлечение талантливой молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования Санкт-Петербурга

     

2. Характеристика текущего состояния в сфере экономики знаний в Санкт-Петербурге с указанием основных проблем


В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, экономический рост, достигаемый прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал, является одним из приоритетов устойчивого развития страны.

Вместе с тем слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов и снижение качества человеческого капитала при снижении качества и доступности образования Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" отнесены к основным вызовам и угрозам экономической безопасности.

Санкт-Петербург был и остается не только культурной столицей, крупнейшим промышленным, инновационным и логистическим центром России, но и городом науки и образования. В настоящее время научно-образовательная сфера Санкт-Петербурга представляет собой крупный социально-экономический комплекс, включающий 43 государственных и 26 частных образовательных организаций высшего образования (далее - вузы), 320 научных организаций, в числе которых более 50 организаций Российской академии наук (далее - РАН) и других государственных академий, 10 государственных научных центров.

Важным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга, значение которого возрастает в условиях перехода к экономике знаний, было и остается наличие мощной системы профессионального образования, которая является крупнейшей отраслью социальной сферы с общим объемом финансирования из всех источников 130 млрд.руб., предоставляющей рабочие места для более чем 89 тыс. преподавателей и других категорий работников и обеспечивающей обучение и социализацию более 439 тыс. студентов, аспирантов и других категорий обучающихся.

В общей сложности в профессиональном образовании работает и обучается более 528 тыс. человек, или 17% экономически активного населения Санкт-Петербурга. В 2020 году в Санкт-Петербурге осуществлялось обучение по 260 специальностям и направлениям подготовки высшего образования из 295 специальностей и направлений подготовки, включенных в перечни, утвержденные приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), и 165 специальностям среднего профессионального образования из 265 специальностей, включенных в перечни, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования", в том числе в вузах Санкт-Петербурга - по 88 специальностям.

Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге, на начало 2021 года составила 72,5 тыс. человек. В научно-образовательной сфере Санкт-Петербурга работает 187 членов РАН, в том числе 75 академиков и 112 членов-корреспондентов РАН. Затраты на выполнение научных исследований и разработок на начало 2021 года составили 212,14 млрд.руб., что на 8,6 млрд.руб. больше, чем в предыдущем году.

Дальнейшее развитие получила созданная в Санкт-Петербурге, при участии КНВШ, комплексная система поддержки молодых ученых, охватывающая все категории: от школьников до молодых докторов наук, обеспечивающая возможности самореализации и развития талантов в научно-образовательной сфере. Ежегодно под эгидой Правительства Санкт-Петербурга проводятся более 15 крупных конкурсов, направленных на поддержку научно-образовательной деятельности молодежи, в которых принимают участие более 7 тыс. человек, поддержку получает в среднем каждый четвертый проект, общий объем финансирования конкурсов составляет более 90 млн.руб. Растет доля молодых исследователей в возрасте до 39 лет среди общего числа исследователей.

Санкт-Петербург - один из ключевых российских научных и инновационно-технологических регионов, территория концентрации и развития человеческого капитала, один из лидеров России в развитии экономики знаний. Экономика знаний сегодня признана наиболее эффективной моделью социально-экономического развития регионов и государств, обеспечивающей экономический рост преимущественно за счет наукоемких новых секторов и производств. Сегодня в развитых странах передовые технологии и связанные с ними инновации обеспечивают до 60% экономического роста. Эксперты полагают, что разворачивающаяся волна цифровизации и распространения передовых производственных технологий сможет увеличить ежегодные темпы роста производительности труда в мире с 1% в год в настоящее время до 3% в год.

Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164 (далее - Стратегия 2035), наука, технологии, профессиональное образование и инновации закреплены в качестве одного из ключевых направлений развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу. В частности, в Стратегии 2035 отмечается, что для перехода Санкт-Петербурга на инновационный путь развития необходимо обеспечить развитие научной и научно-технической деятельности, эффективного трансфера передовых технологий и инновационных изобретений от разработчиков до потребителей.

Санкт-Петербург сегодня входит в пятерку российских городов, на долю которых за последние 30 лет пришлось более 70% российских научных публикаций. По итогам 2020 года фактическое значение показателя "Доля публикаций российских исследователей от общего количества публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science)" для исследователей из Санкт-Петербурга составило 0,40%, что выше планового показателя 0,24%, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (целевое значение показателя для российских исследователей - 2,44%).

По итогам рейтинга QS Best Student Cities-2022 Санкт-Петербург вошел в топ-100 лучших студенческих городов мира.

В вузах Санкт-Петербурга по программам высшего образования обучается более 163 тыс. иногородних студентов и 5 тыс. аспирантов из всех субъектов Российской Федерации, более 33,8 тыс. иностранных студентов и более 2000 аспирантов из 157 государств ближнего и дальнего зарубежья. Доля иногородних и иностранных студентов составляет 62% всего контингента. Численность иностранных студентов за последние десять лет выросла более чем в 2,3 раза. Вузы Санкт-Петербурга участвуют в международных рейтингах университетов (THE, QS, ARWU), продвигаясь как в общих, глобальных, так и предметных рейтингах. В 2016-2021 годах в них были включены шестнадцать вузов Санкт-Петербурга. В Московском международном рейтинге вузов MosIUR представлено десять вузов Санкт-Петербурга.

В сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) и инноваций Санкт-Петербурга развернуто 37 центров коллективного пользования научным оборудованием, 18 бизнес-инкубаторов, 13 технопарков; при университетах Санкт-Петербурга создано более 200 малых инновационных предприятий, а общее количество лицензионных соглашений с вузами Санкт-Петербурга превышает 250.

Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом для активного участия в реализации национальных проектов в сфере науки и образования и имеет очень хорошие перспективы его развития. В сфере науки, инновационно-технологических разработок и системе профессионального образования Санкт-Петербурга сформирован целый комплекс значимых проектов и инициатив:

реализуется стратегически важный инфраструктурный проект "Территория развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - СПбГУ);

участие 11 университетов Санкт-Петербурга в программе стратегического лидерства "Приоритет-2030" (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский горный университет" (далее - Горный университет); федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.В.И.Ульянова (Ленина)" (далее - ЛЭТИ); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна"; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения" (далее - ГУАП); федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО" (далее - ИТМО); федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный морской технический университет" (далее - СПбГМТУ); Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой"; государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО ПСПБГМУ им.И.П.Павлова Минздрава России); федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (далее - ПГУПС);

прорабатывается вопрос создания инновационных научно-технологических центров (далее - ИНТЦ): на базе СПбГУ ИНТЦ "Невская дельта" (Санкт-Петербург), на базе ИТМО ИНТЦ "ИТМО Хайпарк" (Санкт-Петербург), на базе СПбГМТУ ИНТЦ "Приморская долина" (Санкт-Петербург и Ленинградская область);

Правительством Санкт-Петербурга поддержаны заявки на участие в конкурсном отборе современных университетских кампусов мирового уровня: СПбГУ, ИТМО и федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" (далее - СПбПУ) ("Технополис политех");

деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы (далее - НТИ) на базе СПбГУ, СПбПУ, ИТМО и ГУАП);

создание научных центров мирового уровня в рамках национального проекта "Наука": математического научного центра мирового уровня "Санкт-Петербургский международный математический институт имени Леонарда Эйлера"; консорциума СПбГУ и Санкт-Петербургского отделения Математического института им.В.А.Стеклова Российской академии наук; научного центра мирового уровня "Персонализированная медицина" на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А.Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации с участием федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт экспериментальной медицины"; Павловского центра "Интегративная физиология - персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям стрессоустойчивости" на базе федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физиологии им.И.П.Павлова Российской академии наук с участием в том числе федерального государственного бюджетного учреждения науки Института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М.Сеченова Российской академии наук, ЛЭТИ; научного центра мирового уровня "Передовые цифровые технологии" на базе СПбПУ с участием в том числе СПбГМТУ и научно-исследовательского института гриппа имени А.А.Смородинцева Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, СПбГУ, федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии" и федеральное государственное бюджетное научное учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений им.Н.И.Вавилова" входят в состав участников научного центра мирового уровня "Агротехнологии будущего";

создание научно-образовательного центра мирового уровня "Искусственный интеллект в промышленности" в рамках меморандума о сотрудничестве, заключенного 06.06.2019 между Санкт-Петербургом, публичным акционерным обществом "Газпром нефть", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.В.И.Ульянова (Ленина)";

осуществление деятельности специализированных образовательных центров в сфере STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) для талантливой молодежи: специализированного учебно-научного центра (далее - СУНЦ) СПбГУ, центра общего образования - академического лицея "Физико-техническая школа" имени Ж.И.Алфёрова федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования и науки "Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет имени Ж.И.Алфёрова Российской академии наук", научно-образовательного медико-биологического центра для одаренных детей и молодежи "Солнечный" федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр им.В.А.Алмазова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Центра научно-технического творчества молодежи "ФаблабПолитех" и других;

реализация следующих соглашений о сотрудничестве в научно-образовательной сфере: Соглашение о взаимном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и федеральным государственным бюджетным учреждением науки Санкт-Петербургским научным центром Российской академии наук от 21.06.2012; Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и региональной общественной организацией "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" от 13.02.2013; Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" от 25.10.2013; Соглашение о сотрудничестве в сфере профессионального образования между Санкт-Петербургом, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", региональной общественной организацией "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" и общественной организацией "Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга" от 23.11.2015, Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Российской академией образования от 30.09.2016; Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Всероссийской общественной организацией "Русское географическое общество" от 01.09.2017; Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" от 16.06.2019; Меморандум о сотрудничестве между Санкт-Петербургом, публичным акционерным обществом "Газпром нефть", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики", федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им.В.И.Ульянова (Ленина)" от 06.06.2019; Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" от 02.07.2019; Соглашение о взаимодействии между Комитетом по науке и высшей школе, Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, межрегиональной общественной организацией развития высшего образования "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области", Фондом инфраструктурных и образовательных программ и публичным акционерным обществом "Газпром нефть" от 28.10.2021; Соглашение между Российским научным фондом и Правительством Санкт-Петербурга о сотрудничестве в сфере поддержки фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований от 19.11.2021.

Высокая позиция Санкт-Петербурга в научно-технологической, инновационной сфере подтверждается и выбором Санкт-Петербурга в качестве места проведения научных конференций и форумов мирового уровня: XX юбилейной международной конференции по растворной химии (2019), XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии (2019) и др.

В 2022 году в Санкт-Петербурге пройдут европейский чемпионат профессионального мастерства "EuroSkills-2022" и Международный математический конгресс ICM'22.

В то же время сектор науки, технологий, инноваций и профессионального образования Санкт-Петербурга имеет ряд системных ограничений для поступательного развития и достижения поставленных целей, а именно:

1. Ключевой вопрос - более низкие (по сравнению с международными лидерами) темпы научного и инновационно-технологического развития.

2. Результаты НИОКР с трудом конвертируются в полезные продукты, выводимые на рынок.

3. В Санкт-Петербурге на 69 государственных и негосударственных гражданских вузов приходится семь университетов, которые входят в мировые рейтинги конкурентоспособности университетов 2020-2022 годов:

СПбГУ (242 место во Всемирном рейтинге университетов QS, 601-800-е места в Глобальном рейтинге университетов Times Higher Education (THE) и 301-400-е места в Академическом рейтинге университетов мира - ARWU;

СПбПУ (393 - QS, 301-350 - THE);

ИТМО (365 - QS, 601-800 - THE);

Горный университет (1001-1200 - QS, 401-500 - THE);

ЛЭТИ (701-750 - QS, 1201+ - THE);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена" (далее - РГПУ им.А.И.Герцена) (1001-1200 - QS);

ФГБОУ ВО ПСПБГМУ им.И.П.Павлова Минздрава России) (1201+ -THE).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»