МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 февраля 2024 года N 42
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395,
приказываю:
1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701) с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387) (далее - приказ N 147), дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2026 г.".
2. Внести изменения в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом N 147, согласно приложению к настоящему приказу.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2026 г.
Министр
В.Г.Савельев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 февраля 2024 года,
регистрационный N 77239
Изменения, которые вносятся в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147
1. Пункт 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г. (вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.) (далее - Конвенция) и в целях реализации Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции.".
2. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Настоящие Правила определяют требования к следующим лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, включенных в перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации:
частный пилот (самолет, дирижабль, вертолет);
коммерческий пилот (самолет, дирижабль, вертолет);
пилот многочленного экипажа (самолет);
линейный пилот (самолет, вертолет);
пилот планера;
пилот свободного аэростата;
пилот сверхлегкого воздушного судна;
штурман;
бортрадист;
бортинженер (бортмеханик);
летчик-наблюдатель;
бортпроводник;
бортоператор;
внешний пилот;
специалист по техническому обслуживанию воздушных судов;
сотрудник по обеспечению полетов.".
3. Сноску "1" изложить в следующей редакции:
" Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 419 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71168).".
4. Абзац первый пункта 1.5 изложить в следующей редакции:
"1.5. Для выполнения предусмотренных настоящими Правилами функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством - членом Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом в области гражданской авиации (далее - уполномоченный орган), которое является неотъемлемой частью свидетельства.".
5. Сноску "2" изложить в следующей редакции:
" Подпункт 5.4.15 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (далее - Положение).".
6. Пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
"1.7. В случаях, установленных пунктом 1_3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 статьи 53_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.".
7. Пункт 1.9 изложить в следующей редакции:
"1.9. Обладателям свидетельств запрещается выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и квалификационными отметками, в случае выявления признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.".
8. Сноску "3" к пункту 1.9 изложить в следующей редакции;
" Пункт 8 статьи 53_1 Воздушного кодекса Российской Федерации.".
9. Пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"беспилотное гражданское воздушное судно, за исключением беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее (далее - беспилотное воздушное судно).".
10. В пункте 2.8:
а) в подпункте "а" слова "пилотажном тренажере" заменить словами "тренажерном устройстве имитации полета (далее - тренажер)";
б) подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) продемонстрировать знания, указанные в подпункте "б" пункта 6.1 настоящих Правил, за исключением обладателей квалификационной отметки о типе беспилотного воздушного судна;";
в) дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) обладатель квалификационной отметки о типе беспилотного воздушного судна, требуемой в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.7 настоящих Правил, должен продемонстрировать знания, указанные в подпункте "б" пункта 20.1 настоящих Правил.".
11. В абзаце втором пункта 2.12 слова "пилотажном тренажере" заменить словом "тренажере".
12. В пункте 2.18:
а) после слова "пилота" дополнить словами "(за исключением внешнего пилота)";
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"При обучении с целью получения свидетельства внешнего пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам, если оно имеет действующее медицинское заключение первого или третьего класса.".
13. Пункт 2.18 дополнить сноской "5" следующего содержания:
" Пункт 6 Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437 (зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 2021 г., регистрационный N 66527).".
14. В пункте 2.22:
а) абзац четвертый после слов "воздушным судном" дополнить словами "соответствующего класса или типа в случаях, установленных пунктом 2.7 настоящих Правил,";
б) абзац пятый дополнить словами "(квалификационной проверки)".
15. В пункте 8.1:
а) подпункт "а" после слова "требованиям" дополнить словами "к знаниям и навыкам";
б) в абзаце десятом подпункта "б" слова "имитации полета" исключить;
в) подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) продемонстрировать способность проводить летную подготовку на тех типах и классах воздушных судов, на которых предусматривается осуществление функций пилота-инструктора, включая предполетный инструктаж, разбор полетов и наземную подготовку;".
16. Абзац третий пункта 8.2 изложить в следующей редакции:
"проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства специалиста авиационного персонала и внесения квалификационных отметок;".
17. Дополнить пунктами 8.3 и 8.4 следующего содержания:
"8.3. Внешний пилот, обладающий квалификационной отметкой "инструктор", должен:
а) пройти подготовку по утвержденной программе подготовки инструкторов;
б) иметь налет не менее 150 часов на воздушных судах в качестве внешнего пилота;
в) обладать знаниями в следующих областях: