ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2024 года № 340
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. В преамбуле постановления слова "статьей 10" заменить словами "статьей 9".
1.2. В пункте 2-2 постановления:
1.2.1. В абзаце первом слова "в пунктах 1 и 4" заменить словами "в пунктах 1.1 и 1.2".
1.2.2. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.16-1.25 таблицы 10 процессной части подраздела 10.3 раздела 10 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на предоставление бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
1.3. Пункт 3.2 постановления изложить в следующей редакции:
"3.2. До 1 марта года, следующего за отчетным, посредством государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Реестр государственных программ Санкт-Петербурга", созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 № 770 (далее - РГП), направлять в Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга годовой отчет о ходе реализации государственной программы".
1.4. В пункте 3.3 постановления слово "апреля" заменить словами "мая посредством РГП".
1.5. Пункт 4.3 постановления изложить в следующей редакции:
"4.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга и Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий государственной программы".
1.6. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Полякова К.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 08.05.2024 № 340
Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КППИТ |
2 | Соисполнитель (соисполнители) государственной программы | АР
|
3 | Участник (участники) государственной программы | Северо-Западное ГУ Банка России
|
4 | Цели государственной программы | 1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге.
|
5 | Задачи государственной программы | 1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане), повышение общественной значимости МСП в Санкт-Петербурге.
|
6 | Основания разработки государственной программы | Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
|
|
| Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р
|
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
|
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 119694033,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
|
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограммы:
|
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 16997132,6 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 144869,6 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| Общий объем финансирования региональных проектов составляет 312963,0 тыс.руб., в том числе:
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 128846,8 тыс.руб., в том числе по годам:
|
|
| за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:
|
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Созданы условия максимально полного удовлетворения спроса населения Санкт-Петербурга на бытовые услуги и товары первой необходимости; население Санкт-Петербурга обеспечено стационарными торговыми объектами и посадочными местами в организациях общественного питания;
|
2. Характеристика текущего состояния сферы предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга является основой для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения качества городской среды, развития человеческого капитала, обеспечения эффективности управления и развития гражданского общества. В рамках развития экономики обеспечивается занятость населения, формируются поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга, удовлетворяются потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Устойчиво развивающаяся экономика является базой для создания благоприятной среды и условий комфортного проживания населения. Фундаментом такой экономики в том числе является динамичное развитие таких ее сфер, как МСП, добросовестная конкуренция и потребительский рынок, а также финансовый рынок.
Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. По данным реестра субъектов МСП, на 10.01.2024 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 368,4 тыс. субъектов МСП, из них 46% являются юридическими лицами и 54% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 95,2% субъектов МСП, на долю малых предприятий - 4,4% субъектов МСП и на долю средних предприятий - 0,4%.
За 2023 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в реестре субъектов МСП, увеличилось на 2,9% (в целом по Российской Федерации увеличение составило 6%).
По результатам 2023 года наблюдается положительная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 368,4 тыс. субъектов МСП 15,0% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 55,3 тыс. единиц, что на 0,9 тыс. единиц (1,53%) больше аналогичного показателя по результатам 2022 года.
По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2023 года субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1799,79 тыс. человек, что на 2,6% больше аналогичного показателя по итогам 2022 года.
По данным Федеральной налоговой службы, субъектами МСП, применяющими специальные налоговые режимы, на 01.01.2024 уплачено в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга 72,6 млрд.руб.
В отраслевой структуре субъектов МСП преобладают предприятия оптовой торговли (кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) - 12,36% от общего количества субъектов МСП.
Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Санкт-Петербурга, формирует более трети валового регионального продукта и занимает второе место по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней, характеризуется высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, развитой инфраструктурой.
В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2023 осуществляют деятельность 25,2 тыс. предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей около 7,4 млн.кв.м, 8,9 тыс. предприятий общественного питания и 9,7 тыс. предприятий бытового обслуживания.
По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации.
В целях повышения качества сервисного обслуживания потребителей, престижности профессий сферы торговли и услуг, содействия обеспечению квалифицированными кадрами предприятий сферы потребительского рынка в Санкт-Петербурге проводятся профессиональные конкурсы и фестивали.
Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию в сфере торговли и услуг, можно выделить следующие существующие проблемы:
неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, а также сокращение доли несетевой розницы в обороте товаров повседневного спроса за счет увеличения доли торговых сетей;
дороговизна отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и услуг.
Важным сегментом потребительского рынка является оказание таких социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, как банные и ритуальные услуги.
В Санкт-Петербурге функционируют 32 общественные бани, оказывающие услуги населению Санкт-Петербурга по социальным тарифам: 85 руб. и 100 руб. за 1,5 часа помывки.
В черте Санкт-Петербурга расположено 88 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) уделяется особое внимание благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также сохранению историко-мемориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями.
Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни населения Санкт-Петербурга, является эффективная система защиты прав потребителей.
В последние несколько лет в Санкт-Петербурге все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития Санкт-Петербурга, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга.
Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.
Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона горячей линии по защите прав потребителей. Получить консультационные услуги по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг жители Санкт-Петербурга могут на безвозмездной основе.
В целях обеспечения доступности населению Санкт-Петербурга консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей совместно с Управлением Роспотребнадзора и общественными объединениями потребителей осуществляется работа по реализации пилотного проекта по организации консультирования потребителей по вопросам защиты их прав в помещениях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи реализуется в целях выработки согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Санкт-Петербурга, а также содействия органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге в осуществлении ими защиты прав потребителей.
Недостаточно высокий уровень финансовой грамотности населения негативно влияет на благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, замедляет инвестиционные процессы и приводит к ухудшению социально-экономического положения Санкт-Петербурга.
В целях содействия повышению уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, создания системы финансового образования и информирования по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в Санкт-Петербурге, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 № 425 утверждены Основные направления повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы, в рамках которых, в том числе, реализуются мероприятия по мониторингу и оценке уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения, а также информированности жителей Санкт-Петербурга о способах защиты прав потребителей финансовых услуг.
Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, контактирующих с пищевым продуктом композитных упаковочных материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.
С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к появлению на рынке фальсифицированной продукции, поступающей в том числе в учреждения социальной сферы в рамках государственных закупок (особенно в детские дошкольные и образовательные учреждения).
Можно выделить следующие проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге:
низкий уровень взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей;
низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей;
недостаточная финансовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов;
низкий уровень удовлетворенности петербуржцев качеством продовольственных товаров.
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей, в том числе в области финансового просвещения, является организация системы правового и финансового образования потребителей и предпринимателей в сфере защиты прав потребителей, усиление профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение эффективного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге.
Региональные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" реализуются в рамках заключенных соглашений:
от 25.10.2020 № 139-09-2021-048 Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение 1);