ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2024 года № 308
О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 29.11.2023 № 714-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 487 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" следующие изменения:
1.1. Пункт 2-7 постановления изложить в следующей редакции:
"2-7. Осуществить реализацию мероприятия, указанного в пункте 2.1 таблицы проектной части подраздела 8.3, пунктах 1 и 2 таблицы проектной части подраздела 9.3, пунктах 1 и 2 таблицы проектной части подраздела 11.3, пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 таблицы проектной части подраздела 12.3 приложения к постановлению, путем выделения бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга".
1.2. Пункт 5.2 постановления изложить в следующей редакции:
"5.2. Ежегодно до 1 февраля текущего года представлять в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга отчет о выполнении мероприятий государственной программы на текущий финансовый год".
1.3. Дополнить постановление пунктом 5.2-1 следующего содержания:
"5.2-1. Ежегодно до 1 марта текущего года представлять в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга предложения для включения в план-график реализации государственной программы на текущий финансовый год и плановый период".
1.4. Приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Разумишкина Е.Н.
Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 25.04.2024 № 308
Государственная программа Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Благоустройство и охрана окружающей среды в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | КБ |
2 | Соисполнитель (соисполнители) государственной программы | АР
|
3 | Участник (участники) государственной программы | АО "Невский экологический оператор"
|
4 | Цели государственной программы | Создание комфортной и безопасной среды для жизни, включая повышение комфортности условий проживания граждан, обеспечение экологического благополучия, улучшение санитарного и эстетического состояния территорий Санкт-Петербурга |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов.
|
6 | Основания разработки государственной программы | Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 3268-р;
|
|
| |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | Региональный проект "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)".
|
8 | Оценка объемов налоговых расходов, соответствующих целям государственной программы | Общий объем налоговых расходов составляет 351417,0 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
|
9 | Перечень подпрограмм государственной программы (далее - подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее - отдельные мероприятия) | Подпрограмма "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" (далее - подпрограмма 1).
|
10 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы - 155961872,6 тыс.руб.,
|
|
| за счет средств федерального бюджета - 281942,5 тыс.руб.,
|
|
| из них на реализацию региональных проектов, входящих в состав национальных проектов, - 8044192,0 тыс.руб.,
|
11 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Обеспечение низкого уровня загрязнения атмосферного воздуха и удовлетворительное состояние водного бассейна;
|
2. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Благоустройство территорий является одним из наиболее эффективных инструментов повышения привлекательности Санкт-Петербурга для проживания, работы и проведения свободного времени. Успешная реализация государственной программы приводит к повышению стоимости недвижимости, снижению затрат на поддержание порядка и безопасности на территории. Все это способствует увеличению производительности труда в экономике Санкт-Петербурга.
Основным направлением развития благоустройства в Санкт-Петербурге является переход от нормативно-распределительного принципа управления к программно-инвестиционному. В Санкт-Петербурге должна быть создана система управления проектами благоустройства территорий, которая позволит планировать прямые и косвенные эффекты вложения бюджетных средств в благоустройство.
Объекты благоустройства обеспечивают оформление городского пространства и стабильность функционирования Санкт-Петербурга, а также комфортные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности его населения.
Качество городской среды в Санкт-Петербурге определяется степенью негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на атмосферный воздух, поверхностные воды, почвы, зеленые насаждения, биологические виды, а также геологическую среду.
Для реформирования системы общественных пространств необходимо обеспечить превращение зеленых насаждений, улиц, площадей, набережных в комфортные и безопасные места проведения досуга и социализации с широким набором услуг для жителей и гостей Санкт-Петербурга. При этом для развития озелененных общественных пространств необходимо обеспечить применение комплексного подхода к благоустройству существующих зеленых насаждений с наполнением их нестационарными объектами сферы услуг, спорта и культуры в районах массовой жилой застройки, а также созданием рекреационных зон, в том числе тематических парков.
В 2023 году на территории Санкт-Петербурга было образовано 1645,1 тыс.т ТКО, из них подверглось обработке 935,9 тыс.т (56,9%), утилизации после обработки - 81,9 тыс.т (5,0%), направлено на захоронение - 1561,2 тыс. тонн (94,9%). Обезвреживание ТКО в 2023 году на территории Санкт-Петербурга не осуществлялось.
Загрязнение воздушного бассейна обусловлено преимущественно выбросами автомобильного транспорта, а также выбросами промышленных предприятий. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автомобильный транспорт.
По состоянию на 01.01.2024 природно-заповедный фонд Санкт-Петербурга представлен 17 особо охраняемыми природными территориями регионального значения общей площадью 9 212 га, что составляет 6,4% от площади Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.01.2024 на территории Санкт-Петербурга находится более 1000 водных объектов. Суммарная площадь водоемов в границах Санкт-Петербурга составляет более 32 кв.км или 2,2% территории Санкт-Петербурга.
Благоприятная окружающая среда на территории Санкт-Петербурга во многом обеспечивается за счет зеленого фонда Санкт-Петербурга. Сохранение зеленого фонда и биоразнообразия за счет создания особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга. По состоянию на 01.01.2024 на территории Санкт-Петербурга организовано семь памятников природы регионального значения общей площадью 530,6 га и десять государственных природных заказников регионального значения общей площадью 8 681,2 га.
Объемы ежегодных посадок деревьев и кустарников ежегодно растут. Объем посадки цветов достиг 5,5 млн.шт. в год, при этом постоянно увеличивается количество многолетних цветочных растений.
Применяется постепенный переход от широкого использования однолетних культур к использованию многолетних декоративно-цветущих и декоративно-лиственных растений и кустарников с созданием цветочных композиций только вблизи значимых городских объектов, что позволяет снижать нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга.
Большое значение уделяется цветочному оформлению основных магистралей, садов и парков Санкт-Петербурга. Для объемного цветочного оформления Санкт-Петербурга используется более 20 тыс. конструкций разнообразной конфигурации с посадками ампельных видов растений. Для озеленения территорий Санкт-Петербурга с ограниченной площадью мест посадок деревьев используются приемы контейнерного озеленения.
В Санкт-Петербурге на протяжении ряда лет сохраняется благополучная эпизоотическая обстановка. Среди животных разных видов, содержащихся физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по содержанию животных на территории Санкт-Петербурга, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии проводится комплекс противоэпизоотических ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями животных, обеспечивающий защиту территории Санкт-Петербурга от карантинных и особо опасных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
Методика формирования индекса качества городской среды, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 № 510-р, позволяет обеспечивать проведение на постоянной и системной основе оценки уровня качества городской среды Санкт-Петербурга, по итогам которой ежегодно формируется и публикуется индекс качества городской среды Санкт-Петербурга.
Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности Санкт-Петербурга на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.
Предварительное значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2023 год составляет 270 баллов. Текущее состояние городской среды оценивается как благоприятное. Улучшение качества городской среды по отношению к 2019 году составило 11%, что соответствует показателю паспорта федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Точное значение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга за 2023 год будет рассчитано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в срок до 01.04.2024.
Определение индекса качества городской среды Санкт-Петербурга позволит сформировать понимание имеющихся достижений и актуальных проблем в сфере благоустройства Санкт-Петербурга, которые будут положены в основу принятия управленческих решений ИОГВ при формировании соответствующих программ благоустройства с включением в их состав мероприятий, которые направлены на решение актуальных проблем.
КППиООС является ответственным исполнителем по реализации трех региональных проектов: "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)", "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)" и "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)" национального проекта "Экология".
Между КППиООС и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации заключены соглашения:
от 04.02.2019 № 051-2019-G80029-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург (далее - Соглашение № 051-2019-G80029-1);
от 15.02.2019 № 051-2019-G20084-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт-Петербург (далее - Соглашение № 051-2019-G20084-1);
от 07.12.2022 № 051-2022-G10028-1 Соглашение о реализации регионального проекта "Чистая страна (город федерального значения Санкт-Петербург)" на территории города федерального значения Санкт Петербурга (далее - Соглашение № 051-2022-G10028-1);
от 27.12.2022 № 051-09-2023-011 Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение № 051-09-2023-011).
3. Приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период в сфере благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга, прогноз развития сферы благоустройства и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы
Основной целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.
Основными приоритетами политики в экологической сфере являются:
предотвращение загрязнения всех компонентов окружающей среды;
ликвидация накопленного вреда окружающей среде;
обеспечение экологической безопасности ГТС и защиты территорий от опасных природных явлений;
обеспечение эффективной работы экологических аварийных служб на суше и акватории;
сохранение природных комплексов, объектов животного и растительного мира за счет развития сети особо охраняемых природных территорий;
развитие системы регионального экологического мониторинга;
обеспечение функционирования государственной информационной системы в сфере охраны окружающей среды "Экологический паспорт Санкт-Петербурга";
обеспечение доступа всех целевых групп к информации о состоянии окружающей среды, экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения на территории Санкт-Петербурга.
Основными целями государственной политики в области обращения с ТКО являются:
повышение эффективности управления в области обращения с отходами производства и потребления, обеспечения санитарного благополучия населения Санкт-Петербурга;
обеспечение снижения экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку).
Основными направлениями государственной политики в сфере обращения с отходами являются:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
обработка, утилизация и обезвреживание отходов;