ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2024 года № 308

О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" следующие изменения:

1.1. Пункт 2-7 постановления изложить в следующей редакции:

"2-7. Осуществить реализацию мероприятия, указанного в пункте 2.1 таблицы проектной части подраздела 8.3, пунктах 1 и 2 таблицы проектной части подраздела 9.3, пунктах 1 и 2 таблицы проектной части подраздела 11.3, пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 таблицы проектной части подраздела 12.3 приложения к постановлению, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга".

1.2. Пункт 5.2 постановления изложить в следующей редакции:

"5.2. Ежегодно до 1 февраля текущего года представлять в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга отчет о выполнении мероприятий государственной программы на текущий финансовый год".

1.3. Дополнить постановление пунктом 5.2-1 следующего содержания:

"5.2-1. Ежегодно до 1 марта текущего года представлять в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга предложения для включения в план-график реализации государственной программы на текущий финансовый год и плановый период".

1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Разумишкина Е.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга

А.Д.Беглов

Приложение

к постановлению

Правительства Санкт-Петербурга

от 25.04.2024 № 308

Государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге"

1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КБ

2

Соисполнитель (соисполнители) государственной программы

АР


КДА


КППиООС


КС


КЭиИО


УВ

3

Участник (участники) государственной программы

АО "Невский экологический оператор"


ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"

4

Цели государственной программы

Создание комфортной и безопасной среды для жизни, включая повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение экологического благополучия, улучшение санитарного и эстетического состояния территорий Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов.


Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства зеленых насаждений Санкт-Петербурга для сохранения благоприятной окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, сохранение полезных свойств лесов, их экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций.


Улучшение экологической и санитарной обстановки в Санкт-Петербурге.


Обеспечение стабильной и благополучной эпизоотической и ветеринарно-санитарной обстановки на территории Санкт-Петербурга и безопасности, реализация мероприятий по созданию благоприятных условий по развитию гуманного отношения к животным на территории Санкт-Петербурга


Формирование комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для утилизации запрещенных к захоронению отходов.


Повышение уровня благоустройства, комфортности и безопасности городской среды. Улучшение условий жизни граждан в Санкт-Петербурге за счет создания качественных и современных общественных территорий, формирования новых возможностей для отдыха, занятий спортом, самореализации людей

6

Основания разработки государственной программы

Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р;


Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ № 68);


Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

 

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";


Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 "О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года";


постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации"

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)".


"Региональный проект "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)".


"Региональный проект "Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт-Петербург)".


"Региональный проект "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)"

8

Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы

Общий объем налоговых расходов составляет 351417,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:


2024 г. - 110030,0 тыс.руб.;


2025 г. - 117624,0 тыс.руб.;


2026 г. - 123763,0 тыс.руб.

9

Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия)

Подпрограмма "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" (далее - подпрограмма 1).


Подпрограмма "Эффективное управление территориями зеленых насаждений Санкт-Петербурга, сохранение средообразующих, защитных, оздоровительных и полезных функций указанных территорий, а также повышение их потенциала" (далее - подпрограмма 2).


Подпрограмма "Региональная программа Санкт-Петербурга в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - подпрограмма 3).


Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Санкт-Петербурга, реализация мероприятий по гуманному и ответственному отношению к животным на территории Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 4).


Подпрограмма "Развитие и содержание объектов благоустройства" (далее - подпрограмма 5)

10

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы - 155961872,6 тыс.руб.,


в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 150874666,8 тыс.руб.,


из них по годам:


2024 г. - 30143490,1 тыс.руб.;


2025 г. - 25621182,1 тыс.руб.;


2026 г. - 21446634,2 тыс.руб.;


2027 г. - 23511253,8 тыс.руб.;


2028 г. - 24975183,7 тыс.руб.,


2029 г. - 25176922,9 тыс.руб.,

 

 

 

за счет средств федерального бюджета - 281942,5 тыс.руб.,


из них по годам:


2024 г. - 79658,1 тыс.руб.;


2025 г. - 101706,3 тыс.руб.;


2026 г. - 100578,1 тыс.руб.,


за счет внебюджетных средств - 4805263,3 тыс.руб.,


из них по годам:


2024 г. - 4716388,3 тыс.руб.,


2025 г. - 88875,0 тыс.руб.,

 

 

 

из них на реализацию региональных проектов, входящих в состав национальных проектов, - 8044192,0 тыс.руб.,


в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 8037964,8 тыс.руб.,


из них по годам:


2024 г. - 2618617,2 тыс.руб.;


2027 г. - 1736080,1 тыс.руб.;


2028 г. - 1805523,3 тыс.руб.;


2029 г. - 1877744,2 тыс.руб.,


за счет средств федерального бюджета - 6227,2 тыс.руб.,


из них по годам:


2024 г. - 6227,2 тыс.руб.

11

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Обеспечение низкого уровня загрязнения атмосферного воздуха и удовлетворительное состояние водного бассейна;


увеличение доли жителей, положительно оценивающих уровень благоустройства среды проживания;


увеличение количества обезвреженных, утилизированных и обработанных ТКО; уменьшение количества захораниваемых ТКО;


выполнение всех необходимых противоэпизоотических и ветеринарных мероприятий;


повышение уровня благоустройства, комфортности и безопасности городской среды

2. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга с указанием основных проблем

Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности Санкт-Петербурга для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация государственной программы приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике Санкт-Петербурга.

Основным направлением развития благоустройства в Санкт-Петербурге является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному. В Санкт-Петербурге должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий, которая позволит планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.

Объекты благоустройства обеспечивают оформление городского пространства и стабильность функционирования Санкт-Петербурга, а также комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности его населения.

Качество городской среды в Санкт-Петербурге определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.

Для реформирования системы общественных пространств необходимо обеспечить превращение зеленых насаждений, улиц, площадей, набережных в комфортные и безопасные места проведения досуга и социализации с широким набором услуг для жителей и гостей Санкт-Петербурга. При этом для развития озелененных общественных пространств необходимо обеспечить применение комплексного подхода к благоустройству существующих зеленых насаждений с наполнением их нестационарными объектами сферы услуг, спорта и культуры в районах массовой жилой застройки, а также созданием рекреационных зон, в том числе тематических парков.

В 2023 году на территории Санкт-Петербурга было образовано 1645,1 тыс.т ТКО, из них подверглось обработке 935,9 тыс.т (56,9%), утилизации после обработки - 81,9 тыс.т (5,0%), направлено на захоронение - 1561,2 тыс. тонн (94,9%). Обезвреживание ТКО в 2023 году на территории Санкт-Петербурга не осуществлялось.

Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами автомобильного транспорта, а также выбросами промышленных предприятий. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт.

По состоянию на 01.01.2024 природно-заповедный фонд Санкт-Петербурга представлен 17 особо охраняемыми природными территориями регионального значения общей площадью 9 212 га, что составляет 6,4% от площади Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2024 на территории Санкт-Петербурга находится более 1000 водных объектов. Суммарная площадь водоемов в границах Санкт-Петербурга составляет более 32 кв.км или 2,2% территории Санкт-Петербурга.

Благоприятная окружающая среда на территории Санкт-Петербурга во многом обеспечивается за счет зеленого фонда Санкт-Петербурга. Сохранение зеленого фонда и биоразнообразия за счет создания особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. По состоянию на 01.01.2024 на территории Санкт-Петербурга организовано семь памятников природы регионального значения общей площадью 530,6 га и десять государственных природных заказников регионального значения общей площадью 8 681,2 га.

Объемы ежегодных посадок деревьев и кустарников ежегодно растут. Объем посадки цветов достиг 5,5 млн.шт. в год, при этом постоянно увеличивается количество многолетних цветочных растений.

Применяется постепенный переход от широкого использования однолетних культур к использованию многолетних декоративно-цветущих и декоративно-лиственных растений и кустарников с созданием цветочных композиций только вблизи значимых городских объектов, что позволяет снижать нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга.

Большое значение уделяется цветочному оформлению основных магистралей, садов и парков Санкт-Петербурга. Для объемного цветочного оформления Санкт-Петербурга используется более 20 тыс. конструкций разнообразной конфигурации с посадками ампельных видов растений. Для озеленения территорий Санкт-Петербурга с ограниченной площадью мест посадок деревьев используются приемы контейнерного озеленения.

В Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сохраняется благополучная эпизоотическая обстановка. Среди животных разных видов, содержащихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по содержанию животных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии проводится комплекс противоэпизоотических ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями животных, обеспечивающий защиту территории Санкт-Петербурга от карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.

Методика формирования индекса качества городской среды, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 № 510-р, позволяет обеспечивать проведение на постоянной и системной основе оценки уровня качества городской среды Санкт-Петербурга, по итогам которой ежегодно формируется и публикуется индекс качества городской среды Санкт-Петербурга.

Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности Санкт-Петербурга на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.

Предварительное значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2023 год составляет 270 баллов. Текущее состояние городской среды оценивается как благоприятное. Улучшение качества городской среды по отношению к 2019 году составило 11%, что соответствует показателю паспорта федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".

Точное значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2023 год будет рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 01.04.2024.

Определение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, которые будут положены в основу принятия управленческих решений ИОГВ при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение актуальных проблем.

КППиООС является ответственным исполнителем по реализации трех региональных проектов: "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)", "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)" и "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)" национального проекта "Экология".

Между КППиООС и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключены соглашения:

от 04.02.2019 № 051-2019-G80029-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург (далее - Соглашение № 051-2019-G80029-1);

от 15.02.2019 № 051-2019-G20084-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург (далее - Соглашение № 051-2019-G20084-1);

от 07.12.2022 № 051-2022-G10028-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт Петербурга (далее - Соглашение № 051-2022-G10028-1);

от 27.12.2022 № 051-09-2023-011 Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение № 051-09-2023-011).

3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга, прогноз развития сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы

Основной целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Основными приоритетами политики в экологической сфере являются:

предотвращение загрязнения всех компонентов окружающей среды;

ликвидация накопленного вреда окружающей среде;

обеспечение экологической безопасности ГТС и защиты территорий от опасных природных явлений;

обеспечение эффективной работы экологических аварийных служб на суше и акватории;

сохранение природных комплексов, объектов животного и растительного мира за счет развития сети особо охраняемых природных территорий;

развитие системы регионального экологического мониторинга;

обеспечение функционирования государственной информационной системы в сфере охраны окружающей среды "Экологический паспорт Санкт-Петербурга";

обеспечение доступа всех целевых групп к информации о состоянии окружающей среды, экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения на территории Санкт-Петербурга.

Основными целями государственной политики в области обращения с ТКО являются:

повышение эффективности управления в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечения санитарного благополучия населения Санкт-Петербурга;

обеспечение снижения экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку).

Основными направлениями государственной политики в сфере обращения с отходами являются:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

обработка, утилизация и обезвреживание отходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»