МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 декабря 2021 года N 437

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением"



В соответствии со статьей 52, пунктом 1.3 статьи 53, статьей 53.1, пунктом 10 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4226; N 27, ст.5159), пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10), пунктом 7 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст.4322),

приказываю:

1. Утвердить Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 22 апреля 2002 г. N 50 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417);

от 28 апреля 2003 г. N 125 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50" (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный N 4879);

от 1 ноября 2004 г. N 27 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50" (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный N 6129);

от 19 сентября 2012 г. N 350 "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50" (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2013 г., регистрационный N 27043);

от 28 ноября 2014 г. N 325 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50" (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2014 г., регистрационный N 35128);

от 26 июня 2017 г. N 241 "Об утверждении Порядка образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов и Требований к членам центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий и медицинским экспертам" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2017 г., регистрационный N 47590).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

23 декабря 2021 года,

регистрационный N 66527

     

     

Приложение
к приказу Минтранса России
от 10 декабря 2021 года N 437

     

Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением"

     

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением" (далее - Порядок) устанавливают порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, включающий требования к состоянию здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - диспетчеры УВД), лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением (далее - кандидаты на получение медицинского заключения), перечень проводимых исследований, периодичность проведения обязательного медицинского освидетельствования, порядок создания и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии (далее - ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее - ВЛЭК ГА), требования к квалификации их членов, а также форму медицинского заключения о годности членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД к выполнению работ по таким должностям.

2. Члены летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, и диспетчеры УВД должны иметь медицинское заключение о годности к выполнению работ по соответствующим должностям, выданное ЦВЛЭК ГА, созданной в медицинской организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган), ВЛЭК ГА, созданными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую в том числе выполнение работ (оказание услуг) по врачебно-летной экспертизе.

________________

Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3343; 2010, N 6, ст.652).

Пункт 1.3 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4226).

3. Обязательное медицинское освидетельствование членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД (далее - абитуриенты) проводится ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА в соответствии с настоящим Порядком.

4. ЦВЛЭК ГА проводит обязательное медицинское освидетельствование в случаях обжалования и (или) аннулирования результатов обязательного медицинского освидетельствования, проведенного врачебно-летными экспертными комиссиями.

5. Лицам, признанным годными по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров УВД, либо лицам, претендующим на получение соответствующих свидетельств, выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

6. Классы медицинских заключений:

1) медицинское заключение 1 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);

линейного пилота (самолет, вертолет);

пилота многочленного экипажа (самолет);

2) медицинское заключение 2 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

штурмана;

бортинженера (бортмеханика);

летчика-наблюдателя;

бортрадиста;

частного пилота (самолет, вертолет);

пилота планера;

пилота свободного аэростата;

пилота сверхлегкого воздушного судна;

3) медицинское заключение 3 класса выдается кандидатам на получение свидетельств и обладателям свидетельств:

внешнего пилота;

диспетчера УВД (в воздухе).

7. Наличие медицинского заключения 1 класса без ограничений предоставляет его обладателю возможность выполнять функции, установленные для обладателей соответствующих свидетельств, для которых необходимо наличие медицинского заключения 2 или 3 класса.

8. Сроки действия медицинского заключения:

8.1. Медицинское заключение 1 класса действительно в течение срока, не превышающего 12 месяцев.

Если обладателями свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет) и свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет), выполняющими коммерческие воздушные перевозки пассажиров на самолетах (вертолетах), управляемых одним пилотом, являются лица старше 40 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

Когда обладателю свидетельства линейного пилота (самолет, вертолет), свидетельства коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет) и свидетельства пилота многочленного экипажа (самолет) исполняется 60 лет, срок действия медицинского заключения сокращается до 6 месяцев.

8.2. Медицинское заключение 2 класса действительно в течение срока, не превышающего 60 месяцев.

Для обладателей свидетельств штурмана, бортинженера (бортмеханика), бортрадиста срок действия медицинского заключения не превышает 12 месяцев.

Для обладателей свидетельства частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет), свидетельства пилота свободного аэростата, свидетельства пилота планера, пилота сверхлегкого воздушного судна, летчика-наблюдателя старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев.

8.3. Медицинское заключение 3 класса действительно в течение срока, не превышающего 48 месяцев, для обучающихся высших и средних образовательных организаций гражданской авиации по подготовке диспетчеров УВД - 12 месяцев.

Для обладателей свидетельств диспетчера УВД старше 40 лет срок действия медицинского заключения сокращается до 24 месяцев, старше 50 лет - до 12 месяцев.

8.4. Сроки действия, указанные выше, устанавливаются с учетом возраста кандидата на получение медицинского заключения на момент прохождения им медицинского освидетельствования.

8.5. Срок действия выданного медицинского заключения начинается со дня его выдачи ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) и включает день окончания срока его действия.

8.6. Обладатели свидетельств авиационного персонала, не имеющие медицинского заключения, или имеющие медицинские заключения, срок действия которых истек, к выполнению функций, предусмотренных соответствующими свидетельствами и квалификационными отметками, за исключением случаев, установленных пунктом 9 настоящего Порядка, не допускаются.

9. В период действия режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации по представлению руководителя эксплуатанта, оперативного органа единой системы организации воздушного движения срок действия медицинского заключения может быть продлен руководителем межрегионального территориального управления воздушного транспорта уполномоченного органа в области гражданской авиации по согласованию с медицинским экспертом - председателем выдавшей медицинское заключение ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) не более чем на 45 дней.

________________

Глава 1 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г.Чикаго 7 декабря 1944 г.) Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1970 г. N 836-284).

10. Состояние здоровья кандидатов на получение (возобновление) медицинских заключений 1, 2 и 3 классов должно соответствовать требованиям, установленным настоящим Порядком.

Инструктивный материал содержится в Руководстве по авиационной медицине.

________________

Глава 6 приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу" к Конвенции международной гражданской авиации (заключена в г.Чикаго 7 декабря 1944 г.) Международные воздушные сообщения СССР: Сборник документов. Москва, 1970; официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.icao.int. Вступила в силу для СССР 14 ноября 1970 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 1 октября 1970 г. N 836-284).

11. Обладатели свидетельств перестают выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, в случае ухудшения здоровья, влияющего на безопасное выполнение этих функций, употребления без назначения врача лекарственных препаратов, включенных в перечень лекарственных препаратов, влияющих на способность выполнять функции члена летного экипажа воздушного судна и диспетчера УВД, утвержденный в соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации, безотлагательно уведомляют врача-специалиста ВЛЭК ГА (ЦВЛЭК ГА) с момента возникновения факторов, влияющих на безопасное выполнение функций обладателем соответствующего свидетельства, таких как:

1) проведение хирургической операции или инвазивной процедуры;

2) назначение регулярного приема какого-либо лекарственного препарата;

3) получение значительного повреждения, которое влечет за собой неспособность выполнять профессиональные обязанности, предусмотренные соответствующим свидетельством авиационного персонала;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»