ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 7 декабря 2022 года N 664

Об утверждении Методики установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека

(с изменениями на 28 февраля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Роспотребнадзора от 28 февраля 2024 года N 150 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.02.2024, N 0001202402280010).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 5.4 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4209) и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2899; 2021, N 41, ст.6985),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.03.2026.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2024 года приказом Роспотребнадзора от 28 февраля 2024 года N 150. - См. предыдущую редакцию)

Руководитель
А.Ю.Попова



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

13 декабря 2022 года,

регистрационный N 71458

     

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Роспотребнадзора
от 7 декабря 2022 года N 664

     

Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека

     

I. Общие положения

1. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека (далее - Методика) используется при:

обосновании границ седьмой подзоны приаэродромной территории (далее - ПАТ) аэродромов гражданской авиации (далее - аэродром);

осуществлении градостроительной деятельности, направленной на снижение воздействия фактора авиационного шума на среду обитания человека;

обосновании предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах седьмой подзоны;

проведении социально-гигиенического мониторинга;

обосновании управленческих решений, направленных на снижение уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием авиационного шума (далее - АШ) при полетах ВС.

2. Границы седьмой подзоны ПАТ эксплуатируемых аэродромов обосновываются оператором аэродрома по условиям, характерным величине, описывающей интенсивность полетов за нормируемый период времени - день (с 07:00 до 23:00) и ночь (с 23:00 до 07:00), используемой для формирования сценария эксплуатации аэродрома и рассчитываемой как количество воздушных судов (далее - ВС) каждого типа за год для нормируемого периода времени, разделенное на 365 с округлением до целого в большую сторону (далее - среднегодовой летный день), рассчитанному для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 3-х лет.

3. Границы седьмой подзоны ПАТ для проектируемых аэродромов и аэродромов, для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос (далее - ВПП), обосновываются застройщиком аэродрома по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для соответствующего года эксплуатации.

4. В случае, если утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта в целях перспективного развития аэродрома, в том числе строительство, реконструкция ВПП аэродрома, ПАТ, включая седьмую подзону ПАТ, устанавливается с учетом таких строительства, реконструкции.

________________

Пункт 5.1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2021, N 24, ст.4209) (далее - Кодекс).

5. Перспективное развитие аэродрома в части увеличения интенсивности полетов при соблюдении действующих схем вылета, посадки и маневрирования ВС учитывается по данным оператора аэродрома.

6. Границы седьмой подзоны ПАТ, а также режимы ее использования обосновываются по результатам проектных и научно-исследовательских работ, выполненных в соответствии с Методикой.

II. Содержание и структура проекта обоснования границ седьмой подзоны ПАТ

7. Проект обоснования границ седьмой подзоны ПАТ аэродрома должен содержать следующие разделы:

общие сведения об аэродроме;

исходные данные, используемые в расчетах, предоставленные оператором аэродрома в соответствии с приложением N 1 к Методике;

результат расчета внешнего контура седьмой подзоны по фактору АШ при полетах ВС и шумовых зон, выделенных в ее границах;

обоснование границы седьмой подзоны ПАТ и шумовых зон, выделенных в ее границах, с учетом результатов исследований (измерений) уровней шума седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов;

оценка риска здоровью человека от воздействия АШ;

схема границ седьмой подзоны ПАТ аэродрома, установленная по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 5-х лет (для эксплуатируемых аэропортов) или по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для перспективного года эксплуатации (для проектируемых аэродромов и аэродромов, для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции ВПП), с учетом результатов исследований (измерений) уровней АШ;

обоснование ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах седьмой подзоны ПАТ аэродрома и обоснование возможности применения при строительстве и реконструкции, объектов, размещаемых на указанных участках, мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, с указанием конкретного перечня таких мер;

перечень координат характерных точек внешней границы седьмой подзоны и шумовых зон внутри нее в географической системе координат и местной системе координат, используемой для ведения единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

8. Общие сведения об аэродроме должны включать в себя следующую информацию:

сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации;

________________

Пункт 1 статьи 49 Кодекса.


реквизиты регистрации аэронавигационного паспорта аэродрома;

схема с обозначением адреса и места расположения аэродрома;

координаты контрольной точки аэродрома и торцов ВПП в географической системе координат и местной системе координат, используемой для ведения ЕГРН;

режим работы аэродрома с указанием интенсивности полетов ВС по каждому маршруту;

данные о летном поле и ВПП аэродрома.

9. Раздел обоснования границы седьмой подзоны ПАТ и шумовых зон, выделенных в ее границах, с учетом результатов исследований (измерений) уровней АШ седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов должен включать в себя:

отчеты о проведенных исследованиях (измерениях) уровней шума;

обоснование внешних границ седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов.

10. Схема седьмой подзоны аэродромов должна включать в себя внешнюю границу, установленную исходя из эквивалентных уровней шума ( = 45 дБА - с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут и = 55 дБА - с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут), и разделение на шумовые зоны территории седьмой подзоны, формируемые контурами равного уровня звука, в границах которых возможно размещение нормируемых объектов с реализацией шумозащитных мероприятий по исключению повышенного шумового воздействия, вызванного полетами ВС, а также зоны, в границах которых новое строительство запрещено в зависимости от функционального назначения объектов недвижимости.

III. Обоснование границ седьмой подзоны ПАТ

11. Обоснование границ седьмой подзоны ПАТ должно включать следующие этапы:

сбор сведений об эксплуатации аэродрома, необходимых для выполнения акустического расчета и определения расчетного контура АШ, представленного в виде замкнутой линии, в каждой точке которой расчетная (измеряемая) величина сохраняет постоянное значение;

выполнение акустического расчета и построение расчетных контуров эквивалентного скорректированного уровня шума (), включая выделение зоны, в которой запрещается строительство нормируемых объектов (далее - зона запрета строительства нормируемых объектов), при зонировании седьмой подзоны ПАТ;

________________

Подпункт "е" пункта 1(1) Положения о приаэродромной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст.7619; 2021, N 50, ст.8569).


проведение исследований (измерений) на внешних границах седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов;

оценка риска для здоровья человека в границах седьмой подзоны по рассчитанным средневзвешенным суточным уровням шума () и заданным индексам риска здоровью населения;

обоснование и формирование ограничений использования земельных участков и объектов недвижимости в границах территории седьмой подзоны и определение возможности применения при строительстве и реконструкции объектов, размещаемых на указанных участках, мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, установленных санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 29.01.2021, регистрационный N 62296) (далее - СанПиН 1.2.3685-21).

12. Критериями установления седьмой подзоны ПАТ являются:

непревышение установленных СанПиН 1.2.3685-21 эквивалентных уровней звука на внешней границе седьмой подзоны: эквивалентный дневной шум (в дневной период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут) и эквивалентный ночной шум (в ночной период с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут);

________________

Таблица 5.35 СанПиН 1.2.3685-21.


обеспечение допустимых уровней риска здоровью человека в связи с воздействием АШ. Для оценки риска применяются значения средневзвешенного суточного эквивалентного уровня шума (), характеризующего длительное хроническое воздействие.

IV. Сбор сведений об аэродроме

13. Для выполнения акустических расчетов, в том числе с использованием специализированных программных комплексов, последующих оценки рисков для здоровья человека и формирования ограничений использования территории сведения об аэродроме должны содержать достоверные исходные данные, необходимые для обоснования границ седьмой подзоны ПАТ по фактору АШ, перечень которых приведен в приложении N 1 к Методике.

14. Общие сведения об аэродроме должны быть представлены в соответствии с данными, внесенными в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, включая наименование, код Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), координаты контрольной точки аэродрома и торцов ВПП, сведения об операторе аэродрома, режиме работы, данные о маршрутах взлета и посадки воздушных судов, профилях набора и снижения высоты, видах разрешенных полетов согласно правилам полетов по приборам (далее - ППП) и правилам визуальных полетов (далее - ПВП), предусмотренных Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2009, регистрационный N 14645), и типах ВС, эксплуатируемых на аэродроме.

________________

С изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 21.12.2009 N 242 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2010, регистрационный N 16191), от 22.11.2010 N 263 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2010, регистрационный N 19244), от 16.11.2011 N 284 (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2011, регистрационный N 22723), от 27.12.2012 N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2013, регистрационный N 27176), от 25.11.2013 N 362 (зарегистрирован Минюстом России 19.02.2014, регистрационный N 31356), от 10.02.2014 N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19.02.2014, регистрационный N 31362), от 03.03.2014 N 60 (зарегистрирован Минюстом России 18.09.2014, регистрационный N 34093), от 26.02.2015 N 34 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный N 36663), от 15.06.2015 N 187 (зарегистрирован Минюстом России 22.07.2015, регистрационный N 38147), от 18.07.2017 N 263 (зарегистрирован Минюстом России 08.08.2017, регистрационный N 47712), от 18.09.2018 N 333 (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2018, регистрационный N 52652), от 14.06.2019 N 183 (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2019, регистрационный N 55416), от 22.04.2020 N 138 (зарегистрирован Минюстом России 26.06.2020, регистрационный N 58784).

15. Учет перспективного развития аэродрома при разработке седьмой подзоны ПАТ должен осуществляться на основании документов территориального планирования Российской Федерации и документации по планировке территории, которыми предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции ВПП аэродрома, а также данных о перспективных маршрутах взлета и посадки воздушных судов.

16. Географические параметры аэродрома должны быть указаны в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.

Все объекты аэродрома должны быть отображены на цифровой общегеографической карте с указанием административно-территориальных единиц, масштаба карты и границ аэродрома.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»