Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению (Переиздание)

Приложение С
(рекомендуемое)

Непосредственное измерение удовлетворенности потребителей

С.1 Общие положения

В настоящем приложении содержатся дополнительная информация и рекомендации относительно действий, связанных с непосредственным измерением удовлетворенности потребителей в соответствии с 7.3.3.

С.2 Методы обследования удовлетворенности потребителей

С.2.1 Общие положения

Методы обследования, используемые для измерения удовлетворенности потребителей, можно подразделить на качественные и количественные. Организация должна выбирать методы обследования, которые соответствуют поставленным целям и типу данных, подлежащих сбору.

С.2.2 Качественные обследования

С.2.2.1 Общие положения

Основными методами, используемыми для проведения качественных обследований, являются глубинные интервью и дискуссионные группы.

С.2.2.2 Глубинные интервью

Глубинные интервью помогают получить большое количество информации о факторах, влияющих на удовлетворенность, и их относительной значимости, а также помогают лучше понять ожидания и восприятия потребителей. Они могут проводиться при личном контакте или по телефону.

Личные интервью позволяют лучше понять ожидания потребителей. Их продолжительность может составлять от 45 до 60 мин или больше. Такое интервью может быть частично структурировано, т.е. построено на конспекте, помогающем выделить некоторые основные темы. Важно дать возможность респонденту отвечать свободно и дословно записывать ответы.

Интервью по телефону связаны с меньшими затратами и помогают быстрее получить результаты.

С.2.2.3 Дискуссионные группы

Дискуссионные группы, как правило, состоят из пяти-десяти участников. Они дают меньше информации на индивидуальном уровне, однако активное обсуждение и обмен мнениями в группе помогают выявить общее мнение и восприятие относительно сильных и слабых сторон продукции организации, а также относительную значимость факторов, способствующих удовлетворенности. Дискуссионные группы зачастую являются богатым источником информации и идей по улучшению.

Два вышеупомянутых подхода могут быть совмещены. Например, результаты глубинных интервью могут быть рассмотрены в рамках дискуссионных групп. Количество интервью или групп зависит от конкретной цели исследования и от степени однородности потребителей.

С.2.3 Количественные обследования

Основными способами получения данных на основе количественных обследований являются:

- личные интервью или интервью по телефону;

- самостоятельно заполняемые анкеты, которые могут быть направлены по почте или приложены к продукции, или получены в онлайновом режиме (через Интернет).

Личные интервью менее популярны из-за связанных с ними затрат и трудности организации встреч с производственными потребителями. Наиболее часто используемыми методами являются опросы по телефону и самостоятельно заполняемые анкеты, присылаемые по почте.

С.2.4 Сравнение методов исследования

В таблице С.1 обобщены преимущества и ограничения различных методов исследования.


Таблица С.1 - Сравнение методов исследования

Метод

Преимущества

Ограничения

Личные интервью

- Контакт и личное внимание

- Возможность задать более сложные и целенаправленные вопросы

- Гибкость в проведении интервью

- Безотлагательное получение информации

- Возможность проверить информацию

- Требует больше времени, более медленный процесс

- Более дорогостоящий процесс, особенно если собеседники географически разобщены

- Риск возможного искажения фактов со стороны опрашивающего

Интервью по телефону

- Менее дорогостоящий, нежели личные беседы

- Гибкость

- Возможность проверить информацию

- Быстрота проведения

- Безотлагательное получение информации

- Нельзя фиксировать невербальные ответы (нет визуального контакта)

- Риск искажения фактов со стороны опрашивающего

- Информация ограничена относительной непродолжительностью беседы (20-25 мин)

- Нежелание потребителей участвовать в интервью

Дискуссионные группы

- Меньшие затраты по сравнению с личными интервью

- Частично структурированные вопросы

- Спонтанные ответы, вызываемые коллективным подходом

- Требуются опытный координатор и соответствующее оборудование

- Результат зависит от знакомства участников с данной методикой

- Возникают трудности, если потребители разбросаны по большой территории

Корреспондентское обследование

- Низкие затраты

- Возможен охват географически удаленной группы респондентов

- Отсутствует искажение фактов со стороны опрашивающего

- Высокий уровень унификации

- Относительная простота проведения

- Процент ответивших может оказаться незначительным

- Самостоятельный выбор респондентов может привести к получению искаженной выборки, которая не отражает исследуемую совокупность

- Возможны трудности с пониманием нечетко сформулированных вопросов

- Отсутствие контроля поведения при заполнении анкет

- Требуется больше времени для сбора данных

Обследование в онлайновом режиме (через Интернет)

- Низкие затраты

- Заранее подготовленные вопросы

- Отсутствует искажение фактов со стороны опрашивающего

- Высокий уровень унификации/сопоставимости

- Быстрая реализация

- Простота оценивания

- Низкий процент ответивших

- Отсутствие контроля поведения при заполнении анкет

- Задержки с получением данных

- Высокая вероятность прерывания анкетирования в случае нечетко сформулированных вопросов

- Предполагает наличие у потребителей оборудования и их знакомство с методикой


Преимущества и ограничения, приведенные в таблице, предполагают, что сбор данных осуществляется самой организацией. В случае перепоручения данной деятельности некоторые замечания могут оказаться неприменимыми.

Если доля ответивших при обследовании окажется низкой, организация должна рассмотреть другие способы получения или подтверждения информации.