ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2024 года № 340

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 9 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 № 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 № 554 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. В преамбуле постановления слова "статьей 10" заменить словами "статьей 9".

1.2. В пункте 2-2 постановления:

1.2.1. В абзаце первом слова "в пунктах 1 и 4" заменить словами "в пунктах 1.1 и 1.2".

1.2.2. Абзац второй изложить в следующей редакции:

"Осуществить реализацию мероприятий, указанных в пунктах 1.16-1.25 таблицы 10 процессной части подраздела 10.3 раздела 10 государственной программы, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на предоставление бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

1.3. Пункт 3.2 постановления изложить в следующей редакции:

"3.2. До 1 марта года, следующего за отчетным, посредством государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Реестр государственных программ Санкт-Петербурга", созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 № 770 (далее - РГП), направлять в Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга годовой отчет о ходе реализации государственной программы".

1.4. В пункте 3.3 постановления слово "апреля" заменить словами "мая посредством РГП".

1.5. Пункт 4.3 постановления изложить в следующей редакции:

"4.3. В порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга и Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий государственной программы".

1.6. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Полякова К.В.

Губернатор Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 08.05.2024 № 340

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КППИТ

2

Соисполнитель (соисполнители) государственной программы

АР


КГА


КИО


КПВСМИ


КСП


КФ


УСП

3

Участник (участники) государственной программы

Северо-Западное ГУ Банка России


Управление Роспотребнадзора


Управление ФНС

4

Цели государственной программы

1. Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге.


2. Формирование условий для максимально полного удовлетворения потребностей населения Санкт-Петербурга в товарах и услугах.


3. Создание условий для обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге

5

Задачи государственной программы

1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - самозанятые граждане), повышение общественной значимости МСП в Санкт-Петербурге.


2. Содействие созданию благоприятной конкурентной среды в Санкт-Петербурге.


3. Обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг в Санкт-Петербурге.


4. Предупреждение нарушений в сфере качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге, и обеспечение эффективной защиты прав потребителей

6

Основания разработки государственной программы

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"


Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"


Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"


Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы"


Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента РФ № 204)


Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 68)


Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

 

 

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 1364-р


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.06.2019 № 1188-р


Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" (далее - Стратегия 2035)


Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;


Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;


Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 119694033,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 49854290,0 тыс.руб.;


2025 г. - 33806243,0 тыс.руб.;


2026 г. - 36033500,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограммы:


Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - Подпрограмма № 1)


Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания и сферы ритуальных услуг (далее - Подпрограмма № 2)


Развитие системы обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге (далее - Подпрограмма № 3)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 16997132,6 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 16852263,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 4725117,4 тыс.руб.;


2025 г. - 2548999,1 тыс.руб.;


2026 г. - 2005671,6 тыс.руб.;


2027 г. - 2438591,3 тыс.руб.;


2028 г. - 2523032,7 тыс.руб.;


2029 г. - 2610850,9 тыс.руб.,

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 144869,6 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 142346,8 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 2522,8 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

 

 

 

Общий объем финансирования региональных проектов составляет 312963,0 тыс.руб., в том числе:


за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 184116,2 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 184116,2 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 128846,8 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 128846,8 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.,

 

 

 

за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб., в том числе по годам:


2024 г. - 0,0 тыс.руб.;


2025 г. - 0,0 тыс.руб.;


2026 г. - 0,0 тыс.руб.;


2027 г. - 0,0 тыс.руб.;


2028 г. - 0,0 тыс.руб.;


2029 г. - 0,0 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Созданы условия максимально полного удовлетворения спроса населения Санкт-Петербурга на бытовые услуги и товары первой необходимости; население Санкт-Петербурга обеспечено стационарными торговыми объектами и посадочными местами в организациях общественного питания;


созданы условия для реализации жителями Санкт-Петербурга прав потребителей;


созданы благоприятные условия для развития субъектов МСП в Санкт-Петербурге

2. Характеристика текущего состояния сферы предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга с указанием основных проблем

Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга является основой для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения качества городской среды, развития человеческого капитала, обеспечения эффективности управления и развития гражданского общества. В рамках развития экономики обеспечивается занятость населения, формируются поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга, удовлетворяются потребности общества в разнообразных товарах, работах и услугах. Устойчиво развивающаяся экономика является базой для создания благоприятной среды и условий комфортного проживания населения. Фундаментом такой экономики в том числе является динамичное развитие таких ее сфер, как МСП, добросовестная конкуренция и потребительский рынок, а также финансовый рынок.

Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности. По данным реестра субъектов МСП, на 10.01.2024 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 368,4 тыс. субъектов МСП, из них 46% являются юридическими лицами и 54% - индивидуальными предпринимателями. При этом на долю микропредприятий приходится 95,2% субъектов МСП, на долю малых предприятий - 4,4% субъектов МСП и на долю средних предприятий - 0,4%.

За 2023 год количество субъектов МСП в Санкт-Петербурге, сведения о которых содержатся в реестре субъектов МСП, увеличилось на 2,9% (в целом по Российской Федерации увеличение составило 6%).

По результатам 2023 года наблюдается положительная динамика в изменении количества вновь созданных субъектов МСП, включая индивидуальных предпринимателей, из 368,4 тыс. субъектов МСП 15,0% являются вновь созданными субъектами. Данная группа насчитывает 55,3 тыс. единиц, что на 0,9 тыс. единиц (1,53%) больше аналогичного показателя по результатам 2022 года.

По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2023 года субъекты МСП (включая микропредприятия) обеспечили рабочие места для 1799,79 тыс. человек, что на 2,6% больше аналогичного показателя по итогам 2022 года.

По данным Федеральной налоговой службы, субъектами МСП, применяющими специальные налоговые режимы, на 01.01.2024 уплачено в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга 72,6 млрд.руб.

В отраслевой структуре субъектов МСП преобладают предприятия оптовой торговли (кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) - 12,36% от общего количества субъектов МСП.

Потребительский рынок является одной из основных отраслей экономики Санкт-Петербурга, формирует более трети валового регионального продукта и занимает второе место по вкладу в доходную часть бюджетов всех уровней, характеризуется высокой конкуренцией, предпринимательской активностью, благоприятным инвестиционным климатом, развитой инфраструктурой.

В Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2023 осуществляют деятельность 25,2 тыс. предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей около 7,4 млн.кв.м, 8,9 тыс. предприятий общественного питания и 9,7 тыс. предприятий бытового обслуживания.

По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации.

В целях повышения качества сервисного обслуживания потребителей, престижности профессий сферы торговли и услуг, содействия обеспечению квалифицированными кадрами предприятий сферы потребительского рынка в Санкт-Петербурге проводятся профессиональные конкурсы и фестивали.

Вместе с тем, анализируя сложившуюся ситуацию в сфере торговли и услуг, можно выделить следующие существующие проблемы:

неравномерное территориальное распределение объектов торговли и услуг, а также сокращение доли несетевой розницы в обороте товаров повседневного спроса за счет увеличения доли торговых сетей;

дороговизна отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и услуг.

Важным сегментом потребительского рынка является оказание таких социально направленных услуг жителям Санкт-Петербурга, как банные и ритуальные услуги.

В Санкт-Петербурге функционируют 32 общественные бани, оказывающие услуги населению Санкт-Петербурга по социальным тарифам: 85 руб. и 100 руб. за 1,5 часа помывки.

В черте Санкт-Петербурга расположено 88 кладбищ и крематорий. С учетом территориальных границ Санкт-Петербурга и специфики захоронений (воинские, братские, вероисповедальные) уделяется особое внимание благоустройству и возможному расширению существующих кладбищ, а также сохранению историко-мемориальных кладбищ с воинскими и гражданскими захоронениями.

Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам, связанным с обеспечением устойчивого экономического развития и высокого качества жизни населения. Одной из составляющих, оказывающих существенное влияние на повышение качества жизни населения Санкт-Петербурга, является эффективная система защиты прав потребителей.

В последние несколько лет в Санкт-Петербурге все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития Санкт-Петербурга, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга.

Одним из основных приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга в сфере развития потребительского рынка на среднесрочную и долгосрочную перспективу является создание благоприятных условий для реализации населением Санкт-Петербурга прав потребителей и повышения качества и безопасности товаров и услуг, реализуемых в Санкт-Петербурге.

Для повышения эффективности правовой защищенности граждан в Санкт-Петербурге организована работа консультационного пункта и телефона горячей линии по защите прав потребителей. Получить консультационные услуги по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, качества приобретенных товаров и услуг жители Санкт-Петербурга могут на безвозмездной основе.

В целях обеспечения доступности населению Санкт-Петербурга консультационной помощи в сфере защиты прав потребителей совместно с Управлением Роспотребнадзора и общественными объединениями потребителей осуществляется работа по реализации пилотного проекта по организации консультирования потребителей по вопросам защиты их прав в помещениях внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей для оказания населению бесплатной консультационной помощи реализуется в целях выработки согласованных комплексных подходов к решению задач, связанных с защитой прав потребителей Санкт-Петербурга, а также содействия органам местного самоуправления в Санкт-Петербурге в осуществлении ими защиты прав потребителей.

Недостаточно высокий уровень финансовой грамотности населения негативно влияет на благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, замедляет инвестиционные процессы и приводит к ухудшению социально-экономического положения Санкт-Петербурга.

В целях содействия повышению уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга, создания системы финансового образования и информирования по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в Санкт-Петербурге, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2021 № 425 утверждены Основные направления повышения уровня финансовой грамотности населения Санкт-Петербурга на 2021-2024 годы, в рамках которых, в том числе, реализуются мероприятия по мониторингу и оценке уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения, а также информированности жителей Санкт-Петербурга о способах защиты прав потребителей финансовых услуг.

Наиболее остро проблема защиты прав потребителей проявляется в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В определенной мере это связано с развитием пищевых технологий, появлением генно-модифицированных продуктов и наноматериалов, новых видов сырья, функциональных ингредиентов и технологических добавок, контактирующих с пищевым продуктом композитных упаковочных материалов, оказывающих неоднозначное воздействие на здоровье людей, особенно так называемых групп риска.

С одной стороны, расширение производства продуктов питания, увеличение ассортимента невозможно без широкого применения новых технологий. С другой стороны, недостаточность в ряде случаев эпидемиологических, клинических и лабораторных испытаний приводит к появлению на рынке фальсифицированной продукции, поступающей в том числе в учреждения социальной сферы в рамках государственных закупок (особенно в детские дошкольные и образовательные учреждения).

Можно выделить следующие проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения прав потребителей в Санкт-Петербурге:

низкий уровень взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей;

низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов в сфере защиты прав потребителей;

недостаточная финансовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов;

низкий уровень удовлетворенности петербуржцев качеством продовольственных товаров.

Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей, в том числе в области финансового просвещения, является организация системы правового и финансового образования потребителей и предпринимателей в сфере защиты прав потребителей, усиление профилактических мер в сфере защиты прав потребителей, а также обеспечение эффективного взаимодействия участников региональной системы защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге.

Региональные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" и "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами" реализуются в рамках заключенных соглашений:

от 25.10.2020 № 139-09-2021-048 Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъекте Российской Федерации (далее - Соглашение 1);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»